Малый и средний бизнес получит 18-процентную долю в закупках госкомпаний и инфраструктурных монополий. С 1 июля 2015 года это требование будет распространяться на компании с госучастием, годовой объем выручки которых превышает 10 млрд рублей, а 1 января 2016 года и на все остальные, пишет «РГ».
В последние годы государство и бизнес начали договариваться о правилах игры в сфере госзакупок. Под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) разработана дорожная карта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». За семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами МСП, возросло на 43,47 процента, а сумма заключенных контрактов составила 217,7 млрд рублей. В компаниях с госучастием начали создаваться совещательные органы по вопросам эффективности госзакупок, были утверждены программы партнерства с субъектами МСБ. Однако этот процесс идет очень медленно.
«Из 664 акционерных обществ, которым были направлены поручения, лишь 40 создали совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности проводимых закупок, только 10 разработали программы партнерства с субъектами МСП, – отметил член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов. – Эта проблема во многом была связана с отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего особенности осуществления закупок».
Представители госкомпаний часто считают, что МСП неохотно идет на тендеры. «Но со стороны малого и среднего бизнеса звучат вполне резонные предложения, как стимулировать активность, – считает Фахретдинов. —Это размещение информации о заказах на портале Zakupki.gov.ru и использование пяти основных тендерных площадок для проведения закупок у МСП, унификация требований к электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сейчас, чтобы угодить всем госкомпаниям, приходится оформлять сразу несколько ЭЦП, что затратно».