Федеральное агентство по туризму разработало рекомендации для граждан, планирующих туристические поездки. С их помощью можно вычислить мошенников и защитить себя от последствий. Но что делать тем, кто уже столкнулся с недобросовестной турфирмой? Есть ли на рынке Челябинска такие игроки? Отвечали эксперты.
Каждый год в сезон летних отпусков на туристическом рынке появляются недобросовестные фирмы, которые применяют мошеннические операции. Федеральное агентство по туризму разработало рекомендации, позволяющие гражданам, планирующим туристические поездки, заранее вычислить «плохие» компании и не обращаться к ним за услугами. Ростуризм советует всегда проверять репутацию турфирмы с помощью отзывов в Интернете; поговорить с менеджером этой фирмы, из разговора с которым можно понять его компетентность и надежность; проверять наличие сведений о компании в едином федеральном реестре туроператоров и турагентств; придя в офис турфирмы, оценить обстановку; обращать внимание на цены; внимательно читать договор и с осторожностью относиться к лотереям и розыгрышам. Подробные рекомендации опубликованы на официальном сайте правительства Челябинской области.
Юристы сообщают, что обращений по поводу нарушений прав в туристической сфере достаточно много, и рост жалоб граждан связан именно с наступлением туристического сезона.
Ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Ануш Арутюнян выделила два вида самых распространенных случаев: первый – существенная задержка рейса, ввиду чего граждане опаздывают на следующий вылет и попросту теряют свои деньги. При этом виновная компания-перевозчик обязана возместить гражданину убытки, вызванные такой задержкой; второй – особой популярностью пользуются услуги организаций, предлагающих так называемые абонементы на несколько недель отдыха. Стоимость таких услуг велика – от 60 000 руб. и выше, при этом чаще всего услуга приобретается в кредит. Стоит обратить внимание, что в стоимость такой услуги входит только размещение в том или ином отеле, а виза, питание, перелет и т. д. в стоимость не входят.
«Порой граждане, полагая, что приобретают полноценный тур, заключают подобного рода договоры и остаются, попросту говоря, ни с чем, – поясняет Ануш Арутюнян. – Однако гражданам отчаиваться не стоит, ведь от услуги они вправе отказаться в любое время, при этом денежные средства в определенном размере им возвращаются». Специалист отметила, что стопроцентно исключить все риски невозможно, но возможно их хотя бы минимизировать. Поэтому рекомендации Ростуризма очень полезны. И если все-таки гражданам пришлось столкнуться с такими недобросовестными компаниями, самое первое действие, которое необходимо предпринять – обратиться с письменной претензией, советует эксперт. Дальнейшие действия зависят от ответа на эту претензию.
В адвокатском бюро «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» назвали самые распространенные способы мошенничества на рынке туристических услуг.
1. Фирмы-однодневки. Такой способ мошенничества предполагает, что туристическая фирма после получения предоплаты от клиента постоянно переносит сроки тура, а вскоре и просто исчезает с деньгами клиентов. «Способом защиты от подобного вида мошенничества является бдительность клиента, – объясняет помощник адвоката адвокатского бюро «Ковалёв, Рязанцев и партнёры» Александр Штепа. – Не стоит доверять крайне низким ценам на путевки. Стоит обращаться к туроператорам, несколько лет стабильно работающим на рынке туристических услуг». Специалист говорит, что нужно получить максимальное количество информации о работе туроператора из общедоступных источников (отсутствие какой-либо информации должно насторожить), в том числе на сайте Ростуризма.
2. Мошенничество по прибытии. Данный способ мошенничества предполагает, что по прибытии на место отдыха клиент турфирмы обнаруживает, что часть услуг отеля либо сам отель не оплачен, либо предоставлен не тот отель, на который договаривались. «Способом защиты от подобного вида мошенничества может стать предварительный звонок в отель с целью уточнить, забронирован ли на ваше имя номер и каковы условия проживания в нем», – советует Александр Штепа, обращая внимание, что если человек все же стал жертвой мошенников, то нужно знать, что у него есть право на возврат денежных средств, как предварительно перечисленных туроператору (в случае, если стали жертвой фирм-однодневок), так и компенсации затрат, возникших по вине туроператора во время отдыха (в случае с мошенничеством по прибытии). Для этого, специалисты адвокатского бюро поясняют, что необходимо направить в адрес туроператора письменную претензию с требованием вернуть денежные средства. Если туроператор не ответит на такую претензию или ответит отказом, то клиент вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Одновременно с взысканием денежных средств можно обратиться в правоохранительные органы, указав на нарушения со стороны туроператора, и с просьбой провести проверку по данному факту.
Игроки рынка говорят, что по истечении сезона отпусков многие мошенники проявят себя и могут выплыть неприятные случаи. Директор туристической компании «Сусанин» Александр Подпятников считает, что разработанные рекомендации Ростуризма больше похоже на притянутую за уши инструкцию, а в России инструкцию не читают, либо читают уже после того, как что-то пошло не так. «Очень уже хочется, чтобы перестали “кошмарить” туротрасль и не раздувать этот мыльный пузырь негатива, – рассуждает Александр Подпятников. – у многих туристов уже разыгралась фобия после фразы “обратиться в турагентство за покупкой тура”, это неправильно. Культура обращения в сферу услуг должна существовать и должна быть полезной потребителю».
Специалист говорит, что грядут глобальные реформы, даже революция в туротрасли. Это коснется схемы покупки турпродуктов, выбора бренда туркомпании для покупки путешествия и, конечно же, выбора узкопрофильного специалиста по направлению, а не менеджера-универсала, который совмещает должность бухгалтера в турагентстве. Александр Подпятников считает, что крупные компании должны оздоравливать отрасль, обучать и воспитывать специалистов по туризму, создавать благоприятные и комфортные условия для своих сотрудников и создавать финансовую безопасность для туристов. К тому же, сегодня специалист туркомпании с большой долей ответственности, деликатности и персонализации должен находить подход к клиенту, суметь решить поставленные задачи в кратчайшие сроки и мотивировать туристов к следующему обращению. «Могу с полной уверенностью заявить, что мышление и уровень осведомленности и запросы туристов выросли в разы за последние пять лет. Но по-прежнему первым пунктом при выборе своего отдыха или деловой поездки является безопасность. А это очень многогранное понятие», – говорит Александр Подпятников.
В агентстве путешествий «Твой мир» рассказали, что были случаи, когда к ним приходили туристы, попадавшие в лапы мошенников. Обычно, например, люди что-то выигрывали, а потом их обманывали, либо они оплачивали путевки, а потом фирма закрывалась. «Один раз мы лично решили проверить подобного рода фирму, – говорит генеральный директор фирмы “Твой мир” Эльвира Василенкова. – Прикинулись туристами, напросились к ним в гости и посмотрели на всю эту авантюру изнутри». Она рассказала, что данная фирма меняла название несколько раз и заманивала к себе тем, что клиенты якобы выигрывали путевку на Тенерифе. Многие поддавались соблазну проверить, шли на встречу в эту турфирму, попадали под «обработку» менеджера и подписывали договор с «мелким шрифтом».
«Знаю, что многие подавали в суд, и этой фирме вроде присудили какие-то штрафы. Не было о них слышно какое-то время, а потом опять пошла новая волна интриг», – продолжила Эльвира Василенкова, добавив, что, чтобы не попасться на такого рода провокацию, нужно обязательно при бронировании тура заключать договор, полностью его читать и ставить свою подпись только в том случае, если со всеми пунктами согласны. Обязательно брать чек об оплате, проверять у фирмы юридические документы, подтверждающие право ведения туристической деятельности (они, как правило, вывешены на информационном стенде). «И вот когда у вас есть договор и чек об оплате, то при наступлении случая мошенничества нужно обратиться в полицию», – отметила эксперт.
Самые яркие примеры туристического мошенничества последнего времени в Челябинской области
Завершившееся в Челябинском областном суде дело по обвинению индивидуального предпринимателя. В 2015 году саткинским бизнесменом не были выполнены обязательства по 21 договору на оказание туристических услуг, а денежные средства клиентов были присвоены. Уголовная коллегия Челябинского областного суда квалифицировала действия ИП как мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину (часть 2 статьи 159 УК РФ) и назначила наказание в виде четырех лет условно с испытательным сроком пять лет, с возложением обязанности в течение трёх лет расплатиться со всеми потерпевшими.
В феврале 2016 года по материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело в отношении директора туристической фирмы ООО «Империя путешествий». Челябинец приобрел в турфирме путевку, заплатив за нее 203 тыс. рублей. Заранее улетел в Москву. За час до вылета на курорт мужчине позвонила директор турфирмы и сообщила, что рейс перенесли на неделю. Челябинец с семьей остались ждать в столице. Через неделю ситуация повторилась. Таким образом, турист пробыл в Москве около месяца и в итоге вернулся в Челябинск. По данным следствия оказалось, что директор турфирмы даже не бронировала путевку и деньги так и не вернула. Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере).
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com