История челябинской гимназии №76 начинается с 1982 года, когда на улице Барбюса в Ленинском районе открылась восьмилетняя школа. Спустя четверть века типовая школа продленного дня стала гимназией, которая органично влилась в список статусных образовательных учреждений Челябинска.
Людмила Ивановна Алферова работает директором гимназии №76 почти двадцать лет. Самое сложное в ее работе, как призналась сама директор, нехватка финансов, ведь интересных замыслов и творческих планов у гимназии много. В беседе с нашим корреспондентом Людмила Ивановна рассказала, чем сегодня живет гимназия.
– Людмила Ивановна, почему вы выбрали профессию педагога?
– Я выбрала профессию педагога очень рано, уже в седьмом классе, потому, что мне нравилось работать с людьми. К девятому классу я определилась и с предметом, им стала физика. Мне повезло: я сделала правильный выбор, это действительно мое призвание. И я легко иду с этой профессии по жизни, хотя родители у меня инженеры.
– Любая школа славится достижениями своих учеников. Какие поводы для гордости дают гимназии ее ученики сегодня?
– На мой взгляд, одни из самых значительных успехов школы – успехи в интеллектуальной области. Наша команда в международной игре «Одиссея разума» под руководством тренера международной квалификации Татьяны Новиковой фактически побеждает на всех соревнованиях с 1992 года. Последние десять лет мы регулярно бываем за границей, где меряемся интеллектуальными силами с командами Европы. В 1998 году на мировом финале «Одиссеи разума», который проходил в США, наши ребята изобрели декорацию-трансформер. Команда была награждена золотыми медалями и редким призом «За выдающееся творчество», копия которого находится в вашингтонском музее изобретений.
Мы активно участвуем и привозим награды с программы «Шаг в будущее». На базе школы открыт филиал городского Научного общества учащихся (НОУ)... Примечательно, что мы не только участвуем в интеллектуальных играх, но и сами их проводим, причем самого разного формата. Маленькие дети играют в «Самый умный ученик начальной школы». Взрослые – в большой интеллектуальный марафон. Вдохновителем в этой области является Софья Пинженина. Наш ученик Игорь Сидоренко в этом году дважды стал победителем телевизионной игры «Самый умный» с Тиной Канделаки.
А самое главное – наши ученики поступают в вузы не абы как, а туда, куда хотят. И находят свое призвание.
– Как известно, выдающихся учеников воспитывают талантливые учителя. Какие качества вы больше всего цените в педагогах гимназии №76?
– Плеяда наших учителей была отмечена грантами президента и губернатора – Валентина Шагида, Нина Булыга, Резеда Баева, Татьяна Казанцева, Анна Попова, Галина Андреева... У нас многие учителя участвуют в конкурсах, ведут инновационную работу. Мне важно, чтобы учитель все время развивался, не боялся ошибок, ведь именно они и продвигают вперед. А самое главное, как ни тривиально это звучит, учитель должен любить детей и не раздражаться на них. Я считаю, что все педагоги гимназии №76 – профессионалы, успешные в своем деле. Вы знаете формулу успешного человека? Должна быть интеллектуальная и коммуникативная состоятельность плюс вклад в общее дело. Все это у наших педагогов есть.
– Школа стала гимназией сравнительно недавно – в 2002 году. Статус гимназии – это закономерность или самоцель?
– Когда в 1989 году я пришла сюда работать, это была восьмилетняя школа полного дня. Через год она стала десятилеткой. Еще через два – экспериментальной площадкой. Сегодняшний статус гимназии – закономерный процесс. У нас ведь был выбор: мы могли стать лицеем или гимназией, но так складывалось, что школа становилась гуманитарной, что больше соответствует статусу гимназии. Мы продвигались очень быстро, и сначала у многих было мнение, что это просто смена вывески. На самом деле постулат «как назовешься, так и поплывешь», работает очень сильно. Поэтому, когда мы начали работать над гимназией, стали семимильными шагами набирать темпы квалификации педагогов, занялись содержанием.
– А материальная база?
– Вот сейчас мы сделали новую столовую. Ученики говорят, что «это не столовая, а ресторан какой-то». В столовой, которая появилась как результат совместного проекта школьного комбината питания, есть натяжные потолки, красивые люстры и новая мебель. Надеюсь, что какое-то время это будет одна из самых красивых школьных столовых Челябинска. Опять-таки из-за ограниченных финансов считаю, что работать на вчерашний день нет никакого смысла. Это выброс денег на ветер. Уж если делать что-то, так делать с прицелом на будущее. В связи с этим надо сказать, что в этом году мы представили три наших предметных кабинета на районный смотр, и все три получили звание лучших.
Я считаю, что сегодня гимназия №76 является инновационным образовательным учреждением. Например, сейчас мы участвуем в крупномасштабном эксперименте по апробации стандартов второго поколения для начальной школы. Инновационные процессы, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии – все это является сферой интересов наших педагогов. Мы активно занимаемся пропагандой гуманитарного знания и можем считать себя центром гуманитарного знания в районе.
– В гимназии немало кафедр, кружков и клубов по интересам. А как появился в вашей школе единственный в области Музей мира?
– Однажды мы собрались коллективом и подумали о том, что вся наша жизнь устроена таким образом, что человек постоянно готовится к войне: гонка вооружений, стремление закупить еду впрок, потому что может быть лихолетье и так далее. То есть мы настроены, что вот-вот может наступить война. А чтобы жить в мире, нужно иметь психологию человека, который понимает, что он живет мирно. С целью сформировать это сознание мы и сделали Музей мира, в котором собран материал о заслугах людей, получивших одноименную премию. В Музее мира проводятся различные дебаты среди школьников, а в декабре к нам приедет посланница из Венесуэлы.
– Скажите честно, в вашу школу трудно попасть?
– Согласно закону «Об образовании», мы не имеем права проводить отбор, и поэтому в первый класс берем почти всех желающих. Я вот сейчас вам это рассказываю и понимаю, что общество изменяется: слабых учеников сегодня к нам и не приводят. Статус, конечно, играет свою роль, и в гимназию приходят подготовленные дети.
– Людмила Ивановна, поделитесь планами на будущее.
– Первое большое дело, которое мы хотим сделать, – Центр семейного образования. Сегодня, по сути, никто не понимает, что такое семейное образование. Ну вот лежит у ребенка 22 учебника, и что – он будет по ним заниматься? Как помочь родителям освоить вместе с ребенком учебную программу? Как сделать семейные образовательные проекты? Вот над этим мы сегодня и думаем.
– Актуальность такого центра сегодня налицо?
– Конечно. Дети сейчас идут с нестандартным мышлением, и многие из них не уживаются в школьном коллективе. К ним нужен индивидуальный подход. Возможно, такие дети будут заниматься небольшими группами. Как вариант нами рассматривается тьюторство, введение дистанционных курсов обучения, образовательные программы, связанные, например, с изучением географии через путешествия и так далее. Планов очень много.
Серьезно задумываемся над проектной работой – создание собственных обучающих кинофильмов, мультфильмов. Надеюсь, что в этом году мы разработаем проект центра семейного образования до конца.
– Еще какие есть задумки?
– Хочется осуществить проект – формирование ценностей здорового образа жизни, то есть повысить у детей внимание к собственному здоровью. Мы сейчас ввели школьную спартакиаду, а скоро введем дневники собственного здоровья детей.
Еще один проект, пока достаточно сырой, – создание детского правового пространства на территории гимназии №76, чтобы ребята знали, какие права и обязанности они имеют. Причем это будет не просто грамотность, а деятельность – ролевые игры, например, комиссии по правам ребенка.