Законопроект, направленный на борьбу с фирмами-однодневками, принят Госдумой во втором, решающем чтении. В числе прочих изменений документ о противодействии незаконным финансовым операциям дает налоговикам право доступа к данным о счетах граждан и дополнительные основания для блокировки счетов организаций. Эксперты Chel.ru считают, что внедрение некоторых пунктов законопроекта в жизнь может свестись к формальностям, развязать руки проверяющим органам и привести к многочисленным ошибкам, как минимум из-за человеческого фактора. И в целом документ способен заметно осложнить жизнь именно реальному бизнесу, а не фирмам-однодневкам.
Минфин в поиске «серых» физлиц
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» в первом чтении принят в феврале, напоминает «Ъ». После некоторого смягчения отдельных положений документа депутаты Госдумы приняли его во втором чтении. Однако законопроект по-прежнему носит «карательный» по отношению к бизнесу характер.
К примеру, согласно документу, налоговые органы получают доступ к информации о счетах и вкладах физических лиц. Сейчас эта норма действует только в отношении организаций. Хотя «любознательность» налоговиков несколько ограничена. По новой редакции статьи 86 НК, справки о наличии счетов и вкладов физлиц, как и об остатках денег на них, налоговики могут запросить лишь с согласия руководителя регионального управления ФНС или самого главы налоговой службы и его заместителей. При этом запрос возможен, только если в отношении заинтересовавших ФНС граждан проводится налоговая проверка, в том числе и встречная, либо есть предположение, что гражданин – владелец однодневки.
Обсуждая пункт об открытии информации о счетах и вкладах физических лиц, эксперты Chel.ru отметили, что законопроект в наименьшей степени направлен на борьбу с фирмами-однодневками. А выдачу разрешений на проверку руководители налоговых служб, скорее всего, поставят на поток, но с некоторыми оговорками.
«Интересно, а по каким критериям и на основании чего руководитель ФНС будет давать разрешение о проверке или накладывать на нее вето? – вопрошает директор ООО «УралСтройИндустрия» Михаил Тельнов. – Сомневаюсь, что хоть один руководитель станет досконально разбираться в каждом вопросе. Думаю, выдача таких разрешений будет поставлена на поток. Мало того, в условиях российской действительности предполагаю, что законопроект начнут использовать и в личных интересах: наверняка найдутся желающие вставить оппонентам палки в колеса и решить сугубо личные интересы, используя «связи».
Схожего мнения придерживается и руководитель департамента консалтинга ЗАО «Аудит-Классик», юрист-эксперт Оксана Бухалова. «Вопрос обоснованности запросов законодатель отдаст на откуп руководителю регионального управления налоговой инспекции или его заму, – высказывается она. – А учитывая объем задач и вопросов, которые эти должностные лица решают в течение рабочего дня, думаю, согласование такого запроса станет сплошной формальностью. По сути налоговики в любом случае смогут получить интересующую их информацию».
По новой редакции статьи 86 НК, справки о наличии счетов и вкладов физлиц, как и об остатках денег на них, налоговики могут запросить лишь с согласия руководителя регионального управления ФНС или самого главы налоговой службы и его заместителей. При условии, что в отношении этих граждан проводится налоговая проверка, в том числе и встречная, либо есть предположение, что гражданин – владелец однодневки.
«У физлиц на счетах могут храниться средства, в том числе и те, которые получены не от коммерческой деятельности. Например, наследство, сумма от продажи чего-либо и так далее, – высказывается директор ЗАО «Агентство «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. – Насколько я понимаю, процесс доказывания времени и способа поступления этих средств на счета ляжет на физическое лицо. Но я в принципе сомневаюсь в возможности доказательств такого рода. Разумеется, этот пункт закона воспринимаю негативно».
«Запрос о наличии счетов и вкладов ФНС возможен только в случае проведения налоговой проверки, а также если у организации имеются признаки фирмы-однодневки, – комментирует аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова. – Поэтому основанием для запроса будут документы проверки, а также возможная работа этой компании с неблагонадёжными организациями. Возможно, получение разрешения руководителя станет формальностью, однако для него потребуется проводить обязательные контрольные мероприятия».
По мнению председателя совета челябинского областного регионального отделения «Деловая Россия» Константина Захарова, данный законопроект не имеет никакого отношения к борьбе с фирмами-однодневками. «Скорее всего, он связан с недавним заявлением министра финансов о том, что минфин не может обнаружить около 18 миллионов человек трудоспособного населения: они не числятся среди безработных на бирже труда и не являются работающими, – поясняет Константин Захаров. – То есть этот законопроект поможет в борьбе с «серыми» налогоплательщиками – теми, кого не видит минфин. А поскольку сейчас объем оборота бумажных денег значительно сокращается, то доступ к счетам физлиц сделает граждан «голыми», прозрачными перед налоговой службой и государством. Все это для того, чтобы принудить людей не уклоняться от уплаты налогов и платить их в полном объеме».
«Налоговый террор» по электронке
Немало споров вызвала и другая налоговая норма законопроекта – о приостановлении операций по счетам компаний. Во втором чтении налоговые органы получили право заморозить счета фирмы в случае, если она в течение шести дней не подтвердит факт получения документов от налоговиков в электронном виде (к примеру, требования о предоставлении пояснений). В НК вводится статья, обязывающая компании, сдающие налоговые декларации через Интернет (основная часть юрлиц), обеспечить получение документов из налоговых органов в электронном виде. Если такой электронной квитанции не поступит по истечении 10 дней по окончании контрольного срока, счета организации могут быть заблокированы.
Респонденты сайта уверены, что этот пункт документа в борьбе с фирмами-однодневками станет безрезультатным: такие компании быстро приспособятся. Вместе с тем он может принести множество проблем нормально работающим компаниям.
«В данном случае налоговики преследуют свои цели – упростить документооборот с налогоплательщиками, – считает Оксана Бухалова. – Однако при этом они стимулируют отвечать на электронные сообщения абсолютно неадекватными мерами: под блокировку могут попасть добросовестные компании, которые просто не получили запрос из-за технических неполадок, либо единственный бухгалтер заболел или отсутствует на работе по другой уважительной причине. Руководитель же в основном такие вопросы не контролирует – у него объективно другие задачи».
Возможность ошибки существует всегда, как и вероятность собрать все необходимые данные не в срок, соглашается Екатерина Кондрашова. «Кроме того, действительно, письмо может потеряться по дороге и попросту не дойти до адресата, – рассуждает она. – В результате счета предпринимателей будут заблокированы, и им придется потрудиться, чтобы как-то разблокировать свои средства. А это дополнительные временные затраты и неудобства как для бизнеса, так и для налоговых органов».
«Нонсенс, – возмущается Людмила Соколова. – Несмотря на то, что в нашей компании есть ряд электронных ящиков, которые проверяются регулярно, есть еще и масса антиспамовых программ и существуют технические проблемы в работе этих почтовых ящиков, бывают проблемы и у провайдеров Интернет-услуг. Поэтому фактически компания может просто не получить письмо от налоговой именно из-за ряда технических причин. А заблокированные счета – это угроза жизнедеятельности организации».
«Это не иначе как налоговый террор, – восклицает Константин Захаров. – Ограничение налоговиков станет формальностью. Фактически любая из компаний сможет подвергнуться террору налогового органа». Он считает, что принятие законопроекта в таком виде может привести к повторению ситуации, которую страна прошла в 90-е годы, когда с компаний требовали предоплаты налогов для выполнения планов фискального ведомства. «Вполне возможно, что теперь в случае отказа под видом непоступления какого-нибудь ответа будут блокироваться счета фирм, что означает для бизнеса полностью парализованную работу», – дополняет он.
Налоговые органы получат право заморозить счета фирмы в случае, если она в течение шести дней не подтвердит факт получения документов от налоговиков в электронном виде
Предприятия, которые занимаются незаконной банковской деятельностью, и организаторы фирм-однодневок владеют законодательством в полном объеме, отслеживают все новшества и активно пользуются несовершенствами закона, считает Михаил Тельнов. Соответственно, специально нанятый человек будет тщательно контролировать процесс общения по электронной почте, рассылку и подтверждение всевозможных запросов УФНС. «А в реально работающей компании может сработать человеческий фактор: сотрудники вовремя не увидят или не смогут в силу разных причин ответить на запрос УФНС, или не дойдет отправленное письмо, – продолжает он. – Я себе это представляю так: пришло письмо по электронной почте, кто-то его «проморгал», счета заблокировали – и начинается беготня: письма в налоговую, разбирательства, остановка платежей, трата времени, ресурсов, упущенная прибыль... В общем, если этот пункт законопроекта направлен на борьбу с фирмами-однодневками, то он результата точно не даст».
Коррупцией – по закону?
Одобренный Госдумой законопроект несет и ряд других существенных для бизнеса поправок. В числе прочих – введение в российский «антиотмывочный» закон («О противодействии легализации...») понятия «бенефициарный владелец» (физлицо, прямо или через третьих лиц владеющее более чем на 25 процентов клиентом-юрлицом либо имеющее возможность контролировать его действия). Банки будут обязаны идентифицировать всю цепочку реальных собственников принесенных им денег, а клиенты – сообщать о наличии у них бенефициаров. Кроме того, кредитные учреждения получат право при наличии веских оснований в чистоте денег закрывать счет клиента или вовсе не открывать его.
Эксперты сайта предположили, что закон может помочь в выявлении в среде чиновников владельцев компаний, отслеживать банкам движение средств. Он может привести и к значительному росту коррупции. А в целом при желании организации всегда находят способ обойти российский закон.
В законодательство вводится понятие «бенефициарный владелец» – физическое лицо, прямо или через третьих лиц владеющее более чем на 25 процентов клиентом-юрлицом либо имеющее возможность контролировать его действия. Банки будут обязаны идентифицировать всю цепочку реальных собственников принесенных им денег, а клиенты – сообщать о наличии у них бенефициаров.
Эта инициатива непонятна большей части людей и уж предпринимателям точно, считает Константин Захаров. «Не исключаю, что она является не озвученным, но продуманным планом по ужесточению бизнес-климата, «выкручиванию рук» и выдавливанию последних денежных капель из бизнеса, – поясняет он. – Вместо того, чтобы создавать условия для увеличения объема оборота денег за счет роста бизнес-активности населения и компаний, государство создает условия, при которых становится невыгодно заниматься бизнесом и уж тем более легальным».
«В части отслеживания бенефициаров, возможно, законопроект поможет в самом богатом слое населения – чиновниках – найти собственников компаний, – предположил Михаил Тельнов. – Но опять же с трудом верится, что госслужащие и чиновники попадут под этот закон, и их будут вычислять, как собственников какого-либо бизнеса. Обычно они остаются в стороне».
«Что касается понятия бенифициарного владельца, то, на мой взгляд, оно позволит лишь банкам отслеживать всю цепочку владельцев организаций, а значит, наблюдать за движением денежных средств и выявлять, кто будет нести ответственность в конечном итоге, если компания нарушает закон, – комментирует госпожа Кондрашова. – Для компаний введение такого понятия отразится дополнительной графой в предоставляемых банкам документах. Однако я полагаю, что организации найдут способ не в полной мере раскрывать своих истинных владельцев. Кроме того, в российском законодательстве из-за неоднозначной трактовки тех или иных постановлений можно найти лазейки, а соответственно, и уйти от ответственности».
«В данной ситуации коррупционеров может стать больше, потому что представители чиновничества будут выкручивать бизнесу руки, и чтобы прекратить это, бизнесмены начнут платить взятки, – прогнозирует Константин Захаров. – Считаю, что этот законопроект в итоге будет направлен на ухудшение инвестклимата. Поэтому очень надеюсь, что он не будет принят. Думаю, что общество еще недооценивает возможных последствий принятия закона в том виде, в котором его лоббируют налоговики. А ведь, согласно законопроекту, физлицам, в том числе и простым работникам заводов, получающим зарплаты на карт-счета, продажа дачи, огорода или другой собственности может обернуться либо большими штрафами, либо уголовной ответственностью: россияне не привыкли декларировать доходы».
По оценке аналитика «Инвесткафе», закон больше направлен на фирмы-однодневки, которые, как правило, регистрируются в качестве ООО. Кроме того, данный закон, скорее всего, ударит по всем группам бизнеса, дав возможность контролирующим органам тщательно проверять и запрашивать любую информацию о компании и владельцах. «Вполне вероятно, что закон поможет сократить число компаний-однодневок, однако насколько он будет хорош в действии, судить пока рано», – заключает она.