Многочисленными судами и беготней по инстанциям обернулись для жительницы Златоуста Ларисы хлопоты по назначению пенсии, что в конечном итоге привело ее на больничную койку. Пожилая женщина так и не смогла доказать Пенсионному фонду факт работы на известном в регионе предприятии и, соответственно, зачесть это время в трудовой стаж. Оказалось, что это фирма-«однодневка», зарегистрированная по адресу общественного туалета в Екатеринбурге.
Незадолго до выхода на пенсию Лариса, как и многие златоустовцы, трудилась в ООО «Уралпромхолдинг», который являлся правоприемником ООО «Уралкомторг» и «Златмаш». Как отмечает уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов, к которому женщина обратилась за помощью, в настоящее время правопреемник вновь сменился – им стало ЗАО Производственное объединение им. Бушуева. Достигнув пенсионного возраста, Лариса, как полагается, обратилась в местное отделение Пенсионного фонда за расчетом и назначением пенсии. Однако услышала шокирующую информацию – оказывается «Уралпромхолдинг» и «Златмаш» не вели производственную деятельность и, соответственно, не производили никаких обязательных отчислений. Не смогла Лариса и подтвердить трудовой стаж и доказать сам факт работы на предприятии. «Нарушен трудовой договор, поскольку компании не платили страховые отчисления в Пенсионный и другие фонды. Притом фирмы до сих пор не сняты с учета и по месту регистрации отсутствуют», – поясняет Лариса.
Адвокат по трудовым спорам Павел Андреев поясняет, что ситуация, когда человек не может доказать свой трудовой стаж, к сожалению, стала типичной. Причем не только в России, но и на территории бывших республик СССР. По словам адвоката, согласно действующему законодательству предприятие, которое прекращает вести хозяйственную деятельность, обязано сдать всю кадровую документацию в архив, чтобы каждый работник даже спустя много лет смог получить необходимые справки. «Это очень важно, поскольку наличие данной информации может быть востребовано работниками в любое время. К примеру, человек обратился в Пенсионный фонд за назначением пенсии. В трудовой книжке, допустим, некорректно сделана запись по месту работы, где он трудился десять лет назад. Пенсионный фонд имеет полное право потребовать подтверждение с места работы. Само же предприятие за эти годы может переименоваться, зарыться, обанкротиться. Но записи в архиве должны остаться», – поясняет Павел Андреев. Если нет справок, Пенсионный фонд имеет право рассчитать пенсию за вычетом неподтвержденных лет стажа. Как добавил Павел Андреев, если нет документов и нет предприятия, следует обратиться в суд и доказывать факт трудовых отношений за этот период. Можно обратиться в прокуратуру, и ведомство в соответствии со ст. 45 ГПК в защиту интересов гражданина подаст иск. Так Лариса и поступила.
Встретив отказ в учете трудового стажа в отделении Пенсионного фонда, она решила не опускать руки и обратилась в прокуратуру – и вскоре выяснилось, что организации, в которых она работала, постоянно меняли адрес регистрации, получая прописку то в Златоусте, то в Екатеринбурге, то в Новосибирске. Однако Уральское управление Ростехнадзора еще больше удивило и пенсионерку, и прокурора – по указанному адресу в Златоусте зарегистрирована неэксплуатируемая котельная, которая входит в опасный производственный объект ООО «Златоустовский экскаваторный завод «ЗЛАТЭКС». С полученной информацией женщина обратилась в прокуратуру Златоуста по поводу мошеннических действий работодателя по ст.159 УК России, злоупотребления доверием и нарушения закона об архивном деле.
Прокуратура направила запрос по месту регистрации ответчиков – в прокуратуру Новосибирска и Екатеринбурга. Как выяснилось, предприятие «Златмаш» по юридическому адресу в Екатеринбурге (где, к слову, находится общественный туалет) отсутствует, хотя с регистрационного учета не снято. Новосибирский суд рассматривал дело целый год, и в итоге также отказал Ларисе в установлении факта трудовых отношений. Из-за отсуствия необходимых документов в архивах она потеряла три месяца трудового стажа в одной организации и четыре месяца в другой. На руках у Ларисы есть решение суда, которое обязывает и «Златмаш», и «Уралкомторг» предоставить сведения в Пенсионный фонд. Правда, предъявить их некому.
По факту пенсионерке так и не удалось доказать свои трудовые отношения с указанными фирмами. «Отсутствие документов – основная проблема. Даже судебные разбирательства не помогли», – поясняет помощник омбудсмена Жанна Чубенко. По ее словам, единственное, чем можно помочь в сложившейся ситуации – это привлечь к уголовной ответственности руководителей фирм-однодневок. Что и было сделано: Алексей Севастьянов направил обращение на имя начальника Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу с просьбой взять ситуацию под контроль и провести тщательную проверку на предмет наличия состава преступления по ст. 159 «Мошенничество» в действиях учредителей этих организаций.
В любом случае недоказанность трудовых отношений и отсутствие взносов непосредственным образом отразилась на размере пенсии Ларисы. Поскольку, по словам руководителя группы по взаимодействию со СМИ ОПФР по Челябинской области Татьяны Городецкой, именно за счет уплаченных взносов на страховую и накопительную часть формируются пенсионные накопления. «По системе обязательного пенсионного страхования все организацииобязаны уплачивать за своих работников (а индивидуальные предприниматели – за себя) страховые взносы в Пенсионный фонд», – поясняет Татьяна Городецкая. В случае, если трудовой путь начался до 1 января 2002 года, то за этот период ПФР будет учитывать и трудовой стаж, и размер зарплаты, а если в более поздние годы – только размер страховых отчислений организации-работодателя. «Если в системе ПФР нет никаких сведений о том, что гражданин работал, начиная с 2002 года, в определенной организации и за него не уплачивались страховые взносы, значит, пенсия будет исчислена без учета этого периода трудовой деятельности», – поясняет Татьяна Городецкая.
В аппарате омбудсмена отмечают, что обращение Ларисы – первый случай по фирмам-«однодневкам», связанный именно с расчетом пенсии. «В любом случае ситуация непосредственно пересекается с проблемой предприятий-должников и серых зарплат», – поясняет Жанна Чубенко. Нередко предприятие не зарегистрировано должным образом, является банкротом или просто исчезает, оставляя работников без зарплат. Что касается пенсий, то массовых обращений пока не было. «Однако если сейчас не предпринять меры, то граждане, работающие по серым схемам и еще не достигшие пенсионного возраста, в ближайшее время столкнутся с серьезными проблемами», – поясняет Жанна Чубенко.
По словам Татьяны Городецкой, важно смолоду формировать трудовые отношения с работодателем в рамках закона и самому контролировать их исполнение. «Гражданин имеет право проверить, сделана ли запись о приеме на работу в его трудовой книжке, соответствует ли она действительности», – поясняет представитель ПФР. К тому же, добавляет Татьяна Городецкая, граждане имеют полное право отслеживать поступление страховых взносов на свой лицевой счет: через сайт госуслуг, запрос в ПФР по месту жительства или через письма счастья, которые Пенсионный фонд высылает по запросу. Не так давно в Минтруда заговорили о том, что россияне сами потворствуют недобросовестным работодателям. Лишь бы платили зарплату вовремя, а уж производятся ли страховые отчисления – неважно, рассуждают многие работники. Как показывает ситуация Ларисы, такая логика может обернуться печальными последствиями.