«Я в классе изгой. Конечно, неприятно, ну что ж сделаешь, – говорит 13-летний Саша. – У нас учатся четыре девчонки и 18 парней. Я не могу ничего поделать, ну как можно защищаться, когда их восемнадцать, и все бьют тебя?»
«Был у нас мальчик, – вспоминает 16-летняя Света, – ростом маленький, телосложением щупленький, на лицо – лет 12, хотя на самом деле 17 было. Постоянно что-то бурчал себе под нос, был очень забитым... Мы измывались над ним, как хотели: обычно ручку ему кидали, просили поднять, и вернуть – он послушно поднимал и возвращал... первые раз двадцать, а потом обещал пожаловаться бабушке. Ну, а про наклейки на спину типа "пни меня", "я гений" и "ненавижу литераторшу" я вообще молчу! Еще мальчишки любили ставить ему на спину пятерню из мела»...
«А надо мной в школе не смеялись, но я была изгоем... и это было классно! – делится теперь уже взрослая Рита. – Я всегда была вне общества, и при этом все видела и знала! А то, что изгои не имеют своего личного мнения – бред! Изгои очень даже имеют свое мнение, поэтому и ходят одни! И вполне могут за себя постоять, я в свое время научилась это делать. Насмешки? Да! Обиды? Да! Но сейчас я понимаю, что это было очень даже хорошо! Я научилась ценить и защищать себя, и не поддаваться стадному чувству! Я – личность!»
Причин, по которым дети в школьной жизни порой вынуждены примерить на себя этот нелицеприятный статус, могут быть абсолютно разными: от недостаточно красивой, по мнению одноклассников, одежды, до низкой самооценки и неумения общаться. Последствия, как правило, тоже непредсказуемы.
Кто такие изгои? Почему это может произойти с вполне благополучным ребенком? Как правильно себя вести в сложившейся ситуации? На эти и другие вопросы поможет ответить психолог Елена Сыркина.
В редакцию Cheldiplom обратилась мама:
«Сначала в классе, где учится моя дочь, все было нормально, потом несколько мальчиков стали высмеивать и оскорблять ее. Моя Лена очень чувствительная и добрая по натуре, ей довольно сложно переносить все их насмешки по поводу полноты, но она разносторонняя, хорошо учится, позитивная. Сейчас дочь приходит со школы и ревет, вчера вообще сказала, что не пойдет больше на занятия. Поражаюсь: дети – пятый класс, а уже такие злые. Поговорила с дочерью. Выяснилось, что теперь мальчики стали подбивать других ребят из класса, чтобы с ней не разговаривали, не дружили. Они запугивают детей тем, что если те будут с ней общаться, то тоже пострадают. Ситуацию уже невозможно терпеть. Раньше я не вмешивалась, считала, что все образуется, дети – есть дети. Но сейчас просто не знаю, как быть». Светлана
– Елена, давайте поговорим о том, кто такие изгои?
– Ни для кого не секрет, что почти в каждом классе существует определенная иерархия. Выглядит это следующим образом: есть лидеры, есть приближенные к ним. Следующая ступень – круг принимаемых – это те дети, которые уже вписались в коллектив класса, нашли свое место. И это место их вполне устраивает. Есть антилидеры, то есть те, кто находится в оппозиции по отношению к лидеру, есть непринимаемые дети. Они не изгои, конечно, но стоят особняком, их никто не трогает, обычно их просто не замечают. А есть изгои. Позиция такого ребенка, как правило, очень незавидна, этакий громоотвод. Другие дети срываются на нем, избавляются от накопившегося негатива: обзывают, пачкают его одежду, портят учебники, все, что угодно. Часто этот ребенок испытывает на себе весь комплекс такого негативного поведения. Нужно ли говорить о том, что эта «роль» неприятная и психотравмирующая?
Если такой человек уходит из класса, то, как говорится, свято место пусто не бывает: обязательно находится другой ученик, который вместо ушедшего одноклассника становится изгоем. Его «выбирает» коллектив.
– Почему ребенок может стать изгоем?
– Причины могут быть абсолютно разными, но в любом случае ребенок-изгой – не такой, как все.
Довольно часто в такую позицию попадают конфликтные, агрессивные дети, которые не умеют общаться.
Вторая причина, по которой дети становятся отверженными – низкая самооценка. В этом случае ребенку даже не важно, что он или она, возможно, физически сильнее обидчиков и вполне может за себя постоять: в классе под влиянием стресса он чувствует себя незначимым, ненужным, забитым и неуверенным. Так происходит и с дочерью Светланы, Леной.
В положение изгоя, как ни печально, могут попасть дети с каким-то физическим дефектом, например, с плохим зрением или хромотой.
Еще одна причина – неуклюжесть, неловкость ребенка. У меня в практике был случай: ко мне обратились мама с сыном, мальчик очень крупный, я бы даже сказала грузный для своих одиннадцати лет. Он больше всех в классе. Ребенок попал в позицию изгоя просто потому, что не соизмерял во время игры с другими детьми свою физическую мощь. Если он, играя, толкал одноклассника, тот отлетал как мячик. Понятно, что настроя общаться с ним у детей не было.
Подростки порой жестоки, и социальное неравенство часто отдаляет их друг от друга, превращая, например, плохо одетых ребят в объект насмешек для детей более успешных родителей.
Перечисленные причины можно с уверенностью назвать основными. Случается и такое, что ребенок, находясь в позиции изгоя, на приеме у психолога говорит: «Правильно, что другие дети ко мне так относятся!», в моей практике был такой случай. Как ни парадоксально, мальчик таким способом наказывал себя за свои «прегрешения» дома.
Это может произойти в том случае, когда чадо идет делиться своими переживаниями с родителями, которые, вместо того, чтобы поддержать сына или дочь, говорят примерно следующее: «Правильно другие дети с тобой обращаются! Ты же размазня, не умеешь за себя постоять, поэтому так и происходит». Или: «Ты себя дома плохо ведешь, другие дети это понимают и наказывают тебя». Иногда таким образом родители подливают масла в огонь и заставляют ребенка поверить, что обращение класса – то, чего он заслуживает.
Часто родители убеждают отпрыска в том, что если он «будет вести себя плохо» перед ними, то и в классе друзей ему не найти. И ребенок начинает воспринимать позицию изгоя как закономерную. Это, конечно, ужасно, но иногда бывает и так.
– Так как себя вести родителям?
– Детям, над которыми по той или иной причине все издеваются, непросто найти друзей в школе. Так уж повелось во многих классах, что, если начинаешь общаться с изгоем, сам по умолчанию становишься таковым. На друга ребенка, отвергнутого коллективом, тоже, как правило, накладывают «черную метку». Поэтому задача родителей – помочь сыну или дочери найти людей, которые смогли бы его поддержать. Совсем необязательно, что это будут одноклассники. Может быть, стоит рассмотреть вариант с секцией или кружком по интересам. Главное, чтобы ваш ребенок чувствовал поддержку и не был лишен общения с приятными ему людьми.
Если же ваш подросток превратился в изгоя из-за неумения общаться, то вам стоит серьезно подумать над тем, что ему/ей дается тяжелее всего.
Вашему чаду сложно знакомиться или сложно поддерживать общение? Нужно обязательно помочь ребенку научиться это делать.
Как можно установить контакт, если группа детей играет, как можно подойти к ним, включиться в игру и так далее. Можно посоветовать выбрать того, кто на него по-доброму смотрит, доброжелательно относится к нему. Это одна стратегия. Можно всесторонне развивать ребенка, научить его играть в разные игры, так, чтобы ему было что предложить другим ребятам.
Второй момент: если родители понимают, что сложно не установить контакт, а поддерживать общение, нужно развивать у ребенка коммуникативные навыки. Учим, как можно стать интересным собеседником или предложить свою тему для разговора.
Если мы понимаем, что он не может поддержать беседу потому, что у него узкий кругозор, задача номер один для родителей – расширить объем знаний чада. Ходите с ним на выставки, смотрите поучительные фильмы, и не просто смотрите, но еще и говорите об увиденном с ребенком, чтобы потом уже он мог также с кем-то пообщаться.
– Как, по-вашему, должны вести себя педагоги при появлении в классе изгоя?
Начнем с классного руководителя: ему нужно вмешаться в любом случае, потому что для класса ситуация унижения одного из детей недопустима.
Неплохо бы провести ряд уроков-бесед на тему уважения и человеческих взаимоотношений или ряд мероприятий для формирования доброжелательной обстановки в классе, развития командного духа, организовать какое-то общее творческое дело, которое может сплотить коллектив. Возможно, подключить специалиста: психолога или социального работника, которые могли бы провести работу, направленную на снижение напряжения в коллективе. Для учителя важно понять, что собственно происходит, почему дети так относятся друг к другу.
Педагогу важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу.
К сожалению, часто бывает, что сами учителя закрепляют позицию изгоя за учеником, подчеркивая своими высказывания его слабые стороны. Вот представьте ситуацию: неловкий ребенок идет к доске и роняет по пути чьи-то тетради, на что учитель говорит что-то вроде: «Ну, ты у нас как слон в посудной лавке!» – и весь класс смеется. Таких ситуаций я знаю множество. Важно, чтобы педагог был союзником такого ребенка и пресекал в попытки унизить его. Особенно в начальной школе, когда авторитет учителя очень высок.
– Что можно сделать в нашей конкретной ситуации?
– Ситуация с Леной обостряется тем, что девочка относится к тому типу детей-изгоев, которые очень болезненно воспринимают свое «особое положение» в классе. Я говорю про «белых ворон». Эти дети, как правило, подвергаются травле именно потому, что они иначе ведут себя, мыслят, у них другие, отличные ото всех, ценности и увлечения. В подростковом возрасте, когда девочки в большинстве своем красят губы одинаковой помадой и «поклоняются» одним и тем же кумирам, а мальчиков начинает интересовать не отличная учеба, а отношения полов, это не приветствуется.
Сразу хочется предупредить маму: переходить в другую школу смысла не имеет, от проблемы не нужно уходить, все может повториться снова. Вместо этого поговорите с зачинщиками, подключив классного руководителя, открыто узнайте причину их неприязни и травли вашего ребенка.
Что касается дочери, постарайтесь придать Лене уверенность, судя по всему, ее самооценка недостаточно высока. Обратите ее внимание на те ситуации, в которых она, что называется, была на высоте, повела себя уверенно, смело, решительно, когда она смогла себя защитить. Говорите своему ребенку о ее сильных качествах.
Детально разберите ситуацию, найдите в классе вместе с дочерью тех людей, которые настроены по отношению к ней доброжелательно, а такие обязательно найдутся! Дети очень впечатлительны, и если этого не сделать, она может решить, что травля в классе – всеобщая неприязнь. Взаимодействуйте с союзниками! Чтобы ваш ребенок понял, что на нее ополчился не весь класс, а только незначительная его часть в лице нескольких задиристых мальчишек.
Следующий стратегический момент: очень важно разобрать, как нужно отвечать обидчикам. Можно даже прорепетировать с дочерью, взяв конкретную ситуацию, когда вы сыграете роль недоброжелателя, и вместе подумаете, как ему достойно ответить. Чтобы ребенок не боялся постоять за себя. Если ваша дочь сделает это, она сможет попробовать нужную модель поведения, и не будет теряться.
Еще один совет: обязательно поговорите с классным руководителем на предмет того, как можно примирить детей.
Настоятельно рекомендую маме стать для своего ребенка тем взрослым человеком, которому он доверяет и с которым сможет поговорить по душам в любое время.
Как еще вы можете поддержать дочь? Чаще напоминайте ей, что, как бы ситуация не повернулась, она молодец: у нее хватает мужества переживать эти неприятности! И она вполне способна изменить ситуацию. Какая бы буря не случалась, травинка всегда распрямляется и тянется к солнцу.
Вспомните те ситуации, когда у Лены все хорошо получалось. В те моменты, когда девочке будет казаться, что все ополчились против нее, когда она будет думать, что не в силах с этим справиться, пусть вспомнит, что у нее уже были непростые ситуации, из которых она вышла победителем.
Внушите ей, что она в силах ответить обидчику, дать сдачи, если потребуется, что ее никто не сломит, ведь она такая сильная! И в следующий раз, когда ее начнут обижать, пусть она вспомнит об этом, расправит плечи и посмотрит прямо.
«Надо мной тоже многие издеваются, – делится 12-летняя Вика. – Потому что я читаю Булгакова, и слушаю Вагнера и Пуччини. Одноклассники не знают, кто это такие. Не понимают – вот и смеются. Такая защитная реакция. Это для нас слишком сложно, поэтому мы всем скажем, что она – дура».
Очевидно, что положение изгоя в классе – не завидное, но это своеобразная школа жизни, в которой часто просто невозможно избежать негативных эмоций и жестокости. Самое важное – научиться противостоять обидчикам, не уподобляясь им. И в борьбе за место под солнцем оставаться верным себе