Год за годом россиянок все больше привлекает самозанятость. Исследование, выполненное по заказу Amway, показало, что только за минувший год количество женщин-предпринимателей увеличилось на шесть процентов, и разрыв между женщинами-предпринимателями и мужчинами-бизнесменами сократился с 6,7 до 4,2 процента.
«У наших соотечественниц интерес к предпринимательству не меньше, чем у женщин за рубежом, – считает гендиректор консалтинговой компании «Драйвер Перемен» Ариадна Денисова. – Особенно у тех, кто относится к поколению Y. Они больше верят в успех, более открыты новому, они еще не сталкивались с такими прелестями отечественной экономики, как дефолт, деноминация, а также с бюрократическими препонами. Представительницы прекрасного пола постарше лучше представляют себе препятствия на пути малого бизнеса, они осторожнее в выборе и тщательнее подходят к организации бизнеса. Часто решение об открытии бизнеса женщина принимает в связи с тем, что ей необходимо совмещать воспитание детей с карьерой, а собственное дело позволяет подстраивать график под себя».
Более половины (55,3%) опрошенных считают общество дружелюбно настроенным по отношению к предпринимательству. Треть (30,6%), напротив, уверена, что окружающие относятся к владельцам бизнеса без симпатии, пишет «РГ».
Непростое отношение в обществе, в частности, и к женскому предпринимательству. «Женщину не всегда готовы принимать на равных, она не может заключать договоры в бане или на охоте с партнерами-мужчинами, – отметила Ариадна Денисова. – Однако, с другой стороны, женщине бывает легче договориться, особенно если она выглядит привлекательно, так как научно доказано, что внешне привлекательные люди чаще добиваются успеха в переговорах. Чаще всего женщины предпочитают организовывать бизнес в социальной сфере, например, открыть частный детский сад или найти себя в торговле и услугах, поскольку именно эти сферы в нашем обществе считаются соответствующими слабому полу».
По мнению экспертов, одним из главных моментов, на которые нужно обращать внимание женщине-предпринимателю, является команда. Всегда все хочется делать самой. Но нужно учиться распределять свое время и ответственность. «Также очень важно ставить конкретные цели на определенный промежуток времени, чтобы впоследствии видеть и чувствовать результат своей работы, – уверена эксперт в запуске бизнеса, основатель школы travel-журналистики Travelogia Юлия Щукина. – Нужно грамотно вести счет деньгам и объяснить своим близким, в чем суть вашего проекта и почему он для вас важен. Нарисуйте четкую картину будущего, сфокусируйтесь, ведите учет результатов, ни в коем случае не бросайте начатое в отчаянии. Не принимайте поспешных решений. И обязательно нужно вкладывать средства в свое обучение и развитие».