На фоне постепенного снижения спроса со стороны крупного бизнеса лизинговые компании развивают специальные программы для малых и средних компаний с упрощенным пакетом документов и короткими сроками рассмотрения заявок. Перспективы развития лизинговой отрасли обсуждались на круглом столе после завершения торгов по лотам аукциона «Лизинг с первого взгляда», организатором которого традиционно выступает сайт ChelFin.ru.
В прошлом году появилась интересная тенденция: впервые за долгие годы наметилось резкое расхождение динамики развития лизингового бизнеса в стране и отдельных регионах. Так, в то время как прирост российского рынка лизинга, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», составил всего 1,5% (а если для объективности картины исключить крупнейшего игрока с государственным участием – компанию ВЭБ-лизинг, то получится, что объем нового бизнеса еще и упал на 5%), то на Урале, в Сибири и в ряде других регионов совокупный портфель лизинговых компаний возрос на 20-25%. Дело в том, что в последние годы крупные лизинговые операторы зарабатывали преимущественно на сделках по оформлению в лизинг железнодорожной техники – так, в 2011 году доля этого сегмента в объеме нового бизнеса составила почти 50%. Однако в прошлом году сегмент железнодорожного транспорта сильно просел в объеме сделок: дефицит подвижного состава стал ощущаться уже не столь остро, на фоне этого падали ставки аренды, снижалась стоимость вагонов.
Впрочем, бизнес региональных лизинговых компаний и филиалов крупных федеральных игроков завязан на совершенно иной сегмент – до 75% новых сделок приходится на малый и средний бизнес. Заинтересованность малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей в приобретении строительной техники, грузового транспорта, металлообрабатывающего и пищевого оборудования наглядно продемонстрировал и очередной проект «Лизинг с первого взгляда» – за две недели на сайт поступило 16 заявок.
«Немаловажную роль играет настрой предпринимательского сообщества, инвестиционная активность, – говорит директор Челябинского филиала «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин. – Сейчас ситуацию в экономике можно охарактеризовать как стабильную, и настрой вполне оптимистичный, нацеленный на дальнейшее развитие бизнеса. Показатели прироста лизинговых сделок говорят сами за себя: бизнес региона успешно развивается, инвестирует в модернизацию производства, в обновление парка грузовой и спецтехники».
Как отмечает эксперт, в Челябинской области успешно реализуется ряд масштабных проектов – дорожная революция, строительство нового энергоблока Троицкой ГРЭС, освоение новых месторождений Русской медной компанией, активными темпами идет жилищное строительство. «Нельзя сказать, что все эти проекты выступают полноценными драйверами развития лизинговой отрасли, к сожалению, но все же они задают положительный тренд», – говорит Дмитрий Митронин.
На поле малого и среднего бизнеса уже обозначили свои притязания немало крупных федеральных лизинговых компаний, в том числе и с госучастием. «В работе с малыми и средними компаниями во главу угла поставлены передовые технологии, – рассказывает директор Челябинского филиала «Сбербанк Лизинг» Рамиль Саитхужин. – Так, в рамках нового проекта – «Лизинговой фабрики» – предприниматели имеют возможность подать заявку действительно с минимальным пакетом документов, без единой справки из налоговой. При этом решение о финансировании сделки принимается в кратчайшие сроки – за девять рабочих часов, а ставки – одни из самых низких».
К слову, в отношении динамики ставок эксперты настроены довольно оптимистично: стоимость фондирования в ближайшие месяцы вряд ли возрастет, а значит, и стоимость удорожания по лизинговым сделкам останется на том же уровне, а возможно, и снизится.
Как показывает аукцион «Лизинг с первого взгляда», региональным компаниям действительно сложно конкурировать по ставкам с крупнейшими федеральными игроками. Однако сдаваться без боя они не намерены, более того портфели региональных игроков зачастую растут даже опережающими темпами. Неизбежно проигрывая по стоимости финансирования, региональные компании завоевывают свою нишу за счет высокого качества сервиса. «Все большее значение приобретают качество обслуживания, гибкость в принятии решений, – говорит директор филиала «УРАЛЛИЗИНГ» в Челябинске Виктор Кашин. – И это должно быть не пустыми словами. Так, при заключении лизинговой сделки по приобретению транспорта специалисты компании могут взять на себя заботы по постановке транспортного средства на учет, прохождению техосмотра, при необходимости оказать содействие в скорейшем получении страхового возмещения».
Но и небольшие региональные компании готовы вступить в серьезную ценовую конкуренцию по интересным заявкам. «В апреле начала действовать акция: принеси расчеты другой лизинговой компании и получи скидку – за счет снижения ставок в кредитующем банке появилась возможность предложить финансирование на более выгодных условиях», – говорит специалист по лизингу компании «Дом лизинга» Марина Попова.
«Региональные компании прочно занимают свою нишу, потому что федеральные лизинговые игроки привыкли заключать многомиллионные сделки, и им в принципе не интересны сделки на два, пять десять миллионов – они легко отодвинут в сторону такие заявки, если на горизонте появится рыба покрупнее», – сокрушается директор компании «ПрофВент» Александр Котегов, подавший заявку на лизинговый аукцион.
Еще одной серьезной претензией со стороны бизнеса являются долгие сроки рассмотрения заявок и бумажная волокита. «Лизинговые компании не готовы озвучить окончательного решения, пока не получат полный пакет документов – всю финансовую отчетность и учредительные документы», – говорит директор проектного офиса «ГРУ» Игорь Епанчинцев.
Впрочем, сейчас многие компании идут по пути постепенного смягчения требований, заявляя о готовности озвучить предварительное решение до предоставления полного пакета документов. «Скорринговые программы позволяют предварительно оценить перспективы по финансированию сделки на основе лишь баланса предприятия, – говорит заместитель директора филиала компании «Балтийский лизинг» в Челябинске Михаил Карелин. – Главное, с точки зрения лизинговой компании, – понять, что предприятие работает и в состоянии осуществлять ежемесячные платежи. Таким образом, получив по электронной почте базовые финансовые документы, специалист компании в течение дня проведет все необходимые расчеты и с вероятностью 90% сообщит о готовности профинансировать сделку».
В компании «УРАЛЛИЗИНГ» иной подход. «Что такое «предварительное решение»? Это значит, что сегодня мы сказали «да», обнадежили предпринимателя, а завтра, углубившись в финансовую отчетность компании – поняли, что финансировать сделку слишком рискованно, и теперь приходится изворачиваться и придумывать – как бы отказать, сохранив при этом лицо, – говорит Виктор Кашин. – Поэтому мы стремимся не выдать предварительное решение за час, а в короткий срок дать окончательное решение, которое уже не будет меняться, чтобы предприниматель мог твердо рассчитывать на эти деньги».
Если же предприятие или группа компаний намеревается заключить не разовую сделку, а планирует в перспективе приобрести в лизинг и оборудование, и спецтехнику, и автотранспорт, удобнее открыть лизинговую линию, рекомендует Дмитрий Митронин. Кроме того, появился и такой новый продукт, как операционный лизинг. «Главное отличие от традиционного лизинга заключается в том, что после окончания срока договора имущество не выкупается лизингополучателем, а возвращается лизинговой компании (речь идет об обычной аренде)», – поясняет Дмитрий Митронин.
В рамках операционного лизинга лизинговая компания передает технику или оборудование на условиях аренды во временное пользование и оказывает комплекс услуг по его эксплуатации. Такие сделки можно провести и без внесения авансового платежа, срок договора может быть меньше срока полезного использования имущества, а размер лизинговых платежей – заметно ниже, чем по традиционному лизингу. Таким образом, предприятие получает возможность каждые два-три года покупать новую технику, экономя на сервисе и фактически упраздняя собственную ремонтную базу, что особенно актуально для крупных торговых, логистических и строительных организаций. «В комплексном обслуживании заинтересованы, как правило, крупные федеральные компании с большой сетью представительств, – отмечает Дмитрий Митронин. – К сожалению, в регионах эта услуга пока не слишком востребована».
Еще одной интересной тенденцией последнего времени стал и рост числа заявок по лизингу недвижимости, отмечает руководитель отделения ВТБ24 Лизинг в Челябинске Денис Угоденко. Так, начинающий предприниматель Антон Шибков подал заявку на лизинговый аукцион, рассчитывая заключить сделку по обратному лизингу принадлежащей ему нежилой недвижимости, – это позволит выручить стартовый капитал на развитие бизнеса.
По прогнозам агентства «Эксперт РА», в этом году развитие лизинговой отрасли может пойти двумя путями: при реализации пессимистичного сценария, портфель сделок вырастет максимум на 0,15%, что фактически означает стагнацию, по оптимистичному – 8%. По ощущениям представителей региональных лизинговых компаний, спрос на лизинговые сделки сохранится, хотя и не будет столь же высоким, как в предыдущие годы. «По итогам года смело можно ожидать прироста портфеля на уровне 20-30% – об этом можно судить уже по результатам первого квартала, который, вопреки ожиданиям, отличался высокой деловой активностью предпринимателей», – резюмирует Дмитрий Митронин.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Даниса ЮМАБАЕВА