Ближайшие семь лет лицей № 31 ждут серьезные перемены: в образовательном учреждении появится семь кафедр, где дети смогут не просто узнать теоретические основы предметов, но и заново изобрести велосипеды, открыть физические законы, повторить самые известные опыты. Уже в этом году свои двери откроет кафедра экспериментальной физики. Сегодня в рубрике «Харизма» мы познакомим вас с заведующим кафедрой экспериментальной физики лицея Андреем Фокиным, человеком, на которого возложена ответственная миссия – возглавить первую в истории лицея кафедру. Молодой (31 год), жизнерадостный, целеустремленный и очень требовательный по отношению к себе человек – такое впечатление производит Андрей Владимирович с первого взгляда. А еще он по-настоящему любит свою работу и должен скоро защитить диссертацию.
Как сельский парень стал учителем
– Андрей Владимирович, почему вы выбрали столь нелегкий труд учителя?
– Я поступил в педагогический институт 12 лет назад. Мне нравилась физика. Прежде, чем подать документы, мы с родителями прошли все вузы Челябинска, где была эта специальность. Больше других понравился педагогический – своим внутренним убранством. Когда туда зашел, появилось ощущение, что попал в родную среду. Уже потом, прослушав первую лекцию, которая называлась «Введение в специальность», начал сомневаться, туда ли попал. Но по прошествии времени понял, что не ошибся.
– Неужели все сразу получилось?
– Честно говоря, всякое бывало. На пятом курсе в школе №105 я преподавал информатику. Этот педагогический опыт считаю не очень успешным – общего языка с детьми найти не удалось. Возможно, я тогда слишком многого требовал от них. Информатика вообще предмет достаточно сложный в том плане, что дети часто знают только один ее аспект – игры. А есть и другие области, и их очень много!
– Постойте-ка! Почему вы преподавали информатику, изучая физику?
– У меня была двойная специальность «Физика/информатика». Вторая шла как дополнительная.
– Такие разные предметы!
– Это только на первый взгляд. Хотя информатика, конечно, ближе к математике и достаточно специфична в преподавании. Поэтому, в конечном итоге, я все же остановился на физике. По окончании университета пошел уже в 31-ю школу.
– Наверное, сами ее заканчивали?
– Нет, я родился в селе Ларино Челябинской области. Учился в сельской школе.
– Сложно было иногороднему парню поступить на бюджет?
– Я окончил школу с серебряной медалью. В то время ЕГЭ не было. Медаль давала серьезное преимущество: я сдавал только один экзамен – физику. А с ней у меня проблем никогда не было.
Лаборатория для будущих Ньютонов
– Какие впечатления оставил у вас 31-й лицей?
– Первые ощущения я испытал еще на четвертом курсе, когда проходил здесь практику. Показалось, что попал в среду, где учатся рафинированные дети. Они, как особая культура бактерий, которую надо оберегать от внешнего воздействия, потому что растут в немного искусственной среде. Поначалу мне это не понравилось, но после практики в других школах я понял, что здесь работать комфортнее. Дети знают, чего хотят от жизни. Они не просто приходят на занятия, а желают от тебя что-то услышать. Здесь я нашел взаимопонимание с учениками, родителями, коллегами. Хотя проблем тут, как и в любом учебном заведении, тоже хватает.
– Что вы имеете в виду?
– Во-первых, жизнь детей не ограничивается школой. У каждого из учеников возникают какие-то ситуации, с которыми они идут к учителю за помощью, советом. Во-вторых, наши дети очень загружены учебой. Важно сделать так, чтобы при этом они уделяли внимание и твоему предмету.
– И каким образом вы их заинтересовываете?
– Наверное, банально прозвучит, но, если тебе интересен предмет, ребенок это почувствует и тоже заинтересуется. Я позволяю себе иногда выходить за рамки курса и рассказывать детям вещи, которые им интересны. Казалось бы, астрономия недалеко от физики ушла, но этого курса нет в школьных учебниках. Поэтому иногда на дополнительных занятиях мы говорим о звездах. Некоторые вещи ребята делают самостоятельно, либо мы вместе придумываем и участвуем в конкурсах. Это формирует интерес к предмету. Конечно, скакать клоуном перед классом в какой-то мере можно, но потом это надоедает. Как преподавателю, так и детям.
– Лаборатория экспериментальной физики, которую вы открываете 1 сентября, тоже одно из средств привлечения внимания к предмету?
– Да, наверное. К тому же, это отдельная комната, где дети будут заниматься физикой не по книжкам, а наглядно. Оборудование, которое мы закупили для нее, не совсем школьное – оно рассчитано на вузы. С его помощью можно воспроизводить все фундаментальные опыты, которые привели к самым значимым открытиям в области физики.
– Расскажите поподробнее, как возникла идея открыть кафедры в рамках лицея?
– Идея деления на кафедры и открытия кафедры экспериментальной физики родилась в прошлом году. Ее авторами стали Александр Евгеньевич Попов и Иван Александрович Иоголевич, которые посвятили в нее меня. Мы считаем, что дети должны заниматься экспериментами постоянно, а не только на лабораторных работах. Важно не просто знать, но и видеть, как происходит та или иная реакция. В этом году правительство Челябинской области и Законодательное собрание при поддержке губернатора выделили нам четыре миллиона рублей на закупку оборудования. На эти деньги мы заказали большую партию специализированных инструментов из Москвы, которая должна прийти со дня на день. Это устройства, которые можно использовать в школе: механика, различные маятники, колебательные системы и так далее. Есть оборудование и по всем разделам школьного курса физики. К концу сентября должно придти немецкое оборудование для изучения свойств электромагнитных волн.
– У детей будет возможность изобрести что-нибудь?
– Думаю, да. Оборудование, которое мы купили, многоцелевое. Никто не запрещает использовать его в нестандартных ситуациях.
– Существуют ли подобные кафедры в Челябинске или России?
- В нашем городе ничего такого я не видел. Боюсь говорить за всю Россию, но по средним школам могу сказать – подобных нет. В специализированных школах, работающих при университетах, есть лаборатории, но там иначе построен учебный процесс. У нас все же общеобразовательная школа, пусть и с физико-математическим уклоном.
«… у нас еще Дядя Вася есть»
– Чем отличаются нынешние школьники от вашего поколения?
– У них появились цели, которых для нас не существовало, либо они были второстепенными. Стремление сделать карьеру в бизнесе, например. Я застал пионерию, меня учили жить ради общего дела. Современные дети больше ориентированы на личный успех. Мы сейчас готовим детей, которые могут многого достичь в жизни.
– Вам, как молодому преподавателю, проще обращаться с детьми или, напротив, есть сложности?
– Сложности есть, но в другом плане. Дети все равно ощущают, что я старше. К тому же, иногда некоторые мои качества затрудняют общение. Бывает, палку перегибаю.
– Хотите сказать, что вы строгий учитель?
– Недавно интересовался у выпускников, какой я преподаватель. Сказали, что с ними надо было быть еще строже, что я порой был излишне мягок…
– В детской среде популярно давать учителям клички. У вас есть прозвище?
– Если честно, не знаю.
– А как других учителей величают, знаете?
– У нас это не культивируется. По крайней мере, я, проходя по коридорам, не слышал.
– А как же Дядя Ваня?
– У нас еще Дядя Вася есть. Я бы не сказал, что это прозвище – ласковое обращение. Но я не думаю, что дети так называют педагогов. Это мы друг с другом общаемся. Мне кажется, школьники 31-го лицея уважают учителей.
– Я бы не сказала, что прозвище – признак неуважения. Порой, напротив, выражение особого доверия!
– Это смотря в какой ситуации его использовать.
Главное увлечение - семья
– Готовы к тому, что с появлением кафедры у вас заметно прибавится работы?
– Уже прибавилось. Закупка оборудования, мебели – это длительная процедура. К тому же, сейчас школа готовится к приему всех запланированных покупок. Нужно убрать кабинеты, составить расписание.
– Что вам нужно, чтобы расслабиться?
– Прийти домой, в семью, и постараться не разговаривать о работе. А еще лучше летом уехать за город к родителям. Они живут в деревне – там спокойно, нет такого напряжения, как тут. Можно действительно отвлечься.
– Кто-нибудь из ваших родственников работает в сфере образования?
– Родители жены работают в сфере дополнительного образования – преподают музыку. А по моей линии родственников, работающих в школе, не было.
– Как ваши родители отнеслись к тому, что вы решили стать учителем?
– Со стороны труд учителя выглядит так: пришел, поговорил и ушел. У меня мама до сих пор так считает. Поэтому, с одной стороны, она была довольна – работа не пыльная. С другой, очень хотела, чтобы я стал врачом.
– У вас не возникало желания заняться чем-то другим?
– Желания с возрастом меняются. Когда-то давно хотелось быть и милиционером, и космонавтом. Когда стал преподавать – нет. Ситуация, в которой я сейчас нахожусь, для меня очень комфортна. Мне доставляет удовольствие приходить в класс. Знаю, что на следующий день снова увижу заинтересованных, талантливых детей.
– Что самое главное в вашей работе?
– Любить детей. Что бы они ни говорили, в каком бы настроении ни приходили на урок, надо относиться к ним доброжелательно.
– Чем вам еще нравится заниматься? Есть увлечения, хобби?
– Вторая специальность (информатика) оставила след. Мне нравится возиться с компьютером, писать какие-то программы… Но никакие строчки и коды на экране невозможно сравнить с «живым» общением. Большую часть свободного времени я отдаю семье – наверное, они мое самое большое увлечение.
– Вы отдадите своих детей в 31-й лицей?
– Если их потенциал будет соответствовать требованиям, которые предъявляются к нашим ученикам, то да. Если ребенку этого не дано, зачем его мучить? К нам приходит много детей, имеющих склонности в других областях. Они просто не должны тут учиться, это же стресс. Важно позаботиться о ребенке. Мы говорим с родителями, убеждаем…
– Отчисляете?
– Бывает и такое. А что делать, если мы видим, что ребенок не усваивает программу?
От чего зависит оценка
– Со своими детьми вы больше папа или учитель?
– В какие-то моменты ловлю себя на мысли, что становлюсь в большей степени учителем. Мои сыновья пока маленькие, поэтому чаще я для них все же папа, но иногда бывают исключения. Например, моему старшему сыну, который в этом году пойдет в первый класс, нравится заниматься музыкой. Но только когда получается, а получается у него не всегда. Поэтому иногда важно строго настоять на том, чтобы он начал заниматься.
– Чему-то из своего предмета уже научили старшего?
– Он для этого еще маленький. Физика – наука для детей постарше. Мы можем поговорить о звездах, предметах, которые рядом, но не больше. Хотя читать и писать мои сыновья умеют.
– Какие-то склонности у них просматриваются?
– Пока не могу сказать. Им интересно все. На мой взгляд, ребенок очень редко бывает «чистым» гуманитарием или технарем. Мы с женой стараемся развивать ребят так, чтобы они выросли разносторонними людьми.
– В последнее время очень много споров ведется о том, с какого возраста начинать развивать малыша. А вы как считаете?
– С самого рождения, несмотря на то, что он маленький и, казалось бы, ничего не понимает. Родители должны стремиться к тому, чтобы в дальнейшем ребенок был успешен. В школе мы можем только что-то добавлять. Изменить этого человечка мы уже не в состоянии, потому что основы закладываются в семье.
– Вы разделяете учеников на «физиков» и «лириков»? Может, последним сделать скидку, выставляя оценки?
– Вообще, оценка зависит от многих факторов. От того, как лично я отношусь к ученику, она тоже зависит. Несмотря на старания преподавателей (мои и коллег), личностные характеристики и взаимоотношения между людьми все равно накладывают отпечаток. И конечно, если ребенок имеет ярко выраженную склонность к гуманитарному образованию, мы советуем родителям отдать его в другую школу. Но склонности тоже бывают разными. Если человек неплохо знает физику, старается ее учить и занимается литературой, я могу сделать послабление.
– И напоследок, расскажите, о чем мечтаете и к чему стремитесь?
– Мечты, наверное, две. Одна связана с работой: создать, запустить и развить лабораторию. Вообще, мы хотим сделать достаточно уникальные вещи, и я очень рад, что могу в этом поучаствовать. Что греха таить, преподавание физики сейчас переживает не самые лучшие времена. По сравнению с другими школами, 31-й лицей – настоящий оазис. Вторая мечта касается семьи: хочу, чтобы мои дети выросли хорошими людьми. Неважно, в какой области они будут работать. Поэтому цель у меня одна: воспитывать хороших людей и в лицее, и дома.
Фото: Фото автора