Российских предпринимателей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, могут освободить досрочно. В Кремле обсудят проект амнистии, который предполагает полное снятие судимости и освобождение из-под стражи всех бизнесменов, осужденных за экономические преступления. По расчетам инициаторов проекта, амнистия должна сработать на улучшение делового климата в стране. Эксперты Chel.ru cчитают, что помиловать можно, но бизнес-сообществу вряд ли от этого станет легче.
Подарить амнистию осужденным, приурочив ее ко Дню предпринимателя 26 мая, предложил председатель экспертного совета при омбудсмене, полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. По его словам, уголовные дела в России зачастую фабрикуются для устранения конкурентов и отъема собственности у коммерсантов, поэтому необходимо освободить из-под стражи всех бизнесменов, попавших за решетку по экономическим статьям, снять с них судимость, а также прекратить следствие против тех, кто находится в статусе подозреваемого. Под амнистию подпадает 53 состава преступлений, включая статьи «мошенничество», «присвоение или растрата» и «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», совершенные в сфере предпринимательства. Таким образом, под амнистию смогут попасть 110 тысяч 924 человека, из которых около 12 тысяч отбывают наказание в местах лишения свободы.
Проект постановления был представлен уполномоченному по правам предпринимателей Борису Титову 8 мая, и уже в ближайшее время, как рассчитывают в экспертном совете, будет внесен на рассмотрение в Госдуму. По мнению Титова, амнистия станет «сигналом для энергичных людей, что они нужны, что им можно открывать свое дело без страха оказаться за решеткой». При этом бизнес-омбудсмен признает, что для реализации этой задачи «придется плыть серьезно против течения», поскольку в обществе укоренились негативные представления о предпринимательской деятельности. «Страх безосновательного уголовного преследования стал основным фактором, демотивирующим к ведению бизнеса», – считает Михаил Барщевский. В интервью «РГ» юрист пояснил, что цель амнистии – улучшение инвестиционного климата в России. «Уголовная политика в отношении предпринимателей должна быть изменена в принципе: привлечение к уголовной ответственности – только при наличии потерпевшего и при наличии ущерба, – сказал г-н Барщевский. – За экономические преступления должен судить суд присяжных, а санкция должна быть тоже экономическая, пускай разорительная, пусть осужденные попадают в должники, продают дом, квартиру, имущество, но – отвечают экономически. Тогда и интересы пострадавших будут материально компенсированы».
Согласно Конституции РФ, депутаты Госдумы обладают эксклюзивным правом объявлять амнистию. Последнюю массовую амнистию Госдума объявляла в 2005 году в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Перед 65-летием Победы в 2010 году думцы по инициативе 46 депутатов-единороссов также готовили амнистию для более чем 300 тысяч граждан. Но после консультаций с Кремлем амнистию объявили лишь 200 осужденным.
Эксперты Chel.ru по-разному комментируют предложение амнистировать бывших предпринимателей. «У нас 90 процентов предпринимателей осуждены по статье 159 «Мошенничество», а это «резиновая» статья, которая нередко используется правоохранительными органами, чтобы прессовать бизнес, – говорит заместитель председателя комитета по экономической политике Законодательного собрания Челябинской области, руководитель ЧРО «Деловая Россия» Константин Захаров. – Люди отбывают реальные сроки, хотя могли бы иметь условные и в то же время продолжали бы работать, принося пользу обществу. Я их не оправдываю, но это не уголовники, тем более многих из них посадили по сфабрикованным обвинениям». По мнению Захарова, в первую очередь амнистировать необходимо именно эту категорию осужденных – людей с предпринимательским мышлением, которые, оступившись однажды, уже не будут допускать нарушений, за которые были наказаны, и могут быть «возвращены в бизнес-обороты страны». «Один битый двух небитых стоит», – говорит он и подчеркивает, что принятие амнистии может стать ярким показателем отношения президента ко всему российскому бизнес-сообществу.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров считает важным уже то, что предложение по амнистии было озвучено и не вызвало отторжения на самом высоком уровне. По его словам, это своего рода сигнал обществу о том, что власть готова пересмотреть свое отношение к бизнесу. «То, что правоохранительная система зачастую используется как инструмент конкурентной борьбы, в какой-то мере доказывают цифры – в прошлом году в России было возбуждено около 150 тысяч уголовных дел по статье 159 УК РФ (мошенничество). Из них только 27 тысяч дошло до суда, – говорит бизнес-омбудсмен. – Что было с остальными? Почему возбуждались эти уголовные дела? Было ли заявление конкретно потерпевших или не было? Так что проблемы в этой сфере очевидны, и их надо решать, чем скорее, тем лучше!»
Но, как считают другие, авторы идеи лукавят, когда говорят о положительном эффекте амнистии для предпринимательского сообщества. «Как правило, для большинства предпринимателей, которые преступили закон, все заканчивалось компенсацией ущерба и выплатой штрафов, даже до суда не доходило, – рассказывает глава Челябинского регионального агентства экономической безопасности и управления рисками Cергей Ульяновский, опираясь на опыт работы в правоохранительных органах. – Максимум условно давали, а уж реальные сроки – совсем редко. Думаю, эти десять процентов из общего числа осужденных, которые отбывают наказание в местах не столь отдаленных, действительно в свое время дел наворотили, и, скорее всего, с бюджетными деньгами». При этом Ульяновский считает, что на деловой климат амнистия никоим образом не повлияет. «При любом раскладе на человеке клеймо остается, его и воспринимать будут соответствующим образом. Амнистия – это ведь не реабилитирующая статья. Да, можно и амнистировать, но ожидать от этого всплеска деловой активности, по-моему, нелогично. Думаю, эта идея имеет политический контекст».
Проект постановления амнистии предлагает освобождение и по тем статьям УК, наказание по которым отбывает бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Как отметил председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, в случае принятия решения об амнистии, она вряд ли коснется Ходорковского, так как «мошенничество не относится к экономическим составам».
Как считает уполномоченный по правам предпринимателей от ЧРО «Опора России», генеральный директор ООО Юридическое бюро «ПокровЪ» Татьяна Еремеева, подходить к амнистии нужно не в общем, а исходя из степени общественной опасности и степени риска для развития активной и полезной предпринимательской деятельности. А люди, осуждённые по основной части экономических составов, вообще не должны сидеть за решеткой, убеждена Еремеева. «Нужно вводить большие и очень большие штрафы вместо лишения свободы, пускай даже на маленький срок», – говорит она и рассказывает о деле активистки и мецената Елены Кузнецовой, которая оказалась в местах лишения свободы.
«Не рассчитавшая свои возможности во время кризиса женщина была осуждена по ст. 176 ч. 1 УК РФ (незаконное получение кредита), и ей назначили наказание в виде одного года лишения свободы в колонии-поселении. Сейчас, отсидев положенный срок по обвинениям одного из банков, она вновь готовится к задержанию, потому что теперь другие банки заинтересовались уголовным возмездием. Кому легче от этой резни? Сколько налогов и социальной помощи смогла бы выплатить предпринимательница за это время?» – задает Еремеева риторический вопрос.
Как отметил в беседе с «Ведомостями» зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, перед внесением документа депутаты тщательно его поработают: амнистия не должна касаться казнокрадов, тех, кто обманул дольщиков, тех, кто ранее был осужден. Зампред комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров говорит, что амнистию нужно провести по 50 статьям Уголовного кодекса: о мошенничестве (159-159.6) и из экономического раздела (160, 165, 169-199.2). Спикер Госдумы Сергей Нарышкин также подчеркивает, что амнистия не должна быть всеобщей. «Часть тех, кто совершил экономические преступления, все-таки должны отбывать срок наказания», – сказал Нарышкин, предложив «внимательно изучить инициативу в Госдуме». Как стало известно на этой неделе, Владимир Путин намерен провести встречу с представителями бизнес-сообществ (ТПП, «Деловая Россия», РСПП, Ассоциация российских банков – всего около 60 человек), на которой они и обсудят детали проекта. Встреча намечена на 23 мая.
А вы, уважаемые читатели, как считаете: не повлечет ли за собой амнистия каких-то криминальных последствий для общества, и кто из наших земляков, по-вашему, достоин помилования? Участвуйте в онлайн-голосовании на Chel.ru и оставляйте свои комментарии!