Банальная невнимательность специалистов банка или намеренные мошеннические действия – ответ на этот вопрос челябинец Юрий К. намерен искать в суде. В марте он обнаружил в почтовом ящике извещение от банка с требованием оплатить просрочку по кредитным обязательствам. Челябинец, знающий об этом банке лишь понаслышке, обратился в местное отделение финансовой организации за разъяснениями. Однако и спустя месяц не получив официального ответа, он вынужден был обратиться к юристам и инициировать судебное разбирательство.
По словам Юрия К., в «письме счастья» от «Альфа-банка» были указаны его паспортные данные и числилась задолженность по кредиту, при том, что паспорт челябинец не терял и за кредитом в банк не обращался. «Скорее всего, на мое имя кто-то оформил потребительский кредит: сотовый телефон, бытовую технику или еще что-то, потому что сумма не такая уж и большая – около 12 000 рублей. В тот же день я сходил в банк и написал претензию с просьбой разобраться в ситуации и предоставить кредитный договор, который на меня «приписали», – рассказывает он.
Однако в течение месяца мужчина так и не получил официального ответа со стороны «Альфа-банка». Тогда Юрий, заручившись поддержкой юриста, написал заявление в суд. По странному стечению обстоятельств, вечером этого же дня на мобильный телефон героя пришло сообщение следующего содержания. «Uvazhaemyi Klient, po Vashey pretenzii prinyato polozhitelnoe reshenie. Prinosim Vam svoi izvineniya», – показывает странное сообщение мужчина. «Какое положительное решение? В чем оно заключается? Я просил ответить их документально, а не СМС-сообщением», – возмущается он.
Заместителю председателя Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Финпотребсоюз» Вячеславу Курилину также не понятно, каким образом «Альфа-банк» заключил договорные отношения с челябинцем, без согласия и подписи клиента. «В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Действия, направленные на заключение кредитного договора, потребителем не предпринимались, лично договор он не подписывал, никаких лиц на подписание кредитного договора не уполномочивал. Как следствие, соглашение по условиям договора с потребителем не достигнуто и договор не заключен», – поясняет Вячеслав Курилин.
Ко всему прочему Вячеслав Курилин недоумевает, как в данном случае происходила идентификация заемщика в момент подписания юридических актов и на основании каких документов специалисты «Альфа-банка» заключили кредитный договор. «В интересах потребителя общественная организация обратилась в суд с требованием о признании кредитного договора недействительным, а также компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. Также в суде будет назначена почерковедческая экспертиза, чтобы выяснить, подписал ли данный договор Юрий», – рассказывает юрист, выражая надежду, что в банке будет проведено внутреннее расследование, исключающее возможность возникновения подобных ситуаций в будущем.
Председатель общественной организации «Антикредит» Тарас Безполый с данной проблемой сталкивается уже не в первый раз. По его словам, схема работы по такому сценарию обычно практикуется в различных микрофинансовых организация или мошеннических фирмах. Тем не менее в конфликте с крупным банком Тарас Безполый выдвигает возможные причины случившегося. «Во-первых, это может быть халатность специалистов банка при работе с документами. Или же – намеренный сговор специалистов, направленный против заемщика», – делится предположениями он.
В самом «Альфа-банке» от развернутых комментариев воздержались, при этом в очередной раз подтвердили факт наличия злополучного кредитного договора. «Данный договор был заключен ошибочно из-за некорректно предоставленных данных другим заемщиком. 19 апреля он был закрыт по претензии клиента», – резюмировала PR-директор филиала «Екатеринбургский» «Альфа-банка» Анна Горобцова.