Акцизы на вино и шампанское вырастут в три раза в 2024 году. Дальнейшая индексация запланирована на 2025 и 2026 годы. Закон о поправках в Налоговый кодекс, повышающих акцизные ставки, подписал президент Владимир Путин. Обсуждаем с экспертами, как это скажется на рынке вина в России, ассортименте, ценах и доступности для потребителей (спойлер: подорожание будет серьезным).
Зачем повышают акцизы
С мая следующего года в России резко — в три раза — повысят акцизы на вино: с 34 до 108 рублей. С января 2025 года намечено очередное повышение — до 112 рублей, а с 1 января 2026 года — до 116. Увеличение акцизов также затронет шампанское и винные напитки. Если сейчас акциз на них равняется 45 рублям за литр, то в 2024-м подрастет до 141, в 2025-м — до 147, в 2026-м — до 153 рублей. Документ размещен на официальном портале правовой информации.
Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления внутри страны (алкоголь, табак и так далее). Он включается в цену товаров или тариф за услуги — фактически за акциз платят потребители.
Как правило, акцизами обкладывают высокорентабельные производства. Для государства повышение таких ставок — один из способов пополнить бюджет. В пояснительной записке к законопроекту прямо говорилось, что только на следующий год от винных акцизов власти рассчитывают получить 22,6 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2023-м — ожидается лишь 11,1 миллиарда рублей. Впрочем, затем рост будет не таким скачкообразным: в 2025-м от акцизов на вино планируется получить 28,4 миллиарда, в 2026-м — до 29,8 миллиарда рублей.
«Для российских виноделов это только в плюс»
По данным Ассоциации виноградарей и виноделов России, отечественное вино занимает 60% рынка. При этом за прошлый год производство российской продукции выросло на 11%.
Отечественные производители надеются, что рост акцизов ударит в первую очередь по импортной продукции.
— Российские виноделы после определенных поправок в закон, которые мы ожидаем достаточно скоро, смогут возмещать этот акциз в полной мере. Поэтому для российских виноделов это увеличение только в плюс, оно будет отражаться в полной мере на импортном вине даже из тех стран, которые не облагаются импортными пошлинами. Это ставит российских виноделов в достаточно хорошую конкурентную позицию, — заявил президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов в эфире НСН. — Если примут поправки, мы не ожидаем повышения цен.
В ГК «Ариант» также ждут принятия новых поправок в закон (о возмещении акциза — Прим. ред.) и после этого будут формировать ценовую стратегию, сообщили 74.RU в компании.
— Мы готовы приложить максимум усилий, чтобы это повышение прошло незаметно для наших потребителей. Важно, что рост акцизов делает российское вино более конкурентноспособным на рынке. Если виноделы получат возможность возмещать возросшие акцизы, то при правильных вложениях это позволит далее развивать российское виноделие: расширять площади виноградников, строить питомники, создавать новые энотуристические (винный туризм — Прим. ред.) объекты и, конечно, повышать качество конечного продукта, — рассказала гендиректор ГК «Ариант» Ирина Голышева. — Мы видим беспрецедентный формат господдержки отрасли виноградарства и виноделия, который позволит масштабировать научные исследования, заниматься изучением и сохранением разнообразия виноградных растений, расширением их генетического банка, разработкой, внедрением и применением методов вирусной очистки винограда на стадии производства саженцев. Такая работа уже начата в агрофирме «Южная» в тесном сотрудничестве с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт».
Напомним, что с 1 августа правительство России повысило импортные пошлины на вина из США, Евросоюза, Австралии и прочих недружественных государств с 12,5 до 20%, но не менее $1,5 за литр. Ограничение ввели до конца года. Но отечественные виноделы призывали власти продлить действие повышенных пошлин для импортной продукции.
Дешевое вино исчезнет?
В то же время эксперты указали, что резкий рост акцизов негативно скажется на структуре рынка вина и стоимости напитков для конечных потребителей.
— Европа завалена вином по одному-два евро за бутылку. Это бесплатно даже для бомжей, — заявил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Минимальное пособие по безработице — от 700 евро в Греции до 900 евро в других странах ЕС. Поэтому ни один европейский бомж не пьет спиртосодержащие жидкости, какие-то суррогаты — смысла нет, когда вино дешевое. Во всем мире есть рынок массового вина из винограда нормального качества, а у нас его нет. Самое дешевое вино в России стоит сейчас рублей 180 за бутылку. Это в несколько раз дороже, чем в Европе, если считать относительно МРОТ 16,5 тысячи рублей (или 19,5 тысячи рублей в следующем году).
Повышение акцизов сразу в три раза эксперт назвал ошибочным решением, пролоббированным неграмотной системой управления отраслью.
— К чему это приведет? Проблема в том, что в таких условиях производить будут только дорогое вино. А нам прежде всего нужен массовый рынок и только потом отдельные дорогие позиции, — прикинул Вадим Дробиз. — Самое дешевое вино в России к лету будет стоить 280–300 рублей за бутылку. Мало того, что это очень дорого в соотношении с минимальной зарплатой. Но еще страшнее, что теперь минимальная цена вина уравнивается со стоимостью бутылки водки. Хотя в любой стране мира основа рынка, 75–80%, — это дешевое вино для обычных людей. У нас же этот сегмент исключается окончательно и бесповоротно.
В СССР бутылка водки стоила в четыре раза дороже вина, напомнил аналитик. И тогда в стране вина пили больше, чем пива. А сегодня, по словам Вадима Дробиза, соотношение совсем другое — пива пьют в 10 раз больше, чем вина.
Рост акцизов производители всегда включают в цену товара и перекладывают эти издержки на покупателя, указали эксперты.
— В качестве поддержки производителей отечественного алкоголя теоретически можно было бы заморозить повышение акцизов или даже вообще отменить, — прокомментировал экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Но государство на это не пойдет. Потому что бюджет нужно пополнять и потому что другие отечественные производители других подакцизных товаров потребовали бы их тоже поддержать и тоже не повышать акцизы. Но государство таких щедрых подарков в ущерб бюджету делать не будет. А значит, потребителю придется платить больше.
Но выбор в условиях ухода с рынка ряда иностранных брендов и развития дорогостоящего параллельного импорта у российского покупателя невелик, заключил Андрей Лобода.