Преступники активизировались в эпоху коронавируса, когда люди столкнулись с дополнительными ограничениями. С улиц и городов аферисты перебрались в онлайн. На новые схемы обмана теперь попадаются уже не только пенсионеры и дети, но и вполне образованные люди средних лет. Характерный пример привели в челябинском отделении Уральского ГУ Банка России.
В июне молодая челябинка попала в неприятную ситуацию. Женщине 30 лет, грамотная, работает юристом и прекрасно знает, что нельзя никому предоставлять свои персональные данные.
— На мобильный телефон ей позвонил якобы сотрудник банка и сообщил о взломе банковского счёта. Чтобы защитить деньги, предложил перевести их на резервный счёт. Для этого, по его словам, нужно было ввести трёхзначный код, который указывается на обороте банковской карты. Тогда, мол, деньги автоматически перейдут на защищенный счёт. Женщина ответила, что это секретные данные, и она знает, что их нельзя называть. Тогда лжесотрудник банка похвалил её за бдительность. «Никому нельзя говорить, в том числе мне. Если служба безопасности банка узнает, что вы мне сказали такие сведения, меня сразу уволят», — вызвал доверие мошенник. Потом сообщил, что сейчас он положит трубку, а клиентке перезвонит банковский робот. И вот ему-то можно сказать код — якобы переводить деньги будет не человек, а техника, — рассказала реальную историю начальник отдела платёжных систем и расчётов регионального отделения Уральского ГУ Банка России Людмила Панина. — Женщина была на работе, занята делами, а тут в стрессовой ситуации надо что-то решать. В итоге ей поступил звонок якобы от робота. Она не заподозрила подвоха, назвала цифры, и в скором времени с её карты списали 30 тысяч рублей. Фактически мошенник втёрся в доверие к клиентке банка, умело манипулировал её чувствами и страхами. Женщина потом сама не могла объяснить, почему же она повелась на такой обман.
С начала пандемии в нашей стране зафиксирован всплеск мошеннических действий — на 300% — в отношении клиентов банков, отметили в Банке России. Только за первый квартал проведено 164 тысячи несанкционированных операций, а владельцы карт и счетов потеряли полтора миллиарда рублей. Центробанк отправил на блокировку 8000 телефонных номеров, с которых звонили мошенники.
— Мошенники всегда быстро реагируют на ситуацию в стране и экономике и придумывают новые предлоги для того, чтобы заставить человека раскрыть персональные данные или самому перевести им деньги. Весной лжеработники банков заводили разговоры об отсрочках по кредитам, возврате денег за авиабилеты и путёвки в связи с пандемией, потом предлагали проверку на коронавирус, помощь с получением компенсаций и выплат на детей, — отметила Людмила Панина. — Главное, что надо помнить — сотрудники банка никогда не попросят сообщить им персональные данные, пин-код, код, пришедший на телефон по СМС, номер счета или карты. И уж, конечно, настоящий представитель банка не будет по телефону переводить ваши деньги на какие-то другие счета. Не поддавайтесь психологическому давлению.
В любой подозрительной ситуации лучше всего положить трубку и не продолжать разговор с мошенниками. Не стоит переходить по ссылкам, присланным в электронных письмах или СМС, мессенджерах и соцсетях. В Банке России советуют в таких ситуациях позвонить для проверки по номеру телефона банка, указанном на обратной стороне платёжной карты. Причем набирать номер только вручную, а не делать обратный звонок.
А как вы реагируете, если сталкиваетесь с телефонными мошенниками?
В последние три года постоянно растёт число преступлений в сфере кибермошенничества, подтвердили в полиции.
— За семь месяцев этого года на Южном Урале зарегистрировали более 5000 преступлений в IT–сфере. Это уже на 10% больше, чем в прошлом году. Раскрыто около 1500. Но проблема остаётся острой. Появляются всё новые и новые схемы мошенничества, используются новые ресурсы и инструменты социальной инженерии. Раскрываемость у нас варьируется от 20 до 50% — в зависимости от способа совершения преступления. Это звонки от имени родственников, якобы от банка, мошенничества на онлайн-площадках по продажам товаров и услуг, в онлайн-банкинге и так далее, — рассказал заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД по Челябинской области Денис Ершов. — Преступники понимают, что дистанционно украсть деньги легче и выгоднее. Поэтому активно перемещаются в интернет-пространство.
В России ущерб от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляет в среднем пять тысяч рублей, сообщили в «Лаборатории Касперского». Мошенники активно используют методы социальной инженерии. В 42% случаев они полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Самые распространённые легенды — необходимость подтвердить данные (72%), сообщение о блокировке карты (58%) и предложение кредита (57%).
— Многие люди по-прежнему не умеют распознавать злоумышленников и лишаются денег в результате простейших схем. Мы напоминаем, что настоящий сотрудник финансовой организации никогда не будет возражать против завершения разговора, а вот мошенник, наоборот, будет прилагать все усилия и прибегать к разным психологическим уловкам, чтобы тот, кому он звонит, не положил трубку. Поэтому в любом случае лучше закончить разговор и перезвонить на официальный номер банка, — рассказал ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.
Сергей Голованов — антивирусный аналитик, специалист по противодействию угрозам для банковских систем и кибершпионажу. Ведущий эксперт «Лаборатории Касперского», преподаватель курса «Безопасность вычислительных сетей».
В начале августа в Челябинске мошенники увели деньги с банковской карты сотрудницы МВД. Женщина лишилась больше 90 тысяч рублей.
В пандемию коронавируса многие читатели 74.RU сообщали о списаниях с карт Сбербанка. Мы разобрались, как не потерять деньги.
Стали жертвой кибермошенников? Или у вас есть позитивный опыт того, как смогли избежать потерь? Ждём от вас сообщений на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.