В августе исполнился год с момента открытия цементного завода «Цемикс» в Абзелиловском районе Башкирии, на границе с Челябинской областью. Тогда приезжал президент Владимир Путин, который приземлился в аэропорту Магнитогорска, провел совещание по лесным пожарам, спалившим южноуральское село Джабык, а затем на машине отправился на открытие предприятия. Погорельцам после визита главы государства отстроили новые дома, дорогу, но так ли всё позитивно с селом, где построили завод, и его жителями, которым обещали рабочие места? Рассказывают наши коллеги с UFA1.RU.
Официально завод был зарегистрирован в 2017 году, но фактически производство запустили в 2021-м. Тогда представители компании рассказывали, что вынуждены были начать работу предприятия немного раньше изначально запланированного срока, поскольку «цемент стране нужен уже сейчас».
По данным правительства Башкирии, в строительство завода в Абзелиловском районе было вложено как минимум 5,5 миллиарда рублей. Планировалось, что штат составит 400 рабочих, и чиновники подчеркивали, а представители компании это подтверждали, что набирать сотрудников будут преимущественно среди местных. Но возникла проблема: выяснилось, что в Абзелиловском районе не так много специалистов подходящей для технологичного производства квалификации. Как сообщали год назад в «Цемиксе», из 142 их работников 46 были местными жителями. По словам директора предприятия, Самата Тарыбаева, с тех пор ситуация немного улучшилась.
— Точную цифру сходу сказать не могу, но, конечно, [местных сейчас] прибавилось, — сообщил он. — Важно, что те местные сотрудники, которые у нас работали в начале, сейчас уже выросли до руководящих должностей, порядка шести-семи человек. Например, директор по развитию бизнеса в Башкирии, главный энергетик с Абзелиловского района, как минимум трое с Абзелиловского района стали мастерами, которые по факту отвечают за весь завод. Мы обучаем людей постепенно, чтобы они могли карьерно вырасти. Ведется работа, чтобы люди, не имеющие специального образования и опыта в промышленности, получили высокую квалификацию.
Это подтвердил и глава села Янгельское, возле которого расположился завод, Рустем Кадыров. Но по его словам, это по большей части касается районного центра Аскарово, откуда даже запущен вахтовый автобус. В то же время он отметил, что промышленники сдержали обещание по поводу экологической безопасности. Изначально предприятие собирались строить совсем близко к границе с Челябинской областью, но экоактивисты и общественники расположенного в 20 километрах Магнитогорска, где и без того хватает проблем с загрязнением атмосферы, воспротивились. Тогда «австрийцы» ушли еще на 10 километров глубже в Башкирию, местных свозили на уже действующий завод под Уфой и показали, что их производство работает «чисто».
— Никаких выбросов от них нет, ни пылинки, — сказал UFA1.RU Рустем Кадыров про завод в Янгельском. — Некоторые думают, что он вообще не работает, просто стоит здание, не пылит. В этом плане вообще всё хорошо, не обманули.
В целом же, заключил он, жизнь в селе с появлением крупного завода под боком существенно не изменилась — ни в лучшую сторону, ни в худшую. Однако у янгельцев все-таки есть претензия к «австрийцам»: наполовину сделанная дорога, которая вызывает у них чувство возмущения. Завод стоит аккурат между Магнитогорском и селом, и если первую часть перед визитом Владимира Путина заасфальтировали (по ней президент ехал от аэропорта к предприятию), то вторая по-прежнему покрыта лишь щебенкой.
— Большая часть населения работает и ездит в Магнитогорск, эта дорога сильно сократила путь, не надо крюк делать, но наша часть забивается, там гребенка такая. Люди это связывают с заводом: мол, вот для городских заасфальтировали, а для нас нет. Всем людям же не объяснишь, что это республика должна сделать, — говорит Кадыров.
По словам Самата Тарыбаева, за дорогу до Янгельского от завода действительно отвечают власти республики, а не предприятие. Но он добавил, что компания старается оказывать помощь сельчанам.
— Мы со своей стороны помогаем отчищать, щебнем осыпаем, чтобы местные не страдали. Спонсорскую помощь оказываем и не только здесь, вот в Сибае больше тысячи тонн щебня отгрузили только в этом году, — рассказал Тарыбаев.
Плохая дорога — это горести местных. На заводе же больше думают о прибыли. Судя по финансовым показателям, которые опубликованы в «Контур.Фокусе», год получился для «Цемикса» подъемным, но не то чтобы успешным. При балансе в 8,8 миллиарда рублей выручка составила всего 22,4 миллиона.
Это отчасти подтверждает директор предприятия Самат Тарыбаев, он считает, что результат годовой работы — в целом положительный. В разговоре с UFA1.RU он пояснил, что на фоне общемировой экономической ситуации, без проблем не обошлось, но плохим год назвать нельзя.
— Укрепление рубля не совсем нам на руку, потому что открываются двери импорту и конкурентам. Но для первого года операционной деятельности идем неплохо — несмотря на кризис и прочее. У многих бизнесов в строительной сфере спад, у некоторых до 50%, и нас это, конечно, коснулось, но мы любыми путями стараемся увеличивать объемы отгрузки, — рассказал Тарыбаев.
В качестве одного из успехов он отметил строительство терминала в Подмосковье. Там, в городе Луховицы, «Цемикс» возводил центр для перегрузки строительных смесей, но неожиданно местная администрация обратилась с иском в Арбитражный суд. Чиновники заявляли, что постройка — самовольная. В апреле стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому предприятие обязалось получить соответствующее разрешение и в течение 3 лет ввести объект в эксплуатацию.
— Железную дорогу запустили, свои вагоны отгрузки приобрели, достроили другие объекты, терминалы — в Подмосковье, на Югах. Много позитивных достижений. Есть повод отметить годовщину работы, — сообщил UFA1.RU директор «Цемикса».
Стоит отметить, что с момента открытия на заводе прошли три проверки Госкомитета жилстройнадзора Башкирии и в ходе двух из них были выявлены нарушения. В октябре специалисты заключили, что на одном из участков работы велись с нарушениями требований проектной документации и санитарно-эпидемиологических правил, за что назначили штраф в 20 тысяч рублей. Спустя две недели такое денежное наказание выписали начальнику участка за строительство без разрешения. Еще через две недели Жилстройнадзор выехал на третью проверку, но на этот раз всё было в порядке.
Кроме того, компании пришлось отвечать по иску о возмещении вреда, который подала жительница Абзелиловского района после того, как на известняковом карьере в Сибае на ее самосвал упал ковш погрузочного крана. Автовладелица потребовала с компании около полумиллиона рублей. В ходе разбирательства выяснилось, техника принадлежит другому предприятию, входящему в тот же, что и «Цемикс» холдинг — «Ласселсбергер» австрийского промышленника Йозефа Ласселсбергера. Суд частично удовлетворил требования истца — размер компенсации за ущерб и расходы составил, согласно решению, 356 тысяч рублей.
Кто такой Ласселсбергер?
Компания «Ласселсбергер» производит керамические покрытия и декоры. Продукция известна под брендами Rako и Cemix. Она была создана в 1957 году и названа в честь основателя Антона Ласселсбергера, а сейчас ее возглавляет Йозеф Ласселсбергер. В 1990-х австрийцы начали расширяться: пошли в Венгрию, Словакию, Чехию. В 2009 году «Ласселсбергер» построил завод в Уфе. Тогда республику возглавлял Муртаза Рахимов, и он докладывал Владимиру Путину, что компания «максимально удовлетворит потребности отечественного рынка». Завод «Цемикс» в Абзелиловском районе стал вторым предприятием «Ласселсбергера». В декабре 2021 года власти Башкирии объявили, что компания намерена построить третий — в Уфимском районе.