Госдума 1 июля в третьем чтении приняла закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и муниципально-частном партнерстве (МЧП). Документ определяет подходы к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением таких соглашений. В частности, например, регламентируется возможность использования сторонами соглашений различных форм участия и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, пишет «РГ».
Если государство в проект инвестирует больше, чем частные лица, то при прекращении соглашения обязательной является передача объекта в публичную собственность.
Устанавливается закрытый перечень объектов соглашения. Так, не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, объектов водоснабжения и водоотведения.
При этом любое имущество, передаваемое частному партнеру по соглашению ГЧП и МЧП, должно быть свободно от прав третьих лиц. Частный партнер не вправе передавать в залог объект соглашения или свои права по нему. Исключением может являться только использование их в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения.
По мнению главы профильного комитета госдумы по вопросам собственности Сергея Гаврилова, ГЧП – это альянс между государством и бизнесом в целях реализации масштабных и локальных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг.
Соответственно, после того как закон начнет работать, это будет способствовать привлечению в российскую экономику частных инвестиций и повышению качества и доступности предоставляемых населению услуг и товаров. Инвестиций действительно должно быть больше, потому что появляется больше возможностей, в отличие от концессий.