«Абсолютно неопределенным» называют эксперты социально-экономическое и политическое состояние России. Экономисты уверены – ресурсы экстенсивного развития страны исчерпаны. А переход на новый путь требует институциональных преобразований – независимого суда, свободных СМИ, честных выборов и снижения коррупции. То есть, чтобы поставить страну на новые рельсы, нужно «смазать» их демократией. Вмешался «фактор Майдана». Теперь решение будет зависеть от главы государства: отпустить или закрутить гайки сильнее. В любом случае ученые считают, что в том состоянии, в котором сейчас находится экономика, рассчитывать на улучшение уровня жизни рядовых россиян не приходится.
Олигархический капитализм
«Терминологически сложившуюся в России политическую и социально-экономическую систему можно обозначить как государственно-монополистический, отчасти олигархический, капитализм. Без негативного подтекста», – поясняет профессор, д.п.н., директор Челябинского филиала РАНиГС Сергей Зырьянов. По его словам, вполне вероятно, что другой формат экономических отношений в России возникнуть и не мог, учитывая советское прошлое. «А, возможно, мы просто прошли мимо и выбрали не тот вариант развития, – продолжает доктор политических наук. – У такого режима есть свои достоинства недостатки. Так, он достаточно эффективно эксплуатирует монополистические по своему характеру источники развития экономики – углеводородное сырье, энергетику, природные ресурсы. Эти ресурсы экономика хорошо освоила. А вот другие, относящиеся к сегменту развитого приборостроения, способного давать не точечные результаты, а массовые, к примеру, выход на мировой рынок, – экономика освоить не смогла», – рассказывает Сергей Зырьянов, добавляя, что препятствия тут чисто институционального характера – такая социально-экономическая система не создает необходимых дорог для развития более прогрессивной по своему характеру и технологическому укладу экономики.
Более оптимистичного варианта развития придерживается декан факультета Управления Челябинского филиала РАНХиГС, к.ф.н. доцент Сергей Домрачев. «В прессе сегодня запущена тема проекта будущего страны после Олимпиады. На мой взгляд, мы выполнили все взятые на себя обязательства, и никаких печальных последствий для экономики быть не должно, потому что те деньги, которые были вложены в Олимпиаду, будут использованы дальше – это инфраструктура, создание скоростных дорог, мостов. Есть ряд нацпроектов, которые дадут новые рабочие места, потребность в металле и в новых технологиях», – считает Сергей Домрачев.
По его словам, казна постоянно пополняется: по последним данным ФНС, собираемость налогов выросла на 3%, а значит, несмотря на некоторые пессимистические оценки, деньги на выплаты пенсий, зарплату бюджетникам и прочие социальные расходы есть. Эксперт уверен, что в социальной сфере динамика тоже положительная: по статистике, население России растет, и перед страной стоит задача поддерживать рождаемость, продвигать материнский капитал. «Безусловно, ситуация в Украине оказывает некоторое негативное влияние, но, полагаю, к маю все нормализуется», – добавляет Сергей Домрачев, добавляя, что в целом, с точки зрения позитивного прогноза, те тенденции, которые закладываются в экономической, политической, социальной и духовной сферах, радуют. «С нашим государством все будет хорошо. По крайней мере до 2018 года», – считает Сергей Домрачев.
Жесткий кризис ждет уже в этом году
Директор консалтинговой компании «Экспертный совет» Александр Подопригора советует не расслабляться – жесткий социально-экономический кризис ждет уже в ближайшем году. «Ситуация в стране зависла в точке бифуркации на пересечении двух-трех основных факторов. В целом я бы назвал ее с «высокой степенью неопределенности», – считает Александр Подопригора. Эксперт солидарен с президентом России Владимиром Путиным, который констатировал – ресурсы экстенсивного развития России исчерпаны. «Мы пришли в тупик развития за счет добычи нефти и газа, их продажи и роста цен на ресурсы. Несмотря на то, что цены остановились на довольно высоком уровне, эти деньги не покрывают растущих потребностей бюджета даже в социальной сфере», – считает Александр Подопригора и приводит в пример майские указы президента, которые направлены на поддержание стабильности, но их исполнение сталкивается с проблемами.
По мнению эксперта, это четко видно на региональном уровне – денег на исполнение указов в областных бюджетах практически нет. «В части жестких социальных задач – пенсии и зарплаты – выполнять их регионы могут только путем жесткой экономии», – добавляет Александр Подопригора. Сейчас, считает эксперт, сколько ни вкачивай деньги, они не принесут реального результата, поскольку их невозможно проконтролировать и оценить эффект их вложения. Политолог поясняет: раньше считалось, что причина кризиса в мировых проблемах, мы как никак часть глобальной экономики. «А сейчас ясно, что это не так. Именно внутренняя неспособность экономики и социума перестроиться на интенсивный путь развития приводит к тому, что один путь закрыт, а второй еще не открылся», – говорит Александр Подопригора, сравнивая ситуацию с бронепоездом, который стоит в ожидании, когда стрелочник переведет путь. Все бы хорошо, но в плане перестройки на новый путь мы упираемся в институциональные ограничения.
«Интенсивный путь предполагает другое качество институтов – независимый суд, свободные СМИ, честные выборы, реально действующий парламент, функционирование вне коррупционных схем МВД и т.д. Но вопрос этот лежит в политической юрисдикции и упирается в проблему сменяемости власти», – комментирует Александр Подопригора. По его словам, пошаговая демократизация и преобразование политической системы начались еще до Олимпиады и событий на Украине. К примеру, речь шла о том, что выборы могут проводиться с минимальным использованием административного ресурса, что в выборах могут побеждать те люди, которые называют себя оппозиционерами. «Эти пошаговые преобразования шли и были необходимы, потому как необходимо создать конкурентную политическую среду, чтобы институциональные перемены стали возможными», – комментирует политолог. Однако возник «фактор Майдана», и федеральная власть застыла в точке бифуркации, вырабатывая свое отношение ко всему. «Тут важно, какие выводы будут сделаны. Надеюсь, не в сторону закручивания гаек. Поскольку, я считаю, что это только ускорит приближение таких же «майданов» в России. Система находится в зависшем ожидающем положении – какое решение примет первое лицо? Пойдет на развитие в сторону демократизации, повышение политической, а значит, и экономической конкуренции, или монополизированная экономика загниет, потеряет энергетику развития», – комментирует Александр Подопригора.
Вдобавок, уверен эксперт, нет никакого прогресса в области информационных технологий и нет даже тех производств, которые могли бы стать основой технологического рывка. Сергей Домрачев добавляет, что в этом плане России сейчас нужно поймать шестую технологическую волну. «Для того, чтобы от индустриального общества перейти к постиндустриальному, нужно внедрять новые информационные технологии, робототехнику, закрытые технологические процессы без участия человека», – поясняет Сергей Домрачев. По его словам, нашей промышленности предстоит колоссальное капиталовложение по линии технологических циклов на основе компьютеризации, потому как по технологиям мы отстаем, к примеру, от Японии на 30 лет. «Внедрение инновационных технологий – это задача времени. Мы должны перейти на новый технологический цикл развития. Если не попадем – безвозвратно отстанем», – резюмирует эксперт.
Аналитики сходятся во мнении: Россию ждут большие перемены, которые во многом будут зависеть от политических решений самого ближайшего времени.