Челябинка Дарья после новостей о возможности снизить ставки по действующей ипотеке отправилась с заявлением в один из федеральных банков. Нехитрый подсчёт после выполнения всех условий кредитного учреждения дал ясно понять — идти на реструктуризацию ей не выгодно из-за комиссий. Законна ли плата за пересмотр условий договора, выяснял 74.ru.
— Я написала заявление в банк, чтобы мне снизили ставку по ипотеке. Платить осталось пять лет, и мне показалось, что будет логично изменить условия договора, — рассказывает Дарья. — В ответе, который пришёл от банка, сообщалось, что ставку мне готовы снизить на полпроцента, но при определённых условиях.
По её словам, платёж уменьшится всего на 191 рубль, но придётся переоформить закладную, оплатить все регистрационные и нотариальные сборы, а также заплатить комиссию банку за пересмотр существенных условий кредитного договора. Последняя «съест» львиную долю выгоды от снижения ставки. Приведём расчёт. Сейчас Дарья ежемесячно платит банку 15 481 рубль, после снижения ставки до 11,25% платёж, по расчётам банка, составит 15 290 рублей. При том, что до полного погашения осталось пять лет, выгода составит 11 460 рублей. Из них 8500 рублей девушка должна будет заплатить банку в день заключения допсоглашения.
В письме из банка (есть в распоряжении редакции) уточняется, что такое предложение не является публичной офертой, а комиссия — исключительно комиссия банка и не включает оплату услуг иных расходов.
— Существенные условия соглашения между банком и заёмщиком определяются по договорённости сторон и после анализа банком представленных заёмщиком документов, — пишет банк.
По мнению эксперта Общероссийского народного фронта, юриста Вячеслава Курилина, взимание такой комиссии незаконно.
— У нас уже была волна оспаривания комиссии — за выдачу кредита, за открытие ссудного счёта и прочее. Суды признают их незаконными, так как банк получает за них оплату в виде процента, — комментирует эксперт. — В случае с реструктуризацией услуга «пересмотр существенных условий договора» отдельно от реструктуризации не может быть оформлена. За что эти деньги? За воздух? Реструктуризация — это, по сути, новый кредит, и банк либо соглашается его оформлять, либо нет.
Вячеслав Курилин уточнил, что в данном случае предложение банка — не публичная оферта, а значит, если заёмщик придёт и скажет, что комиссия незаконна, то банк попросту не будет заключать с ним договор. И будет прав.
— Но если заёмщик заключит договор или допсоглашение, заплатит комиссию, а потом придёт с требованием вернуть деньги через суд, то тот с большой долей вероятности пойдёт ему навстречу, — резюмировал Курилин.
Уточним, что комиссия за снижение ставки — история индивидуальная, как впрочем и само решение банка, а также то, на каких условиях оно будет проходить. В разных банках — по-разному и, как правило, узнать, есть ли плата за пересмотр условий, можно только уже после одобрения банка. Как добавил Вячеслав Курилин, заключать новые договоры или дополнительные соглашения закон требует, только если для заёмщика условия ухудшаются. Если банк наоборот снижает ставку — то переоформлять документы необязательно.
В банке ВТБ 74.ru сообщили, что абсолютное большинство случаев рефинансирования — это рефинансирование кредитов, взятых ранее в других банках.
— Свои кредиты розничный бизнес банка ВТБ тоже рефинансирует, но при соблюдении определённых условий. Каждая такая заявка рассматривается в индивидуальном порядке, — добавили в пресс-службе ВТБ.
Активнее всего своим ипотечникам уменьшает ставку Сбербанк. Массово это делать банк начал в сентябре. Правда, следом стали поступать жалобы на долгий срок рассмотрения заявок. В чём причина, мы рассказывали в нашем материале.
— На сегодня мы рассмотрели заявления 15 тысяч заёмщиков, — уточнил замуправляющего Челябинским отделением Сбербанка Андрей Антонов. — Процесс идёт непрерывно, если заявление проходит по всем условиям, то снижение идёт автоматически. Мы понимаем, что ситуация изменилась — сейчас ставки по ипотеке возвращаются на докризисный уровень. Комиссии не берём — это решение банка, потому что это неправильно.
Источник 74.ru в одном из федеральных банков разъяснил — банки бы рады снижать ставки по своим клиентам, но регулятор этому не особо рад.
— Это могут себе позволить только избранные игроки рынка. Остальным же каждое снижение ставки своему клиенту приходится серьёзно мотивировать для Банка России, — объяснил источник. — Поэтому чаще идёт просто «обмен» клиентами в рамках рефинансирования. Безболезненно «неизбранные» банки могут только реструктуризовать ипотеку при объективных трудностях у своих клиентов.
Добавим, что в этом году на фоне поэтапного снижения ключевой ставки (определяет «стоимость» денег. — Прим. ред.) тема рефинансирования ипотеки — в топе. Логично, что южноуральцы, ранее оформившие ипотеку под более высокие ставки, задумываются над тем, как уменьшить платёж по ипотеке. И обращаются с этим вопросом не только в свои банки, но и в сторонние. О тонкостях программы по рефинансированию в других банках мы уже рассказывали ранее.
Всего за девять месяцев этого года южноуральцы оформили 22 390 ипотечных кредитов на 27,5 миллиарда рублей.
Если вы столкнулись с проблемами в банковском обслуживании, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Алена Мызгина