RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

8 м/c,

южн.

736мм 32%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Образование Евгений Спиридонов, декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ: «Не играю на публике, это моя личная жизнь»

Евгений Спиридонов, декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ: «Не играю на публике, это моя личная жизнь»

" src=

«Мы прошли проверку временем», – говорит он о своем факультете. Так же, как прошли проверку временем идеалы и достижения науки с более чем 50-летней историей, которая легла в основу деятельности этой структурной единицы Южно-Уральского государственного университета. Сегодня, в преддверии Дня космонавтики, мы беседуем с заведующим кафедрой гидравлики и гидропневмосистем, деканом аэрокосмического факультета Евгением Спиридоновым.


Между водными и воздушными кораблями я находился всегда

– Евгений Константинович, вы в детстве мечтали стать космонавтом?

– Вообще я в детстве мечтал быть кораблестроителем. Даже намеревался ехать и поступать в ленинградскую корабелку. Не получилось. С другой стороны, на меня всегда производило неизгладимое впечатление небо. В 1957 году запустили первый спутник. Мне тогда было 9-10 лет, мы гордились этим событием чрезвычайно. К сожалению, сейчас такого предмета для гордости у молодежи, наверное, нет. Да, стали Сочи местом проведения олимпиады. Но это не тот уровень, понимаете? А когда в 1961-м Гагарин – первым из всего человечества – побывал в космосе, было настоящее ликование! Поэтому у меня к космическому, авиационному направлению тоже была тяга. В детстве я занимался в авиамодельном кружке челябинского Дворца пионеров. Там, где нынче находится органный зал, раньше стояла церковь без купола, посреди большой ровной площадки. С нее мы и запускали наши планеры, устраивали соревнования.

– Модели конструировали сами?

– Конечно, сами! Много было сложностей, потому что не все можно было купить. Но, должен сказать, наши кружки в те времена были очень хорошо оснащены, в нашем распоряжении были самые разнообразные расходные материалы. Мы занимались творчеством. Там я впервые столкнулся с гидравликой, аэродинамикой. Параллельно во дворе мы с друзьями собирали модели кораблей, эти корабли пускали в каменоломнях парка культуры и отдыха имени Гагарина, оснащали их пушками и ракетами. Получается, между кораблями водными и кораблями воздушными я находился всегда. (Улыбается.)

– И так вы добрались до вуза.

– Да. Потом я состоялся здесь, в политехническом институте, поступил на специальность «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».

– Чем запомнилась студенческая жизнь?

– Во-первых, изначально нам повезло с преподавателями, большинство из них были настоящими учителями и учеными. Правда, я воспринимал это как само собой разумеющееся и оценил много позже. Второе – запомнилась научно-исследовательская работа, которая в жизни факультета, в жизни кафедр шла очень активно, что не могло не отразиться на студентах. Мы были с головой вовлечены в нее. И третье – причем не третье по значимости, а просто перечисление – это студенческая среда, в которую я окунулся. Наша молодежная беззаботность, некое ухарство и хитрость. Очень нравились в то время вечера, танцы, которые тогда проводились в главном корпусе на втором этаже перед актовым залом. Поскольку институт всегда был очень большой, вечера проводились по факультетам. Обычно наш факультет стыковали с женскими. Как раз там я и познакомился со своей супругой, она училась на приборостроительном. Мой друг с аэрокосмического так же нашел свою половину на инженерно-строительном факультете. (Смеется.)

Надо сказать, студенческая жизнь была насыщенной, интересной – и политическая, и творческая. В недрах нашего факультета зародился театр «Манекен». Большую работу в институте проводил главный редактор газеты «Политехнические кадры» Сергей Владимирович Тулинский, он вел так называемый «устный журнал»: в открытом диалоге обсуждались самые на то время злободневные проблемы – и политики, и устройства государства, и студенческой жизни, и спорта. Это было очень интересно. Кроме того, наш институт всегда привлекал деятелей культуры. Однажды в ЧПИ давал концерт Кобзон: не ограниченный четкими временными рамками, он пел до 11 вечера – столько, сколько его слушала молодежь.

– Как считаете, кому легче было учиться – вам или сегодняшним студентам?

– Знаете, я убежден, что в любое время учеба требует определенных усилий. Если вы хотите, чтобы учеба состоялась, нужно трудиться. При этом важно, чтобы определенное ее количество перешло в качество. Одно из условий такого перехода – учиться должно быть интересно. А сказать, кому было трудней – раньше или сейчас – я не могу. Я не считаю, что молодежь нынешняя принципиально отличается от нашей. Она мне очень нравится, просто они другие.

– Когда поступили в политехнический, авиамоделизм ушел на второй план?

– Когда я стал студентом, авиамоделизмом не занимался, больше интересовался гидроаэродинамикой. Хотя все так или иначе взаимосвязано. С этой областью были связаны мои научные исследования, уже со студенческой скамьи было интересно углубиться в науку, в теоретические вопросы.

– Как сложилась ваша жизнь после студенчества?

– Я бы не сказал, что она складывалась достаточно просто и легко. Стартовых больших материальных возможностей у нас в семье не было. К тому же моя собственная семья состоялась, когда я еще был студентом. Когда мы с женой выходили на диплом, у нас уже была дочь. Поэтому всего нам приходилось добиваться вместе. Мы долгое время жили в общежитии, супруга работала в ПО «Полет». Я занимался научно-исследовательской работой, преподаванием, защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Турбиностроение» в Совете Московского энергетического института в 1982 году. Мне всегда было интересно довести научные изыскания до металла, до работающих изделий. Через некоторое время я стал заместителем заведующего по научной работе, в 1989 был избран на должность заведующего кафедрой гидравлики и гидропневмосистем и практически 20 лет заведую кафедрой. В 1996 году защитил докторскую тоже в Москве.

" src=

– Евгений Константинович, кроме того, что вы автор более ста научных статей и учебно-методических работ, имеете 16 авторских свидетельств и патентов – еще работаете завкафедрой и деканом факультета. Не приходится в жизни выбирать между карьерой и наукой?

– Нет, вопрос так никогда не стоял. Я старался делать то, что мне интересно. Кроме того, что занимался наукой, работал преподавателем. Что тоже интересно: взять курс, сделать его привлекательным, доступным для студентов. Это моя работа. Плюс такой работы для меня – в общении с молодежью, ведь молодежь – это всегда интересно.


Истинное образование должно быть фундаментальным

– Само название аэрокосмического факультета овеяно романтикой и тайной. Ваши студенты – особые люди?

– Нет. Такие же, как и все другие. Ничего особенного в них нет. Что касается тайны – у нас не все специальности являются закрытыми. Для обучения на последних необходимо получить так называемую третью форму. Третья форма – это самый низкий уровень секретности, он никаких ограничений на гражданские свободы не накладывает. Наши студенты, так же как и все прочие, выезжают за границу по программам обмена, по туристическим путевкам. Многие студенты бывают на международных конференциях. Другие специальности у нас абсолютно открыты и включены в состав факультета именно потому, что относятся к высоким технологиям. Если говорить о студентах... Хорошие ребята, особенно те, которые работают по форме. У них есть дополнительные преимущества для лучшего трудоустройства. Когда человек имеет определенное отношение к государственной тайне, приобретает ту или иную форму секретности, он налагает на себя определенные обязательства. В этом случае студент становится более собранным, сдержанным, упорядоченным.

– То есть более дисциплинированным?

– Дисциплинированность здесь не предполагает отсутствия инициативы. Ни в коем случае. Но в работе, в бизнесе такой навык очень помогает, и работодатели начинают это понимать. В этом плане наши студенты отличаются, может быть, от других.

– Ваши выпускники востребованы?

" src=

– Очень востребованы. Прежде всего в оборонной промышленности, которая снова начинает развиваться. Они востребованы и в обычной промышленности: металлургии, машиностроении, на предприятиях энергетики, химических заводах. Потому что в настоящее время эти заводы существенно переоснащаются, приобретают современное оборудование. В таком оборудовании во многом заложены те решения, которые ранее были инициированы и разработаны в военной промышленности. А это нашим студентам очень знакомо. Они изучают конструирование, разработку машин на самых современных образцах. Технической базой нашего факультета является Учебный центр ракетно-космической техники им. В.П. Макеева, в котором собрана уникальная коллекция баллистических и космических ракет. Эти разработки – не на шаг, а на несколько шагов идут впереди того оборудования, что представлено сегодня на большинстве предприятий. И новые конструкционные материалы, и совершенно уникальные технические решения, и какая-то совершенно удивительная компоновка – все это студенты видят, это откладывается у них в голове и с этим знанием они приходят на производство. Так что на сегодняшний день проблем с трудоустройством у нас нет. Спрос превышает предложение.

Что еще очень важно – на аэрокосмическом факультете мы стараемся держать высокий уровень подготовки. Я убежден, что истинное образование должно быть фундаментальным. Основу его составляют математика, физика, механика, термодинамика и другие дисциплины. Все они есть на других специальностях, но чем уникально наше образование – оно является универсальным.

– К вам сложно поступить?

– Думаю, поступить к нам сравнительно просто, потому что конкурс небольшой, как на обычные инженерные факультеты. Учиться непросто, но интересно.

– Какие перспективы в ближайшем будущем стоят перед факультетом?

– Какие перспективы? Мы хотим и прикладываем к тому определенные усилия, чтобы аэрокосмический факультет зазвучал. Чтобы факультет стал очагом фундаментального элитарного технического образования на Южном Урале, в нашей области.


Я часто хожу на студенческую дискотеку

– Отмечаете День космонавтики?

– Да, конечно. Это день нашего факультета. Обычно к нам приходят выпускники, мы вспоминаем прошлое и рассказываем о сегодняшних днях факультета. Затем у нас проводится торжественное собрание на факультете, где мы поздравляем коллег и награждаем сотрудников. В 2007 году мы праздновали 50 лет космонавтики, а в 2008 году была издана книга о факультете. У студентов 12 апреля обычно проходят спортивные мероприятия, вечером – праздничная дискотека. Традиция живет. Я часто прихожу на эту дискотеку, их поздравляю. Надо сказать, хоть я человек далеко не молодой, мне быть там очень интересно. Почему? Потому что чувствуешь очень сильный хороший заряд, себя начинаешь ощущать почти студентом.

– В семье вас поздравляют с профессиональным праздником?

– Видите ли, в нашей семье 12 апреля – дата особая. Семейный праздник по двум причинам. Для многих людей моего возраста 12 апреля не просто праздник космонавтики. Это наша молодость, расцвет науки, расцвет Советского Союза. Что касается профессиональной стороны – моя супруга заканчивала приборостроительный факультет, я – факультет двигателей, приборов и автоматов: они оба сильно ориентированны на космос, авиацию. Кроме того, 12 апреля – день рождения моей мамы. (Улыбается.) Так что поздравляя ее с праздником, не забываем о космонавтике.

" src=

– Расскажите о вашей семье.

– У меня две дочки. Старшая работает преподавателем на коммерческом факультете в Южно-Уральском университете, закончила здесь же факультет экономики. Можно сказать, пошла по стопам родителей. Кстати, и мои родители – тоже работники вуза. Мама работала в политехническом институте на кафедре графики, папа – в институте механизации и электрификации сельского хозяйства, ныне Челябинском государственном агроинженерном университете. Младшая дочь Лиза живет и работает в Великобритании, в Лондоне.

– Какие качества вы старались воспитать в дочерях?

" src=

– Я бы не сказал, что методично вдалбливал в них какие-то качества – нет. Приоритеты, которых придерживаемся с супругой сами, старались вложить и в детей. Это любовь и забота о ближнем, любовь к Отечеству, честь, трудолюбие. Старались дать им понять, что нужно хорошо работать – тогда будет и отдача. Ну, и образование старались им дать. Но не образование ради образования, а как набор неких навыков, улучшающих качество работы и жизни. Надеюсь, что все это получилось.

– Судя по всему, работа у вас стоит на первом месте. Чем занимаетесь в свободное время?

" src=

– Свободного времени у меня мало. Практически нет. Если не работа, то – текущие домашние дела, они всегда есть. В свободное время я немного играю, люблю посидеть за фортепьяно: в свое время окончил музыкальную школу. Не играю на публике, это моя внутренняя, личная жизнь. И еще что мне очень нравится – я люблю поэзию. Вечерами, перед сном редко обращаю внимание на телевизор – лучше возьму томик Беллы Ахмадулиной или Николая Рубцова. Летом нравится быть у земли. В трудные 90-е наши шесть соток спасали, в то время, когда заработки были небольшими. Что еще? Я поздно – в 1999 году – получил права, мне был уже 51 год. Я купил машину и понял, что буду ездить только на своем автомобиле – это совершенно другая степень свободы.

– Супруга разделяет ваши увлечения?

– Мы уже столько лет вместе – с 70-го года, почти 40 лет. Мы давно разделяем интересы и увлечения друг друга. Думаю, это показатель того, что семья состоялась.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления