Лимонад, газировка и другие сахаросодержащие напитки стали подакцизными товарами. С 1 июля изготовители обязаны отчислять в бюджет 7 рублей с каждого литра. Мы поговорили с производителями и экспертами о том, кому придется несладко, как нововведение отразится на работе компаний и отрасли в целом, насколько вырастут цены на продукцию, и повлияет ли вся эта ситуация на потребительский спрос.
Что произошло
В России с 1 июля сахаросодержащие напитки начали облагать акцизом — 7 рублей с литра. Дополнительный налог заплатят производители напитков, сделанные с добавлением сахара или подслащивающих веществ — глюкозы, фруктозы, сахарозы, декстрозы, мальтозы, лактозы, сахарного сиропа и меда. Установлены критерии, по которым напитки попадают под дополнительное налогообложение: не менее 5 граммов углеводов на 100 миллилитров, объемная доля этилового спирта — не более 1,2 %.
Итак, акциз теперь взимается с лимонада, газировки, холодного чая и других безалкогольных напитков. Ограничения не затронут соки, морсы и кисели на растительной основе, за исключением тонизирующих напитков, алкоголь крепостью более 0,5 %, виноградное, плодовое, медовое, пивное и другие сусла, плодовые сброженные материалы и квас с содержанием этилового спирта менее 1,2 %.
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс приняли в ноябре прошлого года.
Как отреагировали производители
Производители сладких напитков восприняли нововведение как неизбежное.
— У нас нет выбора, нас поставили перед фактом, и мы в любом случае будем соблюдать законы и работать в новых реалиях, — сообщила бренд-менеджер компании «Ниагара» Ирина Пищикова. — Каких-то проблем при подготовке к работе с подакцизными товарами не возникло. Опыт у нас есть, мы же маркируем питьевую воду. Поэтому спокойно справились с новой нагрузкой и вошли в рабочий ритм.
На Южном Урале лишь 9 предприятий производят сахаросодержащие напитки, попадающие в перечень подакцизной продукции, сообщили в региональном Минсельхозе. Среди них «ЦПИ- Ариант», «НВК Ниагара», «Магнитогорский завод пиво-безалкогольных напитков», «Златовар», ПК «Виноград», «Родники Урала», «Пивоварня Уральский богатырь», «Йист Айлэнд» и «Вирфактори».
В Челябинской области, по данным оператора системы мониторинга «Честный знак», зарегистрировано 42 производителя безалкогольных напитков и соков. За 2022 год они изготовили 504,7 тысячи литров.
Мы обзвонили всех местных представителей напитков, которым грозит акциз. Но с комментариями они не спешили.
— Все предприятия, кроме «ЦПИ-Ариант», входят в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для них законодательством предоставлена льгота — акциз они будут платить не с 1 июля, а с 1 октября этого года, — сообщили 74.RU в пресс-службе Минсельхоза Челябинской области. — Что касается «Арианта», компания уже выработала позицию, позволяющую минимизировать возможные негативные последствия от увеличения налогового бремени.
По данным 74.RU, на «ЦПИ-Ариант» задумались над корректировкой рецептуры напитков, чтобы вывести их из-под нового налога.
Влияние акциза на производителей сладких безалкогольных напитков неоднозначно, указали игроки рынка.
— Конечно, можно сказать, что напитки не являются категорией первой необходимости, категорией социально значимой и так далее. Но в условиях падающих доходов населения появление дополнительной налоговой нагрузки негативно отразится как на производителях, так и на потребителях, — заявил зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» (объединяет производителей и поставщиков продуктов питания) Дмитрий Леонов. — Это также может привести к снижению «белого» производства и формированию нелегального рынка. В этом случае эффект от поступления акцизных сборов может быть нивелирован сокращением налоговых отчислений.
Скорее такую меру можно назвать ограничивающей потребление продукта, подчеркнул представитель Руспродсоюза.
Что будет с ценами
Акциз на сахаросодержащие напитки влечет за собой рост издержек и, как следствие, увеличение цен для потребителей, добавили участники рынка.
— Во-первых, сами акцизы, во-вторых, дополнительные расходы, связанные с учетом этих акцизных марок, их выпуском, всей системой их использования и так далее — все это дополнительные расходы для бизнеса, — перечислил зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — Насколько именно цены могут вырасти — сказать трудно. Ведь у разных напитков разные объёмы, ёмкости. Но логично предположить, что уплата акциза в 7 рублей войдет в отпускную цену предприятия и выльется в 14 рублей, а то и более на литр для потребителя — с учетом торговой наценки в категории «Газированные напитки».
Представитель крупнейшего производителя безалкогольных напитков в Челябинской области также не исключила грядущего подорожания выпускаемой продукции.
— Придется повышать цены, чтобы сохранить качество, — сказала Ирина Пищикова.
Как акцизная наценка в итоге повлияет на потребительский спрос, участники рынка оценивали с осторожностью.
В ассортименте «Ниагары» — 12 брендов, в том числе газировки, морс, квас, энергетики. Газированная продукция составляет 80 % от общего объема продаж компании. Неслучайно здесь надеются на оптимистичный прогноз.
— Скорее всего, спрос не уменьшится. В любом случае цены на напитки давно растут, но покупать меньше не стали. Газировку пили и будут пить! — отметила бренд-менеджер Ирина Пищикова. — С конца апреля и до августа фиксируется пик продаж безалкогольных напитков. Эта сезонность характерна и для нынешнего года. В летние месяцы всегда повышается спрос на эту продукцию. И с каждым годом объемы продаж у нас растут.
Дополнительный сбор повлияет на увеличение себестоимости сахаросодержащих напитков, подтвердили эксперты.
— Введение акциза может транслироваться в более высокие цены для потребителей, если производители решат перенести стоимость сбора на покупателей, или в сокращение рентабельности производства, если производители примут стоимость акциза на себя, — объяснила аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. — Далее в зависимости от чувствительности потребителей к стоимости напитков из-за повышения цен может снизиться потребление сладких напитков, попадающих под акциз. То есть производителям придется найти золотую середину между снижением влияния на рентабельность и сокращением продаж.
Между тем некоторые страны, которые несколько лет назад вводили подобное регулирование с целью оздоровления рациона либо пополнения бюджета, впоследствии признавали его малоэффективным и отказывались от акциза, добавил Дмитрий Леонов.
Откуда взялся «сладкий акциз»
Сама идея обложить акцизом сахаросодержащие напитки родилась лет 10 назад. В 2016 году Минфин РФ планировал ввести такой акциз в размере 5 рублей с каждого литра. Тему муссировали целый год, потом законопроект отложили в долгий ящик. Зимой 2021 года вернуться к теме «сладких» акцизов предложили депутаты Госдумы.
В первом полугодии 2022-го, после ухода иностранных производителей, рынок упал на 5,2 %. Но вскоре нишу заняли отечественные предприятия, и по итогам года производство сладкой газировки выросло на 15 %.
Еще на стадии обсуждения законопроекта производители газировки подписали Кодекс добровольных обязательств по снижению сахара в продукции. В нем говорится, что к 2024 году содержание сахара в напитках, выпускаемых в России, будет снижено на 10 %. Но это не помогло — доходы от будущего акциза уже записали в федеральный бюджет.
По данным Минздрава, каждый третий житель России страдает ожирением. У 5 миллионов человек выявлен сахарный диабет. Между тем 0,5 л сладкой газировки содержит 2 суточные нормы сахара.
Поступления в федеральный бюджет от «сладкого» акциза оценивали в 35 миллиардов рублей в год. Власти сообщали о том, что доходы направят на борьбу с сахарным диабетом. Но в бюджете на 2023–2025 годы на эти цели выделено лишь по 10 миллиардов ежегодно.
В марте в России стартовал новый этап внедрения цифровой маркировки «Честный знак». Все предприятия, торгующие минеральной и питьевой водой, должны сканировать нанесенные на нее коды маркировки при продаже.
С 1 декабря начнется маркировка напитков в ПЭТ и стекле, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье. С 1 марта 2024 года такая маркировка распространится на все виды банок, а с 1 июня — на напитки в кегах и прочих видах упаковки.