Кто знает о правах детей в Челябинске? Какие мероприятия, направленные на правовое просвещение, проводятся в городских школах? Доносится ли до подростков информация не только о правах, но и об обязанностях? Эти и многие другие вопросы, связанные с правами детей, были заданы участникам круглого стола «Состояние и проблемы защиты прав и продвижения интересов несовершеннолетних в г. Челябинске», который прошел во Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.
Круглый стол собрал 150 участников, неравнодушных к данной теме. Основная идея проекта – собрать силы гражданской общественности Челябинска, работающие по проблемам прав детей, и договориться, как совместно эту деятельность укреплять и развивать в городе. Встреча была посвящена 20-летию подписания Генеральной Ассамблеей ООН конвенции о правах ребенка и 10-летию ратификации данного законодательного акта в России.
За столом переговоров можно было встретить как представителей городской власти: управления образования, социального развития, управления культуры, УВД, представителей педагогической общественности – директоров и заучей Челябинских школ; представителей областной прокуратуры, так и различные общественные организации города («Скауты», «Мишки», «Искра» – волонтеры, женская организация «Надежда России», «Кризисный центр «Любава»», студенческий отряд «Луч», «Анастасия», областной Совет родителей и другие).
Остроту в общение привносило присутствие самих детей, о чьих правах шел разговор. Дети представляли городской клуб «Совет старшеклассников» при досуговом учреждении «Перспектива», а также инициативную группу учеников из 76 школы, которые являются организаторами «Фестиваля права» в своем учебном учреждении.
Участников круглого стола познакомили с результатами исследования, проведенного осенью 2009 года некоммерческой организацией «Со-Действие» и социологической лабораторией Челябинской государственной академии культуры и искусств, в котором участвовали 1500 респондентов, среди которых школьники, их родители, учителя, городские чиновники, представители некоммерческих организаций.
Результаты исследования выявили ряд противоречий. Как выяснилось, правовым просвещением с позиции родителей должны в большей мере заниматься учителя, последние же уверенны, что они лишь продолжают правовое просвещение, начатое в семье. Чиновники в свою очередь уверены, что правовая грамотность начинается в семье, далее следует работа государственных органов, и тут же отмечают, что государство ведет недостаточную работу в данной сфере. Совсем плачевное состояние в правовом просвещении оказывается у общественных организаций, им респонденты отвели последнее место, что в принципе характеризует слабую деятельность НКО в данной сфере. В целом все участники исследования с трудом называли общественные организации, которые они знают. Наиболее часто употребляемое право ребенка, которое нарушается в Челябинске, по мнению школьников, это «право на личную жизнь и секреты от взрослых», по мнению взрослых – «право на получение бесплатного образования» и «на защиту от вредной информации».
По данным результатов исследования работы муниципальных органов власти отмечены следующие тенденции: в школах с проблемой прав детей работают от 2 до 50 сотрудников, преобладающее количество – это классные руководители и соцработники. В своих отчетах школы показали большое количество мероприятий, направленных на правовое просвещение детей, многие из которых остаются непонятными, такие как линейки, «зарницы», экскурсии в музеи. Возникает вопрос: как в этих формах работы проходит просвещение подростков?
Из отчетов деятельности управления соцразвития, управления культуры, управления физической культуры, спорта и туризма и управления по делам молодежи стало понятно, что в направлении правового просвещения ни в одном из управлений нет системы работы, а лишь некоторые отдельные акции либо мероприятия.
Как показали представленные результаты исследования, проблем по правам детей в Челябинске очень много, как их решать – предстояло договориться участникам круглого стола.
«В последнем обсуждении стратегии развития города до 2020 года ни слова не сказано про детей, про детство – и это большая наша беда, – комментирует председатель комиссии по социальной политике Челябинской гордумы Наталья Баскова. – Предлагаю взять курс на получение статуса «Города, доброжелательного детству» ЮНИСЕФ. Для этого необходимо всем структурам нашего общества обратить внимание города к проблем детей».
«Проблема правового просвещения подростков наиболее важна для современной педагогики и социальной работы. Следует вести динамику развития правового просвещения в городе, делать систематический контроль состояния прав. Рекомендовать создать уполномоченного по правам ребенка, как это есть уже во многих крупных городах России», – считает профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета Рифкат Димухаметов.
По словам директора института культуры детства ЧГАКИ Риммы Литвак, «говоря о правовом просвещении несовершеннолетних, мы упускаем очень важный момент, что с детьми в равной степени стоит работать по их правам и обязанностям. Что мы видим сегодня: современные подростки – настоящие вандалы, не ценящие окружающей красоты и удобства, рекомендую вернуть практику трудовой общественной деятельности, когда детьми высаживались целые парки и скверы».
Все мнения и предложения, рассмотренные на круглом столе, легли в основу резолюции, которая в свою очередь будет разослана всем субъектам детского права в городе Челябинске. Работу по продвижению детской правовой культуры следует вести совместно, системно и используя самые интересные технологии.
В свою очередь организаторы круглого стола – АНО «Со-Действие», Управление по делам образования г. Челябинска, ЧГПУ, ЧГАКИ – сообщили всем участникам, что дальнейшим шагом по поддержке прав детей в городе станет открытие «Городского центра по правам детей» в 2010 году.
Андрей ЮХИМЕНКО
Фото: Фото с сайта Swan.ac.uk