Поправки в закон о торговле, ограничивающие выплаты от поставщиков ретейлерам, внесены в Госдуму. Под угрозой могут оказаться до 80 процентов валовой маржи ретейла, бесперебойность поставок и цены для конечного потребителя, пишут «Ведомости»
Одно из основных нововведений – запрет включать в договор поставки продуктов питания услуги продвижения и исполнять такие договоры. Предлагается также запретить сетям и поставщикам заключать «договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров». Поправки устраняют «дискриминационные практики» торговых сетей в отношении производителей, пояснили авторы документа. По их мнению, обременения, которые сегодня несет российский производитель, ограничивают возможности развития производства и снижения цены.
Поставщики не раз заявляли о «фиктивных» маркетинговых услугах. «Сети заставляют подписывать такие договоры одновременно с договором поставки и получают в среднем 80 процентов валовой маржи именно за счет платежей по данным договорам», – утверждает один из поставщиков продовольствия, участвовавший в подготовке законопроекта. Например, торговые сети оказывают услуги «по донесению до покупателей информации о свойствах товара поставщика», «предоставление поставщику информации о потенциальных покупателях» и другой, перечисляет он.
Поправки запретят стимулирующие потребление акции, а «отсутствие стимулирования снизит заинтересованность в увеличении закупок и негативно отразится на производстве и доходах производителей», парирует президент ГК «Дикси» и ассоциации крупнейших ритейлеров России АКОРТИ Илья Якубсон. «Кроме того, значительное понижение бонусов спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции», – предупреждает он.
Поправки также ограничивают суммарные выплаты поставщика ретейлеру – не более трех процентов «от цены приобретенных продовольственных товаров».