«Здесь конкурс начинается после зачисления», – говорят о вступительных экзаменах в это учебное заведение. Руководство сравнивает его с Сорбонной – куда легко поступить, но учиться сложно. Речь идет о медицинском колледже Челябинской государственной медицинской академии. Колледж перешагнул десятилетний рубеж, что уже позволяет говорить об определенных тенденциях и проблемах, решение которых отражается не только на подготовке медицинского персонала, но и на развитии отрасли в целом. Об этом наш разговор с директором медколледжа Владимиром Ершовым.
– Владимир Николаевич, когда и с какой целью был создан колледж Челябинской медакадемии?
– В этом году нам будет 10 лет. Итак, шел 1999 год. В стране – кризис экономики. На клинических базах медицинской академии – а это 1000-коечные больницы, роддома и так далее – катастрофически убывает число специалистов со средним медицинским образованием. Выполнение того же лечебного стандарта с участием выпускников академии оказывается под большим вопросом. Руководство вуза принимает решение создать колледж с целью обеспечения персоналом собственных клинических баз. Ведь какими бы прекрасными ни были врачи, если нет медицинских сестер, нет результата.
Добавьте сюда вторую проблему – эффективного профессионального отбора в медицину. Знаете, это не красивые слова: медицина – не профессия, а образ жизни. Когда в академию приходит поступать школьник и еще не из медицинской среды, выбрать оптимальное направление, в котором он будет трудиться всю оставшуюся жизнь, не так просто.
Решение о создании колледжа было беспрецедентным: подобное заведение при вузе даже в рамках России – редкость. Академия создала структурное подразделение в ранге факультета, где идет подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
– То есть главной задачей колледжа стало подготовить специалистов для клиник?
– Одной из задач. Мы готовим специалистов не только для клинических баз академии, но и вообще для всей Челябинской области. Не секрет, что сегодня 305 фельдшеров-выпускников медучилищ нашей области работают на врачебных должностях.
Кроме того, колледж – это другая система профессионального отбора. Наш студент, пройдя за три года практически через все лечебные кафедры, при дальнейшем поступлении в академию делает настолько осознанный профессиональный выбор, что значение его трудно переоценить. Да, такой путь в медицине очень долгий. Здесь ребята проходят подготовку во всех учебных корпусах академии, на всех клинических базах. Стремительно взрослеют в профессиональном плане. Уже после первого семестра у них идет клиническая практика. Их начинают приглашать работать санитарами, в том же онкоцентре. У нас около 450 студентов, 80 из них совмещают учебу с работой: не на дискотеке, не в казино, а в больницах. Я согласен: достаточно непростая ситуация, когда они и дежурят, и учатся. Но, работая, студенты впитывают дополнительную информацию, что, безусловно, очень полезно для будущих медиков.
Следующий момент, который учитывается, это устранение социального неравенства между городскими и сельскими школьниками. Мы все знаем, в сельской школе всегда были проблемы – то нет бензина возить детей на занятия, то математику, биологию и физкультуру ведет один преподаватель. Они по определению были неконкурентоспособны по отношению к горожанам, у которых есть персональные репетиторы и возможность посещать дополнительные курсы, проехав две остановки на трамвае. Те, кто поступает к нам из сельской местности, а их около 50%, через колледж вырастают и становятся конкурентными городу. Пример простой. 25 человек первого выпуска, 2002 года, решили учиться дальше. Из них в академию поступило на разные факультеты 18. Это хороший показатель. 14 – иногородние ребята.
– Вопрос стоимости обучения приемлем для таких абитуриентов или у вас есть возможность брать их на бюджет?
– Мы работали только на внебюджетной договорной основе. Пройдя очередную аттестацию аккредитацию в составе академии, нам было выделено небольшое количество бюджетных мест. По десять на каждое направление. Так что сейчас начинаем проводить обучение как на бюджетной основе, так и на внебюджете. Что касается цены – стоимость среднего медицинского образования в разы ниже, чем высшего. Стоимость обучения по специальности «Сестринское дело» составляет 15 тысяч рублей за год.
– Какие преимущества колледжа позволяют ему конкурировать с другими медицинскими учебными заведениями среднего звена?
– Вообще преимущества проекта «колледж в университете» впервые были представлены еще в 1996 году специалистами США. Мы тогда работали в базовом медицинском колледже и начинали сотрудничать с коллегами из штата Индиана. В 1999 году идея созрела – создать колледж в университете. Какие преимущества? Материальная база колледжа – это материальная база академии. Это первое. То есть нам не нужно специально создавать, к примеру, кабинеты анатомии – наши студенты занимаются на кафедре анатомии вместе со студентами академии. Второе преимущество – это кадровый потенциал: пять докторов и 65 кандидатов наук ЧелГМА преподают здесь, преподаватели 29 кафедр имеют соответствующую подготовку. Важно то, что ребят обучают действующие специалисты. Любой ассистент клинической кафедры обязательно ведет соответствующих больных, оперирует и так далее.
– Сотрудничество с американцами продолжается до сих пор?
– Да, они к нам приезжают раз в три года на преддипломную двухнедельную практику. Последний приезд был в марте прошлого года, уже пятый с начала сотрудничества. Мощная эффективная программа, когда исчезают все барьеры – языковые, социальные.
По сути дела мы ведем экспертизу эквивалентности наших образовательных программ по специальности «Сестринское дело». На сегодня мы имеем полное представление, как обучаются американские сестры. Они, даже обладая дипломом, для получения допуска к профессиональной деятельности должны сдать лицензионный экзамен. Обозрение, или ревю подготовки к сдаче лицензионного экзамена, переведено для наших студентов на русский язык. Экзамен продолжается около четырех часов на компьютере, 250 тестов. В нашем случае человек, пусть не владеющий иностранным языком, тем более языком профессионального общения, понимает, какой уровень требований будет к нему предъявляться. Одновременно идет обогащение наших образовательных программ – мы видим, что наши коллеги делают в этом направлении. Такое профессиональное общение дает нам возможность взглянуть на себя со стороны, снимает проблему изоляции, убирает излишки самоуверенности, псевдодостаточности и так далее.
– В последние годы наблюдается тенденция потери интереса молодежи к среднему специальному образованию – может, в силу демографических изменений или повышения активности и числа вузов. Вы на себе ее ощущаете?
– Конечно, мы не можем не учитывать демографической ситуации, так же, как, впрочем, и вузы. Здесь речь идет немного о другом. У нас есть своя ниша. В «Концепции модернизации российского образования 2001-1010 годы» продекларировано два принципа – многоуровневое профессиональное образование на принципах интеграции и преемственности. В данном случае в Челябинской государственной медакадемии реализуются практически все уровни медицинского и фармацевтического образования. Хотя некоторые вещи юридически не утверждены. Сейчас в ПТУ студент отучился один год и получает диплом. Становится специалистом – каменщиком, столяром... Так и у нас – девушка отучилась год, освоила программу в объеме 1440 учебных часов по основам сестринского дела и получила по факту начальное медицинское образование. Но юридически до сих пор этот человек не достоин того, чтобы стать обладателем диплома.
– Как выглядят все уровни медицинского образования?
– Начальное – среднее базовое – среднее повышенное. Дальше – высшее образование. Это уже другие факультеты. После диплома интернатура – один год, это специализация, чтобы получить квалификацию терапевта. Или ординатура два года. Это полная подготовка, 11 лет. Кроме того, врач минимум раз в пять лет проходит циклы повышения квалификации или тематического совершенствования. В Челябинской государственной медакадемии представлены все уровни профессионального образования. Эта перспектива развития всех образовательных учреждений.
У нас она эта цепочка реализована в организационном плане. А в содержательном, когда программа учитывает предшествующий образовательный опыт, – еще не завершена. Поэтому, если говорить о том, как мы себя чувствуем по отношению к вузам – у нас свой абитуриент. Здесь особая цена вопроса. К тому же люди понимают, что такое академический колледж, здесь есть определенные перспективы.
– Каким вы видите колледж лет через пять?
– Надеюсь, приблизимся к тому, что принципы преемственности и интеграции профессиональных образовательных программ будут реализовываться и в содержательном плане. Объединение программ разных уровней на одной материальной базе с одним кадровым потенциалом.
– Буквально пару месяцев назад были утверждены новые правила по ЕГЭ. Что в связи с этим изменилось на вступительных испытаниях в колледже?
– Два последних года мы выдавали кредит доверия тому документу, который абитуриент получил в школе. Экзамены следующие: первый – русский язык (письменно), второй – по клиническим специальностям (акушерское, сестринское, лечебное дело) – биология, по фармации – химия. Были результаты ЕГЭ – принимали их. С этого года все школьники сдают только ЕГЭ. Более подробную информацию можно узнать на нашем сайте или по телефонам (351) 262-78-24, 262-77-98, 232-73-48.
– Как быть тем абитуриентам, которые окончили школу до 1 января 1999 года?
– Они сдают экзамены письменно. У нас ведь не только вчерашние школьники учатся. Например, занимаются студенты ЮУрГУ, УралГУФКа – получают среднее медицинское образование. В данном случае колледж – решение многих проблем.
– Какие специальности можно получить в медицинском колледже?
– Лечебное дело, фармация, сестринское дело.
– Владимир Николаевич, что вас как директора медицинского колледжа волнует сейчас больше всего?
– В прошлом году в Санкт-Петербурге в декабре прошел съезд медсестер, недавно состоялась пресс-конференция министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой. Там приводились очень серьезные цифры. Сейчас в России 1 млн 100 - 1 млн 200 тысяч специалистов среднего звена, из них 900 тысяч – медицинские сестры. 40-45% из них – в возрасте от 45 до 50 лет. Другими словами, через пять лет они просто уйдут из отрасли. Все медицинские училища и колледжи страны, которые выпускают всего 70 тысяч специалистов в год, не в состоянии покрыть этот дефицит. Эта ситуация и критична, и трагична. Если по сестрам не будет какого-то радикального решения на уровне руководства страны, мы в результате получим огромную кадровую яму: у нас будет много врачей, но выполнять их назначения будет некому.
Еще один момент, чисто экономический. В США – 300 миллионов жителей. На них приходится 600 тысяч действующих врачей. У нас – 140 миллионов, и тоже 600 тысяч врачей. На 300 миллионов американцев – 2,1 миллиона медсестер. В России – 900 тысяч специалистов и единственный конвертируемый диплом. Что в результате? Медицинская сестра делает для себя выбор – где ей работать, в России или за рубежом. Только с 2002 по 2004 год из отрасли ушли 170 тысяч специалистов: 76 тысяч медсестер, 68 тысяч фельдшеров, 26 тысяч акушерок. Их подготовка по тем временам стоила около пяти млрд рублей. Челябинская область за эти годы потеряла три тысячи. Сейчас в нашей области девять училищ и два колледжа выпускают в год около тысячи специалистов. Мы ушли за нулевую отметку.
– Какие пути выхода вы видите из сложившейся ситуации?
– Давайте обратимся к опыту наших зарубежных коллег. В Америке действуют образовательные кредиты. Пришел студент в колледж – за ним пришли деньги. Если говорить об эффективном менеджменте на уровне государства, то надо вводить образовательное кредитование под контроль каких-то госструктур. Это перспектива. Не будет этого – так и будем гонять воду в решете с бюджетными-внебюджетными местами.