Врач Владимир Базарный, главный в стране проповедник раздельного образования, добился своего: если раньше его учение считалось, мягко говоря, спорным, то сегодня многое поменялось. С лозунгом профессора «смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах – вещь непростительная!» – соглашается все больше педагогов, врачей и психологов. Как грибы после дождя в российских школах появляются кадетские классы или женские гимназические классы. Челябинск в стороне не остался: по словам начальника городского управления образованием Александра Кузнецова, для образовательной системы города характерным является увеличение количества кадетских классов. Сегодня в Челябинске на базе тринадцати образовательных учреждений открыто 56 кадетских классов.
Мужские и женские классы существуют на базе ГЭП (городских экспериментальных площадок). Мальчишки и девчонки учатся в параллельных классах одного и того же учебного заведения, а не в разных школах. Таким образом, главный аргумент противников раздельного обучения – то, что дети теряют навык общения с противоположным полом – легко опровергнуть.
«Стратегия образования до революции звучала так: обучение отдельно, а воспитание вместе. В принципе, наши мальчики и девочки, кадеты и гимназистки, учатся отдельно в первой половине дня, а вся вторая половина дня у них проходит в совместных занятиях, – объясняет директор челябинской школы №45 Елена Жукова. – Скажите, как можно себе представить хореографическую подготовку без мальчиков? А потом кадетский бал без девочек? Поэтому хореография у них проходит вместе, занятия вокалом – вместе, занятия по этикету – вместе, французским – вместе. Доктрина – обучение отдельно, а воспитание вместе – для нас очень характерна. В этом и есть прелесть нашей системы».
К словам Елены Жуковой стоит прислушаться. Именно в школе №45 семь лет назад первыми в городе появились кадетские классы, а в прошлом году школа (единственная в Челябинске) открыла гимназический класс для девочек-первоклассниц с перспективой возрастной вертикали до 11 класса. Елена Юрьевна уверяет, что родители охотно отдают своих дочек учиться в гимназический класс, и в этом году уже подано 50 заявлений, хотя созданных мест в два раза меньше.
Из чего же сделаны наши девчонки?
«У мальчиков и девочек мозг устроен и работает по-разному, значит, и учить их надо согласно этим особенностям. К тому же в 12–14 лет мальчики по своему биологическому и психологическому развитию отстают от девочек в среднем на два года. Подавление более взрослыми сверстницами может затруднить в мальчиках развитие мужественности и заставить их перенимать чисто женские качества характера», – пугает Владимир Базарный.
Ясно, что работа в раздельных классах требует от педагогов понимания различий в физиологии и психологии детей. Например, в девчоночьем классе разного рода соревнования учителям рекомендуют проводить осторожно, потому что женский пол более эмоционален и очень остро реагирует на неудачу, а мальчиков соперничество лишь подстегнет и заставит думать быстрее.
Согласно выводам Надежды Осетровой, известной своими социологическими исследованиями на тему раздельного обучения, большинство педагогов считают, что девочкам следует уделять особое внимание при изучении домоводства, биологии, естествознания, русского языка и литературы, иностранных языков. А для мальчиков больше, чем для девочек, важны, к примеру, вождение автомобиля, физика, физкультура, математика, информатика, химия…
«В раздельных классах, безусловно, выполняются стандарты образования. До часу дня дети занимаются согласно базисному учебному плану, здесь мы не имеем права менять министерские и областные учебные планы программы. Так называемый «кадетский» и «женский» компонент развивается уже во второй половине дня в системе дополнительного образования. Например, три определенных дисциплины каждый день в рамках расписания: конечно, у девочек в эти дисциплины входят основы этикета, французский язык, рукоделие, бисероплетение (пока девочки еще маленькие), шахматы, хореография, вокал, информатика», – рассказывает Елена Жукова.
За и против
«Больше возможностей для разного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Больше возможностей преподавать специальные предметы для каждого из них. Больше порядка, дисциплины. Больше нравственности, целомудренности, скромности, меньше разврата. Развиваются более уважительные отношения между мальчиками и девочками», – перечисляет преимущества раздельного обучения психолог и преподаватель ЧелГУ Елена Сыркина.
Но в таком случае возникает закономерный вопрос: если все так положительно, почему в России только за прошлое столетие дважды возрождалось и отменялось раздельное обучение? По мнению Елены, в советский период причина введения в школах раздельного обучения заключалась не только в стремлении к воспитанию нового гендерно-нейтрального типа «советский гражданин – защитник Отечества» и «советский гражданин – мать». Еще одной причиной гендерного обучения, о которой не говорилось в официальных документах, была концепция полового воспитания подрастающего поколения. Согласно этой теории раздельное обучение, во-первых, задерживало половое созревание (физически изолируя объекты сексуального вожделения), во-вторых, переводило сексуальную энергию в общественно-полезное русло (сублимация), в-третьих, способствовало внедрению в сознание советских граждан мифа об отношении полов в Советском государстве (идеализировались отношения между мужчинами и женщинами).
Психологи уверены, что и сегодня за призывами к раздельному обучению может скрываться неумение взрослых решать конфликты в классе или неспособность помочь пережить подростку первую любовь или страх перед подростковой сексуальностью.
«Есть разные мальчики, и есть разные девочки. Однако наша половая принадлежность не является достаточным условием для введения раздельного обучения. А вот учитывать индивидуальные особенности учеников можно и нужно», – считает Елена Сыркина.
Противники методики Базарного приводят в пользу совместного обучения тяжеловесный довод о потере навыка общения с противоположным полом. Такая половая изоляция, особенно для ребенка, живущего в неполной семье или не имеющего брата-сестру, чревата будущими конфликтами на работе и в семье.
«Есть, конечно, минусы у этого образования, но их не так много. Мы являемся федеральной экспериментальной площадкой по отработке кадетского и гимназического образования, поэтому, естественно, не все здесь будет гладко. Будут и минусы, но они есть в любом эксперименте. А сведение к минимуму этих рисков и есть наша задача», – говорит Елена Жукова о недостатках этой системы.
«В нашей школе нет раздельных классов как таковых, но есть два хоккейных класса – четвертый и пятый. Там одни мальчишки и работать там очень тяжело. Они все дерутся, нет ничего, что бы их смягчало. Они грубые, конфликтные. В обычных смешанных классах такого все-таки нет», – замечает Валентина Борова, учитель русского языка и литературы гимназии №10 Челябинска.
Школы разные нужны?
Может ли статься, что институты благородных девиц и кадетские корпуса станут привычным элементом в системе современного образования? Педагоги в мнениях об «однополом» образовании оказались по разные стороны баррикад.
«Я очень сильно подозреваю, что через год, два или три активно будет развиваться женская система образования, потому что в педагогике новое придумать сложно, – прогнозирует Елена Жукова. – Сегодня в нашем обществе крайне развиты женский алкоголизм и жестокость, и надо задуматься о воспитании девочек. Воспитывая кадетов, удивительных и блестящих юношей, мы на выходе не подготовим для них достойных спутниц жизни. Поэтому мы взяли на себя нагрузку воспитывать настоящих матерей и сестер».
«Я не сторонница раздельного обучения, считаю, что это не для современного времени. Исторически раздельное обучение сыграло свою положительную роль, но общество сейчас другое, и искусственное возвращение к мужским и женским классам неоправданно. Кадетские и гимназические классы – это образ прошлой эпохи», – уверена Валентина Борова.
Лично у меня большой вопрос вызывает не сам эксперимент по раздельному обучению, а будущее выпускников таких классов. Как то преуспеют в жизни «гимназистки румяные» и вежливые кадеты? Ведь идеализированное представление о противоположном поле может легко разрушиться уже после выпускного бала. Что касается противоположных мнений по поводу гендерного обучения – это естественно. О том, хорошо это или плохо – учиться в однополом классе, еще долго будут спорить педагоги, психологи и врачи. А точку в дискуссии придется ставить родителям – и решать, в какой класс отправить учиться своего ребенка.