Что ищет ИКЕА в Челябинске, кто будет участвовать в конкурсе на разработку схемы челябинской агломерации, смогут ли южноуральские производители заменить товары, запрещенные к ввозу в Россию из-за санкций, как изменят систему патентов и почему большегрузы выгоняют из города? О событиях, волновавших представителей бизнеса на прошедшей неделе, – в обзоре делового сайта Chel.ru.
ИКЕА десять лет ждут
Компания «ИКЕА» начала смотрины в Челябинске. Местная горадминистрация предложила одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома на выбор четыре земельных участка, где могли бы разместиться гипермаркеты «ИКЕА» и «МЕГА».
Ввиду того, что для шведских мебельщиков требуются десятки гектаров, разместят ее на окраине города. Однако глава администрации Сергей Давыдов секрета не выдает, и местоположения, предложенные ИКЕА, не называет. Хотя и выказывает готовность помочь в решении потенциальных проблем: «Необходимо обеспечить транспортную доступность объекта, чтобы не забить дороги и предоставить людям спокойный подъезд. Главное, чтобы комплекс приносил удовольствие и был элементом комфорта для челябинцев, а не источником транспортных проблем».
По слухам, речь идет о Советском, Ленинском районах, Свердловском тракте и Чурилово. Хотя, по мнению одного из экспертов Chel.ru, директора «Плаза Девелопмент Сервис» Дмитрия Агапкина, логичнее было бы открыть такой гипермаркет неподалеку от озера Кременкуль, чтобы новоселы «Парковых», «Тополиной аллеи», «Лесного острова» и поселков за Шершневским водохранилищем могли с удобством обставлять свои новые жилища.
Насчет того, пострадают ли местные производители мебели и мебельные центры, мнения разошлись. ИКЕА либо безболезненно захватит «свой» сегмент рынка, либо навредит челябинским магазинам. В любом случае бессмысленно строить предположения, потому что приход шведской компании в Челябинск может в очередной раз не состояться. Разговоры о том, что на Южном Урале появится эта сеть, ходят с... 2004 года. И по-прежнему наш регион остается потенциально интересным для инвестиций шведов в качестве нового этапа их экспансии – это подтверждает пресс-служба «ИКЕА Россия».
Дружить городами
Непонятное слово «агломерация» становится ближе: в Челябинске объявлен конкурс на разработку схемы ее территориального планирования. Новое образование объединит Копейский и Челябинский городские округа, Еткульский, Коркинский, Еманжелинский, Красноармейский и Сосновский районы.
В теории это должно укрепить производственные, транспортные и культурные связи между этими территориями, устранив определенный дисбаланс в градостроительной, дорожно-транспортной и инфраструктурной сфере муниципальных районов. А в целом повысить инвестиционную активность, так как появятся прозрачные правила и долгосрочные перспективы комплексного освоения территорий.
Начальная сумма контракта, указанная на сайте госзакупок, составляет 25 млн 623 тысячи рублей. Эксперты Chel.ru сочли ее адекватной ситуации. Среди участников – местный институт «Челябинскгражданпроект», обладающий хорошей документационной базой по Челябинской области. Часто привлекаемый к подобным проектам Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» тоже мог бы проявить интерес к конкурсу, однако у его руководства возникли вопросы к качеству и правильности содержания конкурсной документации. Подробности пока не озвучиваются.
Работы по разработке схемы агломерации будут разбиты на два этапа: первый должен быть завершен к декабрю 2014-го, второй – к 15 октября 2015 года. Заявки на участие в конкурсе принимаются Минстроем до 20 августа, оценка предложений продолжится до 26 августа.
Форель по-нагайбакски – наш ответ санкциям
Сельхозтоваропроизводители Южного Урала начали осваивать производство деликатесов, запрещенных к ввозу в Россию продовольственными санкциями. По словам губернатора Бориса Дубровского, они в состоянии обеспечить продуктами питания не только Челябинскую область, но и другие регионы.
Так, в Нагайбакском районе стартовал проект по разведению форели, которой местные рестораторы в некоторых блюдах смогут заменить норвежский лосось. Инвестором строительства этого хозяйства выступило ООО «Глория». Сумма вложений составила 40–50 миллионов рублей. По словам представителей компании, деньги окупятся, но уже через два года. Планируется достичь показателя в 100–150 тонн форели в год. «Мы накормим Магнитогорск и близлежащие районы: Агаповский, Верхнеуральский, Кизильский и Нагайбакский», – обещает представитель «Глории» Татьяна Любичанковская.
Кроме того, глава Нагайбакского района Каирбек Сеилов заявил о том, что сейчас идет поиск места для строительства крупной молочно-товарной фермы на территории муниципалитета.
В Сосновском районе компания «Вкус еды» запатентовала совершенно особую технологию производства творога. Однако, как рассказал директор компании Павел Рекуданов, для начала подобного производства предприятию необходима финансовая поддержка и расширение – сейчас оно перерабатывает всего 2,5–3 тонны молока в сутки.
Между тем вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что санкционный перечень продуктов будет подкорректирован. Совсем скоро оттуда исчезнут безлактозное молоко, товары для диабетиков, аллергиков, ряд пищевых и биологически активных добавок, а также семенной материал и мальки для выращивания аквакультуры.
Патентная система попадет под изменения
В законодательство о патентной системе, как на региональном, так и на федеральном уровне, могут внести принципиальное изменение. Поскольку патенты прежде всего рассчитаны на микробизнес, бизнес-омбудсмен Южного Урала Александр Гончаров предложил сделать так, чтобы человеку, покупающему патент, не надо было регистрироваться в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя.
«Если будет возможность покупать патенты без довольно сложной процедуры регистрации в качестве ИП, причем делать это в терминалах, где мы оплачиваем коммунальные услуги по системе «Город», количество приобретенных патентов увеличится в разы!», – убежден Александр Гончаров.
Между тем работа по совершенствованию законодательной базы о патентной системе идет полным ходом. Одним из самых заметных и значимых изменений в российском законе стало исключение понятия «величины минимального порога годового дохода» для обладателя патента. Ранее нижняя граница дохода составляла 100 тысяч рублей, верхняя – один миллион рублей. Опасаясь, что не заработают такой суммы, часть предпринимателей не приобретала патенты. Теперь, когда «минимального дохода» нет, ситуация должна измениться.
Еще одно нововведение заключается в дифференцированном подходе к определению стоимости патента по территориальному принципу. Очевидно, что доходность бизнеса в Варненском или Чесменском районе на порядок ниже, чем в Челябинске или Магнитогорске, поэтому целесообразнее применять разные коэффициенты для определения стоимости патентов в разных территориях Челябинской области. По какой формуле будет вычисляться стоимость патентов, пока не ясно, но принципиально важен тот факт, что она будет определяться после консультаций с бизнес-сообществом.
Еще один недостаток существующей патентной системы – негибкость. Например, если предприниматель вовремя не оплатил патент, несмотря на уважительную причину (болезнь, подтвержденную больничным листом), он автоматически переводится на общую систему налогообложения.
Кстати, по итогам 2013 года количество приобретенных патентов на всю Челябинскую область составило всего 2,5 тысячи из общего количества ИП – порядка 86 тысяч.
Через две недели рабочая группа по разработке законопроекта «О внесении изменений в закон Челябинской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области» обсудит на очередном заседании механизмы реализации предложений.
Большегрузы вытеснят за город
Челябинские дороги могут закрыть для большегрузов. Такую возможность сейчас рассматривают власти города.
Большегрузный транспорт разбивает городские дороги и муниципалитет несет убытки, но плату в настоящее время за использование дорожной сети с грузовиков не берут, указал глава городской администрации Сергей Давыдов. Между тем существует весовой контроль, который необходимо соблюдать.
По словам градоначальника, необходимо запретить въезд большегрузного транспорта и в центр, и вообще в город. Перевозчики, использующие автомобили с большой грузоподъемностью, должны компенсировать затраты, которые несет муниципалитет.
Мнения жителей об этой инициативе неоднозначны. Одни указывают, что дорожный налог платят владельцы всех автомобилей, в том числе и большегрузов, а потому несправедливо ограничивать их движение по дорогам. Другие предлагают более мягкие меры – ввести ограничение на дневное передвижение большегрузов. Ночью и ехать без пробок, не выбрасывая зря кубометры солярной гари, и асфальт от дневного зноя уже остыл, а потому не будет плыть под тяжелыми машинами.
Третьи соглашаются, что такой шаг позволит значительно облегчить трафик и не видят в нем новаторства. Ограничение по движению большегрузов в городах давно практикуется за рубежом и в России. К примеру, в Москве два года назад ввели специальную систему передвижения для большегрузов – сейчас они двигаются в обход мегаполиса, либо проезжают по определенным магистралям в ночное время в строго оговоренные часы. В Челябинске же ранее вводились лишь сезонные ограничения.
Планируется, что к следующей неделе специалисты горадминистрации вместе с ГИБДД проработают этот вопрос, после чего он будет вынесен на общественное обсуждение.
Между тем в регионе рассматривают и другие меры по сохранению дорожного полотна. В частности, планируется перейти в дорожном строительстве на заключение контрактов жизненного цикла. Это позволит избежать аварийных ситуаций на дорогах и сэкономить средства – подрядчики будут отвечать за качество дорог в течение нескольких лет, ремонтируя их за свой счет.