RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

4 м/c,

южн.

736мм 56%
Подробнее
6 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Образование Владимир Рушанин: «В основе любого успеха лежит интерес»

Владимир Рушанин: «В основе любого успеха лежит интерес»

Академия культуры и искусства – один из самых молодых и интересных вузов Челябинска. Интересен он...

" src=

Академия культуры и искусства – один из самых молодых и интересных вузов Челябинска. Интересен он, прежде всего, своей спецификой: из его стен выходят квалифицированные специалисты сферы культуры и искусства. Именно поэтому в период реформ академия тяжелее других заведений высшей школы переживала кризис. С другой стороны, ЧГАКИ считалась и до сих пор считается одной из самых престижных академий культуры в России. Но престиж и авторитет вуза во многом определяют его выпускники. А среди них – выдающиеся деятели культуры и искусства российского масштаба.

В 2002 году руководство академии сменилось: ректором был выбран Владимир Рушанин – проректор по научной работе ЧГПУ. Он выступил с программой реформирования вуза, на тот момент казавшейся нереальной. Многие сомневались, что планы и задумки Владимира Рушанина могут быть удачно воплощены в жизнь, однако нынешнее состояние и заметный подъем авторитета академии среди других вузов Челябинска говорит обратное. О том, как ему удается реализовывать самые смелые проекты и возрождать былую славу академии культуры и искусства, рассказывает ее ректор Владимир Рушанин.

– Владимир Яковлевич, раньше в академию культуры поступали потому, что боялись не пройти или уже не прошли по конкурсу в ЧГПУ или в ЧелГУ. Сейчас ситуация изменилась?

– Я не совсем согласен с этим утверждением, потому что в академию культуры всегда поступали люди, которые были сориентированы на наши специальности. Безусловно, сюда приходили и те, кто не поступил в педуниверситет или ЧелГУ, потому что мы гуманитарные вузы, так же, как и часть наших абитуриентов поступала в педуниверситет или на филологический факультет в госуниверситет. Но в целом у нас есть свой абитуриент, и конкурс в академию за последние годы заметно вырос. Например, в прошлом году он составил пять человек на одно место. Это один из самых высоких показателей, что свидетельствует о растущей популярности вуза.

– За последние годы академия культуры сделала большой скачок в развитии. С чем это связано?

– Это, видимо, связано с общей ситуацией, с изменением отношения к культуре. Культура стала более востребована, в частности, в нашей области. Мы это с радостью отмечаем. Я имею в виду позицию губернатора Петра Ивановича Сумина. Так же это, по-видимому, связано с приходом в академию нового руководства, новой команды, которая заявила о том, что не будет мириться с ролью аутсайдера, что необходимы дополнительные импульсы. Они призваны повысить имиджевую позицию академии и вернуть ей место в числе ведущих вузов культуры Российской Федерации. Видимо, это связано с тем, что новому руководству удалось найти дополнительные источники финансирования, которые позволили заметно модернизировать материальную базу, изменить внешний вид академии и создать новые условия для образовательного процесса.

– То есть у вас проводятся определенные мероприятия по созданию нового имиджа академии?

– У нас есть определенная программа на пятилетний период. Она была принята в июне 2002 года, в декабре прошлого года я отчитался перед коллективом за два с половиной года существования этой программы. Она довольно амбициозная, насыщенная мероприятиями, и на этапе приема многим казалась нереальной, завышенной, даже фантастической. Но эта программа выполняется с опережением.

– Какой факультет в вашем вузе считается самым престижным?

– У нас семь факультетов, из них самыми престижными и, я бы сказал, видными являются хореографический, театральный и культурологический факультеты. Высокий конкурс и на факультете документальных коммуникаций. Неожиданно самый высокий конкурс в прошлом году у нас оказался на факультет декоративно-прикладного творчества. На театральном и на хореографическом факультетах желающих учиться так много, что мы вынуждены отказывать даже абитуриентам, которые хотят заниматься на платной основе. На некоторые специальности в прошлом году конкурс составил 18 человек на место, поэтому мы даже на коммерческой основе учиться берем не всех.

– А бюджетные места у вас остались?

– Не только остались. Более того – мы за последние три года увеличили количество бюджетных мест. Например, в прошлом году мы взяли на бюджетной основе 430 студентов. Это очень большой показатель для такого сравнительно небольшого – я его часто называю эксклюзивного – вуза.

– Вы планируете открывать новые факультеты?

– Мы за последние три года открыли новые факультеты: хореографический и декоративно-прикладного творчества. Этот шаг был очень удачным. В ближайшие годы мы готовимся к открытию нового факультета – рекламы и книжного бизнеса. Это необычный факультет, аналогов которому нет в России. Это ответ на запрос времени, когда книжный бизнес становится заметной частью бизнеса вообще.

– Сейчас готовится к принятию закон, по которому выпускник вуза, учившийся на бюджетной основе, должен отработать по специальности определенное время или же вернуть деньги за обучение. Как вы относитесь к этому нововведению?

– Такого закона еще нет, он пока обсуждается. Я считаю, в нем есть большая доля здравого смысла. Если студент получил профессию за государственный счет, то, безусловно, он должен либо работать по этой специальности, либо, если это не получается, вернуть деньги государству. Проблема в том, что само государство ставит человека в такие условия, которые как бы подталкивают его не работать по специальности. Например, профессия библиотекаря. Ясно, что человеку, пять лет проучившемуся, получившему высшее образование, тяжело смириться с тем, что его зарплата будет две тысячи рублей в месяц. Поэтому если у него есть потенциал, есть знания, он будет просто вынужден искать высокооплачиваемую работу, которая зачастую находится за рамками его профессии.

– Вы сказали, что престижность обучения в академии культуры растет, но ведь люди искусства всегда имели не очень высокую зарплату…

– Я сказал то, что есть на самом деле. Люди искусства всегда получали не очень много, впрочем, как и врачи, и учителя. Помните, в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» два героя встретились: один по образованию врач, а другая – учитель. И даже в советское время звучала мысль, высказанная устами героев этого фильма: если государство нам платит так мало, значит наш труд ему не нужен. Это очень плохо, когда музыканты, актеры получают маленькую зарплату. Из-за этого у человека образуется комплекс: это меня государство так оценивает. А если работник искусства – мужчина, то он вынужден работать на двух–трех работах, чтобы прокормить семью. А когда человек работает на нескольких работах, это уже поденщина. И государство, если говорить о наращивании духовности общества, должно решительно пересмотреть свою позицию в этом вопросе.

– В Челябинске открывается очень много ночных клубов и прочих развлекательных заведений, в которых работают, в основном, ваши студенты или выпускники. Это не влияет на имидж академии?

– Думаю, не влияет. Мы ведь живем в условиях рыночной экономики, и я достаточно спокойно отношусь к тому, что многие наши студенты работают в таких заведениях. Наши юноши и девушки идут работать не только в музыкальные школы, оркестры, театры, библиотеки, но и в заведения шоу-бизнеса (ведущими программ, аниматорами, ди-джеями), потому что уровень заработной платы там выше. Руководство академии отмечает это как данность, и это вряд ли отражается на имидже академии.

– А на студентах?

– Безусловно. Когда студенты видят так называемую ночную изнанку жизни, наверное, это не лучшая возможность приобщиться к искусству, но при стипендии в 400 рублей это объяснимо. Возможно, не всем это нравится, но это реалии нашего времени. Хоть мы и пытаемся создать какую-то особую ауру в вузе, но мы живем в обществе, являемся его частью…

В названии вашей академии есть слово «культура». Как вы оцениваете уровень культурности абитуриентов?

– К нам ведь приходит обычный выпускник средней школы, хотя среди наших абитуриентов есть и выпускники средне-специальных образовательных учреждений, в частности, музыкальных училищ. Уровень культуры разный. Да и вообще, понятие «культура» очень емкое. Есть ведь культура в плане теории, приобщения к музыке, литературе, живописи. Есть понятие «бытовая культура». К сожалению, я, как и многие мои коллеги – ректоры других вузов, – вынужден констатировать, что общий уровень культуры нынешних абитуриентов не очень высок. Это, видимо, связано с кризисными явлениями, которые переживает средняя общеобразовательная школа, с неблагополучной ситуацией в семьях.

– В процессе обучения вы повышаете уровень культуры студентов?

– Безусловно! Вот это я могу с полной ответственностью подтвердить. Многие абитуриенты к нам приезжают из сельской местности, они зачастую только теоретически знают, что такое театр. И находясь в миллионном городе, каждый день – в стенах нашей академии, они постепенно приобщаются к высокому искусству. Для этого еще существует и специальная программа ректората по приобщению наших студентов к театральному искусству, музыке, литературному творчеству . Мы видим, как от семестра к семестру растет культурный уровень наших студентов.

– Сейчас среди абитуриентов много талантов?

– Много. Конечно, общий уровень выпускников средней школы падает. Но мы же творческий вуз, и степень таланта раскрывается не только на экзаменах, но и во время творческого отбора. Допустим, наши кастинги, наши просмотры включают сотни юношей и девушек, и мы видим, что наша земля не обеднела талантами. Как это ни парадоксально, часто они живут в глубинке.

– Чем выпускник ЧГАКИ сегодняшний отличается от выпускника, скажем, начала 90-х годов?

– Очень многим. Я 25 лет работаю в высшей школе и это вижу не только по нашей академии. Нынешний выпускник отличается своей прагматичностью, незакомплексованностью, умением находиться на гребне информационного потока, незашоренностью. Отличие между выпускниками разных десятилетий очень большое. Сейчас практически все молодые люди, еще находясь на студенческой скамье, уже думают о своем завтрашнем дне. Многие находят себе работу, еще будучи студентами. Сейчас мы значительно активизировали учебные практики, и получается так, что мы посылаем студентов практиковаться в оркестр, «Роспечать», в книгораспространительные организации, фирмы, и, возвращаясь с практики, студент говорит, что его уже приглашают на работу. С радостью отмечу, что 90 процентов наших выпускников работают по специальности – это особенность академии культуры и искусства. Я чрезвычайно высоко это оцениваю, потому что это, с одной стороны, говорит о высоком качестве образования в академии, а с другой – о том, что потребность в специалистах нашего профиля растет.

– Назовите выпускников, которыми вы гордитесь.

– Конечно, я всех не назову. Мы сейчас готовим к изданию книгу о наших выпускниках. Наш вуз сравнительно молодой, но за 36 лет существования мы подготовили 17 тысяч специалистов. Многие из них работают в столице, многие – за рубежом. И, я всегда подчеркиваю, они работают по специальности, то есть руководят музыкальными коллективами, хореографическими школами и так далее.

Мы гордимся многими нашими выпускниками, я скажу только о некоторых. Например, Владимир Иванович Богдановский. Его недавно назначили директором Областного краеведческого музея, он стал победителем Российского и Международного конкурса «Книга года». Его книга «Челябинская область в фотографиях» была признана самой лучшей не только в России, но и за рубежом.

Или например, наш выпускник Виктор Григорьевич Лебедев – профессор, член-корреспондент Академии наук, руководитель ансамбля «Малахит» – это гордость нашего края. Как и ансамбль «Ариэль». Недавно участники этого ансамбля, наши выпускники, получили звание Заслуженных артистов России.

Из молодых выпускников стоит сказать об Инге Оболдиной. Ее имя на слуху в связи с сериалом «Дети Арбата», где она сыграла одну из главных ролей.

Что еще примечательно: среди наших выпускников (хотя мы и молодой вуз) уже три Народных артиста России. Народный артист России – это как генерал, их единицы! Более 20 Заслуженных артистов Российской Федерации, более ста Заслуженных работников культуры Российской Федерации, руководители известных творческих коллективов, есть даже министр культуры. И все это наши выпускники – гордость не только академии, но и всей России.

– Вы встречаетесь с выпускниками академии?

– Как только я стал ректором, я реализовал свою давнюю мечту – создал Ассоциацию выпускников. В нее вошло 20 наиболее продвинутых, наиболее профессионально состоявшихся выпускников академии. Мы регулярно проводим встречи выпускников и в Челябинске, и выезжаем в районы – в Магнитогорск, Златоуст. Я считаю, что без этого невозможно говорить о корпоративности, о чувстве гордости за свой вуз.

Мы единственный вуз в Челябинской области, который учредил премию (она носит имя первого ректора академии) для своих выпускников. Вот уже третий год подряд 21 февраля – в день рождения Поликарпа Васильевича Сапронова – мы проводим торжественную церемонию и вручаем премию шести лучшим выпускникам академии. Их мы отбираем на конкурсной основе по шести номинациям. И вот это награждение проходит при переполненном зале, где присутствует много студентов. Нам очень приятно, что молодое поколение видит, что руководство академии внимательно отслеживает творческий путь своих выпускников и тем самым как бы поддерживает их. А выпускникам очень приятно, что они не забыты родным вузом.

Таким образом, движение должно быть с двух сторон: с одной стороны, академия искренне интересуется судьбой своих бывших студентов, а с другой – выпускники (где бы они ни работали!) должны чувствовать свою причастность к судьбе родной академии.

– Если поставить челябинскую академию в ряд с другими творческими вузами России, то какое место она займет?

– Мы такой вопрос себе задавали неоднократно. Дело в том, что академия по целому ряду объективных и субъективных причин оказалась в известной степени на обочине, резко затормозилось ее развитие в конце 90-х годов. На мой взгляд, за три года нам удалось значительно нарастить показатели. Это не только наша оценка, это объективные данные Министерства культуры, которое каждый год выпускает справочник по учебным заведениям культуры и искусства. В России 44 высших учебных заведения культуры, и по данным этого справочника, по нашим данным, по словам наших гостей (а у нас практически каждый месяц бывают гости из крупнейших учебных заведений России и мира) – мы находимся в первой пятерке вузов культуры и искусства России.

– По какому критерию?

– И по уровню дипломированности преподавательского состава, и по материальной базе, по уровню преподавания, издательской деятельности.

– А с какими проблемами вам приходится чаще всего сталкиваться?

– Это вопрос очень общий, потому что проблем – десятки. Есть проблемы, которые свойственны не только нашему вузу – проблемы реформирования и модернизации высшей школы. Очень много не проработано в этой сфере. Например, проблема ведомственной принадлежности. Нам бы хотелось остаться в ведомстве Министерства культуры, а нас настойчиво перетягивают в Министерство образования. Я 25 лет проработал в системе Министерства образования и могу сказать, что мы там не очень нужны, потому что мы специфический вуз. Руководить вузом культуры и искусства должно Министерство культуры и специалисты, для которых это органично и которым не надо доказывать, в чем особенности, например, музыкального образования.

У нас есть и специфические проблемы – с инструментарием. Ведь главной особенностью нашего вуза являются и дорогостоящие инструменты. Самый простой баян сейчас стоит 200 тысяч рублей, а рояль – уже миллион рублей. Инструменты надо обновлять, и делать это сейчас очень сложно. Другая специфическая особенность – гастрольная деятельность. Артист, музыкант вырастет в мастера только тогда, когда будет гастролировать, выступать перед разной публикой. Мы в этом плане очень много делаем. В прошлом году шесть коллективов академии (а это более 40 студентов и преподавателей) выезжали с гастролями за рубеж, мы закупили новые инструменты на пять миллионов рублей и делаем все, чтобы решать текущие проблемы, которые, безусловно, есть и будут появляться.

– В каждом вузе есть своя особая атмосфера. Из чего складывается атмосфера академии культуры?

– Мы с большим трепетом относимся к этому моменту. Я считаю, что каждый вуз, и особенно вуз культуры и искусства, должен иметь свой неповторимый дух, свою ауру. В нашей академии мы культивируем такие качества, как камерность, внимание к личности. Моя задача как ректора состоит в том, чтобы у нас было тепло, уютно, очень красиво, чтобы наши студенты и преподаватели чувствовали себя в вузе защищенными, воспринимали академию как родной дом, где много картин, гобелена, батика, много цветов, зеркал, где можно посидеть и попить кофе, отдохнуть, послушать музыку. Обстановка камерности, уюта и красоты – это те моменты, которые должны отличать наш вуз от других.

Это не какой-то выверт. Особенность академии культуры и искусства в том, что ребята приходят на занятия уже в шесть утра. Если вы в это время придете к академии, то увидите горящие окна. Но если вы пройдете мимо нее и поздно вечером, то так же увидите освященные окна. Иначе в искусстве ничего не добьешься. Особенность нашего вуза еще и в том, что основная часть занятий – индивидуальная. Помните, Алла Пугачева пела: «Если долго мучиться, что-нибудь получится»? Если вставать рано, садиться за рояль, брать в руки скрипку; если вечером заниматься танцами или репетировать, только в такой обстановке рождается великий музыкант или актер. Таким образом, с раннего утра и до позднего вечера студенты находятся в академии – они просто живут здесь, поэтому тут все должно быть на особицу.

– Вы раньше работали в педагогическом университете и по опыту скажите, в каком вузе работать интереснее?

– Вы знаете, я в 1970 году поступил в пединститут и 2002 году его покинул, то есть эти 32 года впитали в себя и студенчество, и аспирантские годы, и работу заведующим кафедрой, и заместителем декана, и секретарем парткома, и проректором по научной работе. Естественно, что большая часть моей жизни прошла в этом вузе, я люблю его и считаю одним из самых лучших в России. Пусть это прозвучит банально, но не место красит человека, а человек место. Интересно работать там, где тебе интересно реализовать свои планы.

8 апреля будет три года, как я перешел в академию культуры и искусств, естественно, я к ней уже прирос, она стала мне не просто родной, а чрезвычайно близкой. Я старался работать результативно в педуниверстете, но сейчас интереснее в том плане, что появилось больше возможностей реализовывать свои проекты. Все-таки позиция первого руководителя, с одной стороны, чрезвычайно сложная, ответственная, а с другой – она дает возможность реализовать свой потенциал, воплотить в жизнь свое видение того, каким должен быть вуз. Работая проректором, ты как бы действуешь по желобку, в своей сфере, а работа ректором гораздо панорамнее: надо правильно распределить кредиты, выбрать приоритеты, подобрать кадры, реализовать концепцию развития. Сейчас не модно цитировать Карла Маркса, но у него есть одна верная фраза: «В основе любого успеха лежит интерес». И я всегда придерживаюсь мнения, что успех определяет личность.

– В педагогическом университете вы были проректором по научной работе и плотно занимались наукой. Как с этим обстоит дело в академии культуры и искусства?

– Да, я восемь лет курировал науку в педагогическом университете и считаю, что сделал в этой области немало. Уверен, что научная работа необходима в любом вузе. Когда я пришел в академию, то с горечью отметил, что ее научный потенциал несравним с потенциалом педагогического университета. Это и понятно. Дело в том, что у нас очень много творческих факультетов: театральный, хореографический, исполнительский – и преподавателям очень трудно быть кандидатами и докторами наук, потому что они в первую очередь музыканты, артисты. Но в то же время без науки любой вуз не самодостаточный.

За три года мы провели огромную работу в академии в плане подъема студенческой науки. Наши студенты сегодня активно занимаются научными исследованиями и достигли в этом довольно серьезных результатов. В частности, мы стали получать медали Российской академии образования. Мы во много раз увеличили количество защит. В 2004 году семь преподавателей академии защитили кандидатские диссертации, и три – докторские. Для сравнения пять лет назад в академии защищались две–три кандидатские в год. Кроме этого, мы стали издавать научные вестники, проводить широкомасштабные конференции, ввели систему грантов для студентов и преподавателей. Я рад, что в академии работают ученые общероссийского масштаба. Это профессор, доктор наук В. С. Цукерман, профессор, доктор наук И Г. Моргенштерн и другие.

– Вы сами как к искусству относитесь?

– С большим трепетом. Считаю, что без искусства жизнь человека не только бедна, но и вообще невозможна. Я очень жалею тех людей, которые этого не понимают. Человек, который не знает, что такое театр, не любит музыку или живопись, – не может реализоваться как профессионал. Рядом с ним просто скучно.

– Какой род искусства вам ближе всего?

– С годами понимаешь, что род или вид искусства не может быть один любимый на протяжении всей жизни. Одно время меня привлекала, например, поэзия Серебряного века, затем – творчество Давида Самойлова. В какой-то период больше всего интересовал театр, в какой-то – джазовое искусство. Я считаю, что с возрастом, с какими-то жизненными моментами на первый план выходит то одна сторона искусства, то другая.

– А современные студенты? Им какое искусство больше по душе?

– Студенты сейчас разные. Современная поп-музыка, шоу-бизнес, конечно, захлестывают умы молодежи. Преподаватели с большой горечью констатируют, что классическое в искусстве постепенно вытесняется. Правда, в нашей академии это не очень сильно заметно, потому что наши студенты просто по самой органике образования приобщаются к классике.

Кем вы видите себя лет через десять?

– Мне трудно сейчас говорить об этом. Я вижу себя работником высшей школы, считаю свою профессию чрезвычайно интересной, поэтому свое будущее я связываю только с вузом, с преподавательской деятельностью. Буду рад, если мне удастся реализовать свои планы, которых достаточно много.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления