О сегодняшней героине рубрики «Харизма» написано очень много. В масштабах Челябинской области популярность Татьяны Леонидовны Ишуковой можно соотнести разве что с рейтингом Владимира Путина в России. Несмотря на это, ее запросто можно увидеть в общественном транспорте. И не только увидеть, но и подойти, поговорить практически обо всем: от любимой погоды до книжных новинок и политической обстановки в стране. Помимо разносторонности, Татьяна Ишукова подкупает своей искренностью.
Будущая звезда челябинского телевидения и радио родилась в городе Оренбурге, с отличием окончила челябинскую школу №1 и Ленинградский гидрометеорологический институт и вот уже 45 лет рассказывает челябинцам о погоде. В нашем городе она нашла не только любимую работу, но и семейное счастье, вырастила двух сыновей. Старший Андрей работает преподавателем в Челябинском социально-экономическом институте на кафедре финансового менеджмента. Младший Михаил тоже получил педагогическое образование, но ушел в страховые агенты. В семье Татьяны Леонидовны три внука, две внучки, правнук и правнучка. В августе этого года «народный синоптик» отметила 70-летний юбилей.
Это известные факты. Сегодня речь пойдет о неизвестной Ишуковой «об отличнице, которая корпению над книжками предпочитала игру в футбол, о преподавательнице, принципиально не ставившей двоек, о добром председателе ГАК на естественно-технологическом факультете педагогического университета. А еще Татьяна Леонидовна обладает феноменальной памятью, болеет за спортсменов и иногда… ругается, сидя перед телевизором. Об этом и многом другом она рассказала корреспонденту Cheldiplom.ru.
Особые отношения с экзаменами
«C образованием мне повезло, – говорит Татьяна Леонидовна. – Я замечала, что детям и внукам не всегда было интересно учиться. Я в свое время делала это с большим удовольствием. Меня интересовало все: литература и физика, география и иностранный язык. Я не была целенаправленной девочкой, которая все заучивает. Могла просто послушать тему на уроке и все усвоить».
Наверное, в силу врожденной любознательности иностранный язык девочка Таня начала постигать еще во втором классе, когда подружка предложила учить немецкий. Это сейчас зарубежную грамматику ребятишки узнают зачастую уже в садике. Тогда же на дворе стоял 1945 год, только что закончилась война с Германией… Но двух увлеченных девочек это не смутило.
«Учебник по немецкому языку подруга позаимствовала у старшего брата. И мы вдвоем, независимо ни от кого, принялись разбирать слова. Раннее начало привело к тому, что в старших классах я достаточно свободно владела языком. Наша учительница по немецкому Елизавета Васильевна всегда вызывала меня к доске на открытых уроках. Наверное, этому способствовала и моя хорошая, но короткая память. Я могла прочитать статью на немецком и тут же пересказать ее, причем очень близко к тексту. А через два-три дня все забывала. На этой почве у меня сложились особые отношения с экзаменами. Обычно я ничего заранее не учила, а в последнюю ночь садилась и прочитывала. Утром спокойно сдавала».
Несколько раз феноменальная память здорово выручала героиню. Например, когда нужно было сдавать на четвертом курсе университета государственный экзамен по военной подготовке.
«У меня не оказалось ответа на один билет, по военным аэродромам. Прихожу утром на экзамен, прошу ребят дать почитать, а никто не может найти. В этот момент нас вызывают в кабинет. Садимся за парты, и вдруг преподаватель вспоминает, что что-то не сделал и просит на несколько минут выйти. К тому времени нужная тема была найдена, мне дали прочитать. Пробегаю глазами, захожу – попадается именно тот билет. Но обычно я успевала все читать заранее.
Впрочем, были случаи, в которых память могла здорово подвести. Например, когда преподаватель по матфизике попросил рассказать материал, пройденный две недели назад. Услышав вопрос «Кто желает ответить?» один из однокурсников, Вадик, зашептал: «Танька, иди! Ты же так хорошо все усвоила!». Тут-то будущий метеоролог и вспомнила, как две недели назад натаскивала парня по этой теме. Разговор тогда шел на высоких тонах: «Я ничего не понял, объясни!» – «А почему ты именно ко мне пришел? У нас что, больше объяснить некому?» – «Ну я же знаю, что ты лучше всех это сделаешь!»… Объяснять пришлось три раза. Под конец девушка начала закипать и высказала молодому человеку все, что думает о таких «одаренных» студентах».
О роли учителя в жизни
Зато с такими способностями можно было учиться не напрягаясь. Память всегда позволяла быть на высоте.
«Многие удивляются моей памяти на числа, – продолжает народный синоптик. – Наверное, поэтому мне и физика, и математика всегда давались легко. Сейчас с удовольствием занимаюсь ими с сыновьями, внуками. Кстати, в метеорологии меня привлекло то, что в основе ее – физика атмосферы. В институте нам преподавали высшую математику, географию, геологию – это очень широкое поле для моей памяти и интересов.
Любовь к физике, по всей видимости, передалась от мамы, которая преподавала этот предмет в школе. Папа Татьяны Леонидовны, летчик, погиб на фронте, когда девочке было четыре годика. Обо всех прелестях профессии синоптика героине рассказала тетя, она же помогла определиться с выбором вуза. Немаловажную роль сыграли и учителя.
«Мне всю жизнь везло с интересными людьми. Любовь к учебе привили мои учителя. Роль педагога в современном обществе переоценить сложно. Он должен уметь увлечь своим предметом, вызвать к нему интерес. Приведу пример. С пятого класса нашим классным руководителем была Иза Николаевна Васильева, очень сильный педагог, по образованию историк. У нас весь класс увлекался историей, половина ребят собирались пойти на исторический. А в 9-10 классе пришел физик, Матвей Исаакович Уманский. Он буквально за два года всех переориентировал, поскольку очень увлеченно объяснял свой предмет. Многие из нашего выпуска пошли на физмат».
Наверное, не повезло Татьяне Леонидовне в школе только с математикой – у ребят постоянно менялись учителя по этому предмету. Если бы не это обстоятельство, признается героиня, Ленинградский гидромет вряд ли дождался бы ее.
«Наш школьный музей как-то попросил написать короткие воспоминания для дневника. Я написала, что нужно, чтобы у ребенка учитель был один. У каждого свои требования. В этом смысле мне было очень обидно за сына. Он во втором классе решал логические задачи для абитуриентов вуза. Явные математические способности, но после пятого класса у них каждый год приходил новый учитель. Причем, все были хорошие, но разные. Ребята не успевали привыкать. В восьмом классе меня впервые вызвала в школу учитель математики: «Вы хотите, чтобы ваш сын поступил в институт?» Я говорю: «А в чем дело?» Она отвечает: «На уроках я даю самостоятельные задания, он делает их за 10 минут и читает посторонние вещи. Остальные в это время решают». Я предложила давать ему более сложные задания, которые он будет решать 40-45 минут. На что она отвечает: «А у меня кроме него целый класс». Предложила поговорить с ним, чтобы сын решал сложные задачи в конце учебника. А ему уже неинтересно заниматься у этой учительницы. В результате в конце года за контрольную Андрею поставили четверку. Мы посмотрели работу – несколько исправлений, но ответ правильный. Учительница сказала, что из-за помарок не может поставить высший балл… Уже тогда я подумала, что учитель, который взял класс, не должен бросать его».
В университетской жизни Татьяны Леонидовны тоже был яркий пример того, насколько разными могут быть учителя.
«Был у нас профессор по динамической метеорологии. В его предмете один только вывод формулы занимает две-три страницы. Но как ее выучить к экзамену? Преподаватель нас тогда успокоил: «Не волнуйтесь, ребята, я разрешу вам сдавать свой предмет, пользуясь конспектами. Но вы должны знать, что означает каждая буква в формуле и что будет, если ее поменять». С каким удовольствием мы разбирали эту формулу! Но через полгода преподавателя заменили. К нам пришла его бывшая однокурсница. Она очень боялась читать предмет, делала это только по конспектам, но заявила, что сдавать все мы будем наизусть. Когда я рассказала этот случай старшему сыну, который преподает на кафедре финансового менеджмента, он сказал, что также будет разрешать пользоваться конспектами, если ребята понимают, о чем идет речь».
По мнению Татьяны Леонидовны, нужно проводить отбор учительских кадров. К такому выводу она пришла, наблюдая за выступлениями студентов педуниверситета.
«Попадаются ребята, которые рассказывают с большим увлечением. Здорово, если они будут так же работать с учениками в школе. А преподаватели чаще всего любят зубрилок – людей увлеченных, закрытых, которых ничего кроме учебы не интересует. Да, они все знают, но их слушать неинтересно. Я сама была отличницей, но мне кажется диким то, что можно сидеть и заучивать материал. Помню, когда мне вручали золотую медаль, мальчишки, с которыми я постоянно играла, стояли у стенки с широко раскрытыми глазами. Один тогда подошел ко мне: «Так это правда! А я всю жизнь думал, что ты троечница! Ты ж никогда ничего не учила, а всю жизнь гоняла с нами по футбольному полю, играла в волейбол или каталась на велосипеде. Когда ты успевала учить?» Уроки я делала на перемене и пока учитель что-то объяснял. Но я не хочу сказать, что все должны так поступать, у каждого свои способности».
Студенческие хитрости
А еще Татьяна Леонидовна никогда не списывала на экзаменах.
«Наверное, я просто не умею этого делать, – признается она. – Я всегда отвечала первой. С этим связан один забавный случай. Прихожу на экзамен, а у нас все мальчишки собрались сдавать в первой пятерке. С чего бы это, думаю. Тут ко мне Сережка подходит и спрашивает: «Тебе же все равно, какой билет сдавать?» «Да», – отвечаю. А он опять: «А какой бы ты хотела?» Я подумала и ответила. Сережка продолжает: «Этот билет будет лежать четвертым. Если ты вытащишь и это окажется он, значит, и остальные разложены правильно. Тогда мы тоже возьмем каждый свой билет. А если окажется другой – найдем повод и сбежим. Тебе же все равно». Оказывается, на кафедре, где работал преподаватель, лаборантом был парень из нашей группы. А наши мальчишки заметили, что лектор никогда не тасует билеты, а выкладывает их по порядку, как они лежат в конверте. Парня попросили разложить билеты в нужной последовательности.
Заходим в аудиторию, вытаскиваю билет, который хотела, мальчишки, радостные, тоже. Подготовились за пять минут, сидят. А я копошусь – мне же надо вспомнить. Вдруг Витька Бикряев говорит мне: «Я готов, я пойду». «Я тебе пойду! – отвечаю ему. – Сначала я отвечу, потом пойдешь ты». А за мной Аркашка сидит, который никогда ничего не знал: «Только не уходи, я еще не списал!» Закончилось тем, что преподаватель услышал наши перешептывания: «Кто-то уже готов? Бикряев, идите!» Я разворачиваюсь: «Аркашка, я больше ждать не буду, Витька ответит, и я пойду». А в коридоре уже пришла вся группа и заняла очередь – каждый за своим билетом. Преподаватель этот обычно клал билет сверху, и у него вся группа отвечала по пяти-шести билетам. Но все ждали, что первой выйду я, а отвечать вызвали Витьку. Девушка, которая учила его билет, отошла, ее кое-как нашли и втолкнули в аудиторию. Она ничего понять не может, подходит к столу и меня глазами спрашивает, где Витькин билет. Но я-то не знаю, я не видела. Она берет верхний, потому что по идее он должен лежать сверху. Там мой – преподаватель уже успел выложить его. Девочка поняла, что не то, побледнела: «Мне плохо!» Никогда не видела такую артистку! Мне стало так смешно, думаю, сейчас завалю всю группу. А преподаватель был флегматичный, искоса посмотрел на меня, потом говорит ей: «Билет-то легкий!» Она прочитала: «Да, мне легче». Конечно, она слышала весь мой ответ, а потом просто его пересказала».
А когда героиня окончила институт, все были уверены, что она непременно останется в аспирантуре. В ответ слышали только: «Да отстаньте вы от меня! Сколько можно учиться?» Сразу после окончания вуза Татьяна Леонидовна вернулась в Челябинск, где жила ее мама. Несколько лет работала, а потом… вдруг захотела учиться. Во второй раз отправилась в Ленинград, поступила в аспирантуру. Причем, приехала к своему учителю Льву Григорьевичу Качурину, который нисколько не удивился, но очень обрадовался возвращению блудной ученицы. Проучившись четыре года в аспирантуре и защитившись, Татьяна Леонидовна вернулась в Челябинск. И снова начались вопросы: когда же будет докторская.
«На этом мои университеты закончились, – улыбается синоптик. – Конечно, если бы я преподавала в институте, защитилась бы. Но я выбрала оперативную работу. Хотя считаю, что учусь всю жизнь. Меня часто спрашивали, почему я не пошла преподавать. А мне студентов жалко, не могу ставить плохие оценки. Я два года преподавала метеорологию и гидрологию на факультете экологии ЧелГУ. Когда пришла пора сдавать экзамен, я предложила: «Кто хочет получить тройку, подходите, поставлю». Я принципиально не ставлю двойки. Уже то, что студенты сидели и слушали меня, заслуживает положительной оценки. Но слушать троечный ответ выше моих сил. А оценку ставить надо. Может быть, человек по другим предметам успевает. И старший сын перенял мою методику!»
Высшая математика для пятого класса
Кстати, лекций Татьяна Леонидовна прочитала в своей жизни немало.
«Когда началась моя работа в обществе «Знание», я за один месяц провела 22 экскурсии в разные организации. Это было в начале 60-х. А привлек меня к этой работе Матвей Исаакович. Первую лекцию попросили прочитать для учителей-физиков по физике атмосферы. Как я дрожала! Уравнение вихря скорости выучила наизусть. Было стыдно подсматривать. Почему меня так долго держали на телевидении – я никогда не читала по бумажке. Могу написать несколько цифр и по ним сделать 10-минутную передачу. Так вот, начала я читать лекцию. Часа через полтора поняла, что слушатели мои на грани понимания. Кстати, уравнение было вроде того, из динамической метеорологии – на два листа. Я объясняла, что обозначает каждая буква. Потом подумала и предложила задавать вопросы... Очень быстро поняла, какая же была глупая! Вопросы оказались на уровне пятого класса. А я им высшую математику читала! Этот урок я запомнила на всю жизнь. Сейчас о метеорологии говорю на уровне общих географических знаний. Хотя иногда вырывается. Помню, кто-то у меня спросил, указывая на небо: «Это что такое?» «Как что? – говорю. – Это регенерация циклона на арктическом фронте». Собеседник сначала молча посмотрел на меня, а потом спросил: «А если я вам скажу «паровая мульта высокого напряжения», вы как отреагируете на это?» С тех пор я стала заниматься активной популяризацией на уровне пятого класса и стараюсь не загружать высшей математикой и терминами тех, кому это не надо».
А еще мало, кто знает, что Татьяна Леонидовна уже 30 лет, сразу после окончания аспирантуры, возглавляет государственную аттестационную комиссию на естественно-технологическом факультете ЧГПУ. Небольшой перерыв был, только когда в середине 90-х на факультет пришел новый декан. Увидев в списке Ишукову, он возмутился: как же так, один и тот же человек сидит в ГАК уже 20 лет. Ведь по всем нормам председатели комиссии должны меняться хотя бы раз в три года. Но изгнание Татьяны Леонидовны продлилось недолго – через два года на одной из выставок к ней подошел новый декан и предложил вернуться.
«Им нравилось мое отношение к студентам, что я никого не заваливала, а наоборот, пыталась вытянуть».
«Вы мэр или губернатор?»
Нравилась Татьяна Леонидовна и телезрителям. Лучшей иллюстрацией к этому служит пример, который в журналистской среде уже стал хрестоматийным. В 1996 году в Челябинск со своим «Полем Чудес» приехал Леонид Якубович. Ишуковой предложили попробовать свои силы в качестве участника. Когда ее объявляли, зал просто взорвался овациями. «Вы, наверное, мэр этого города или губернатор области?» – спросил пораженный ведущий. «Берите выше! – ответила Татьяна Леонидовна. – Я синоптик». Якубович от удивления не сразу нашелся, что ответить, но потом согласился, что передавать погоду – высокое призвание.
С февраля этого года Татьяну Леонидовну перестали показывать по телевидению.
«Это связано со сменой формата, – поясняет она. – На федеральном уровне пришло указание: достаточно синоптиков, которые работают на центральных каналах. Поэтому от моих прогнозов отказались. Мне нравится, как передают погоду на НТВ, в «Вестях». На «Первом канале» вообще нет говорящего человека, только картинка».
А вот к нашим креативным разработкам (девушка в купальнике, темнокожий парень в национальных африканских костюмах и так далее) Татьяна Леонидовна относится с юмором.
«Каждый ищет что-то, но эти вещи не имеют к погоде никакого отношения, – утверждает она, смеясь. – Кстати, когда меня попросили уйти, я не очень расстроилась. На телевидении всегда давали мало времени. Ну что можно за две минуты рассказать, когда несется циклон и вытворяет такое! В этом отношении мне нравилось радио – там всегда предоставляли достаточно времени для объяснения. У меня появилась авторская программа «На восьми ветрах». Обидно только, что во многих домах не слушают радио. Я его слушала и слушаю всегда».
И одним радио дело не ограничивается. Татьяна Леонидовна выписывает «Вечерний Челябинск» и «Челябинский рабочий», иногда покупает в киосках «АиФ». Бесплатные газеты тоже просматривает очень внимательно.
«Боюсь, если буду выписывать еще «Российскую газету» и «Комсомолку», ни на что времени не хватит. Раньше за номер «Советского спорта» у нас чуть ли не драки были. У меня оба сына болельщики. Старший, Андрей, в последнее время меня начал стыдить: «Как ты живешь, мама? У тебя же не показывает канал “Спорт”». Но нам повезло – недавно нам предложили провести кабельное телевидение. Теперь смотрим не только «Россию» и «Первый канал». Что же касается газет, то мои близкие уже знают: если я захожу в подъезд и начинаю громко кричать и ругаться, значит, кто-то утащил газеты из ящика. Меня лишили возможности вечером полистать прессу!
Отчего ругается синоптик
Как выяснилось, встретиться с Татьяной Ишуковой можно не только в транспорте, но и на спортивных мероприятиях. Недавно, к примеру, она посетила конькобежные соревнования в «Уральской молнии». А когда состязание окончилось, решила зайти в музей и там встретила мужчину, с которым в юношестве нарезала круги на катке. С тех пор прошло 40 с лишним лет! Дабы удостовериться, он ли это, спросила фамилию – ну точно, он! «Вовка! – говорит, – Тарнакин!» Мужчина в ответ: «Вы разве меня знаете?» Конечно, он узнал героиню, но исключительно как известного челябинского синоптика, а не как девчонку, с которой носился на коньках.
«Одно время ходила с младшим сыном на хоккейные матчи, – продолжает Татьяна Леонидовна. – Мишка тогда пошел в третий класс, мы постоянно смотрели игры «Трактора». Но туда же в основном приходят мужчины. Все эмоции они выражали при помощи ненормативной лексики. Помню, на одном из матчей с «Химиком» сзади меня сидел мужик и так ругался! Я развернулась. Он сразу замолчал, сказал: «Понял!» и ушел на другое место. Но весь дворец же я не перевоспитаю, а сидеть и молча слушать, как со всех сторон раздается мат, выше моих сил. Пришлось сыну ходить на матчи одному».
Правда, не так давно за Татьяной Леонидовной тоже был обнаружен грешок. С поличным бабушку поймали любимые внуки.
«Они привыкли, что я всегда разговариваю на чистом литературном языке и редко ругаюсь. И тут приходят, а бабушка сидит перед телевизором, смотрит соревнования по биатлону и вдруг выдает: «Ну, ты, шевели попой!» Они так удивились, потому что вместо «попы» я сказала более резкое слово. Побежали жаловаться деду: «Бабушка ругается перед телевизором, прям как ты!»
А вообще, я считаю, что в школьном образовании огромную роль должна играть физкультура. Ребятам нужно заниматься каждый день по два-три часа. И спортивный зал должен быть не один на школу, а два-три. При этом необязательно заставлять всех кидать гранату. Кому-то нравится танцевать. У меня младший сын Миша несколько лет преподавал физкультуру. Я его долго уговаривала: «Ну включи ты им хорошую танцевальную музыку! Пусть попрыгают!» Он давай рассказывать про методики. Ему виднее. Но для ребенка основное – движение, причем безо всяких ограничений. Есть же люди, которым больше нравится посидеть. Между прочим, шахматы – тоже спорт. Меня ими увлекла подружка в восьмом классе. Бывало, пойдем с ней в пионерскую комнату и сидим там по два-три урока за доской. Потом увлечение прошло».
Вместо послесловия
Когда я смотрела на эту активную и жизнерадостную женщину, у которой и в 70 лет энергии хватило бы на четверых, на языке вертелся вопрос. Синоптик – не слишком ли спокойная работа для человека с таким неуемным нравом?
«Нет, она вовсе не спокойная, – не раздумывая ответила Татьяна Леонидовна. – Наоборот, это очень интересная работа, потому что это состояние единоборства: природа придумывает одно, а ты должна разгадать, что же это будет. Когда угадываю, очень приятно. Если нет – расстраиваюсь».