Обучение фотографии – вещь неблагодарная. К примеру, раньше собственные снимки казались мне очень даже ничего. В отличие от совсем уж дилетантов, я не срезала лодыжки героям съемки и не заваливала горизонт. Ни о каких хроматических аберрациях или перспективных искажениях я не слышала, и это был тот случай, когда меньше знаешь – лучше спишь.
Но потом вдруг почувствовала непреодолимое желание постичь искусство фотографии. Больше всего меня почему-то зацепила макросъемка – фотографирование небольших объектов, вроде монет, горошин, тараканов и так далее. Наверное, потому, что макросъемка показывает зрителю банальные вещи так, как он никогда не увидит их в реальности – в самых мельчайших подробностях. Того же таракана можно снять до того художественно, что вы больше никогда не замахнетесь тапочком на этот шедевр природы.
Тем более у нас в семье есть неплохой фотоаппарат Nikon D60, и для новичка это почти идеал. Я записалась на двухмесячные курсы в фотошколу «Шрайбикус» к преподавателю Юрию Бизгаймеру. Курсы не специализированные, то есть на них преподаются основы самых разных типов съемки: натюрморт, портрет, пейзаж. А уже потом, попробовав все, можно определиться, что нравится тебе больше.
Обучение начинается с азов. Раньше слова «диафрагма», «выдержка» и «экспозиция» нагоняли на меня скуку, а раз я не понимала их значения, то не могла прочитать ни одну более-менее «сурьезную» книжку про фотографию: все время засыпала на первой странице после приветственного слова автора. Под словом «выдержка» я понимала умение фотографа лежать в засаде и караулить, допустим, оленя, а «диафрагма» ассоциировалась с медициной.
Если у вас те же проблемы, то могу успокоить – при правильной подаче все эти понятия очень даже интересные. Ну, взять, к примеру, ту же диафрагму. Знаете ли вы, что самый простой фотоаппарат можно сделать из спичечного коробка? Конструкция примитивна: в коробке делается маленькая дырочка, открывая которую на короткое время, можно получать вполне отчетливые изображения на пленке внутри коробка. Они напоминают фотографии 20-х годов, но для фотоаппарата стоимостью 1,5 рубля это неплохой результат. Такой фотоаппарат работает без единой линзы, а почему? Потому что ее роль играет маленькое отверстие – оно фокусирует рассеянный световой пучок на пленке.
Подобие такого отверстия, только регулируемое, есть у нормального фотоаппарата – оно получается при кратковременном открытии лепестковой диафрагмы в объективе. Так вот, управляя диафрагмой, можно придавать снимкам потрясающую выразительность. К примеру, вы наверняка видели классные портреты, где лицо человека очень четкое, а фон приятно размыт – такой эффект как раз и достигается за счет определенной настройки диафрагмы. В общем скучный термин оживает, как только делаешь первые осмысленные снимки.
И так с каждым параметром. Короткая выдержка позволяет «замораживать» снимки, к примеру, сфотографировать струю воды так, что отчетливо видны пляшущие в ней пузырьки, а отдельные капельки висят в воздухе, словно ртутные шарики.
Таких приемчиков у фотографов очень много, и, узнавая о них, начинаешь со все большим интересом разглядывать чужие фотографии, гадая, с какими настройками автору удалось так живописно снять закат.
Половина успеха фотографии зависит от света. И это неудивительно, потому что фотографируете вы не сам объект (он часто не подозревает о том, что его снимают), а отраженные от него лучи света. С какой стороны падает свет, какова его природа (рассеянный, направленный, цветной, поляризованный), какова интенсивность – от этого зависит разница между невыразительным «плоским» фото и завораживающим снимком-скульптурой. В «Шрайбикусе» есть студия, позволяющая экспериментировать со светом. Кстати, снимать в студии очень приятно – как ни щелкни, все равно почти шедевр (по моим меркам, конечно).
Разумеется, отдельный разговор посвящен композиции, то есть взаимному расположению объектов в кадре. Скажем, если фотографируешь пейзаж, какую часть снимка должно занимать море, какую – горы, а какую – небо? Где на фотографии расположить жирных чаек, а где – тонущий парусник? Конечно, фотография, как и любое искусство – процесс творческий, но за десятилетия съемки опытные фотографы выработали единые правила, которые лучше изучить сразу. Причем, на мой взгляд, именно композиция снимка – это необходимый минимум для фотографов-любителей. Диафрагму и выдержку можно настраивать «на автомате», солнечный свет – это данность, которую турист изменить почти не в состоянии, а вот композиция зависит полностью от вас.
В общем в течение 16 занятий шаг за шагом вы постигаете разнообразные аспекты фотосъемки: работу со вспышкой, съемку в ручном режиме, съемку при плохом освещении, постобработку фотографий и так далее. Мне очень понравился интересный прием фотографирования – съемка со световой кистью. В случае с натюрмортом выглядит это так: практически в полной темноте выставляешь выдержку в несколько десятков секунд, а затем начинаешь подсвечивать разные части натюрморта (в моем случае это были ракушки) с помощью фонарика. Фактически ты вырисовываешь фонариком свою композицию, а если он цветной – то еще и расцвечиваешь.
Короче говоря, лично мне обучение показалось весьма интересным, и я настолько увлеклась фотографией, что впервые за 12 лет задумалась о смене профессии. Хобби и профессия в одном лице – это ли не мечта?
На всякий случай приведу ответы на вопросы, которые чаще всего задавали мне желающие пойти в фотошколу:
Какую фотошколу выбрать? В Челябинске есть несколько фотошкол. Послушайте отзывы друзей и посмотрите их фотографии до и после обучения (если вторые хуже первых, это не самая лучшая школа в городе). Также узнайте цену (обычно 6-10 тысяч рублей) и не забудьте про удобство расположения. Очень важно, чтобы в школе преподавал опытный и практикующий фотограф. Обязательно спросите, сколько человек в группе (в идеале не более 10 человек) и есть ли своя фотостудия. Я выбрала «Шрайбикус», но утверждать, лучшая ли это фотошкола в городе или нет, не берусь – другие просто не пробовала.
Какой нужен фотоаппарат? В фотошколе обучают основам профессиональной съемки, поэтому совсем уже примитивные фотоаппараты-мыльницы не годятся: с ними практически невозможно почувствовать нюансы съемки при различных настройках. Поэтому в идеале нужно иметь «зеркалку» начального уровня: такой фотоаппарат стоит от 17-20 тысяч рублей, подержанные можно найти за 10-12 тысяч.
Стану ли я профессиональным фотографом после обучения? Не факт. Вообще обучение дает лишь базовые представления о качественной фотографии, и для перехода на новый уровень вы должны не только читать что-то самостоятельно, но и постоянно «набивать руку», тренироваться. Так что львиная доля успеха зависит от вашей мотивации. В любом случае даже для самых ленивых учеников от фотошколы есть прок: как минимум научитесь не допускать детских ошибок.
Можно ли зарабатывать на фотографии? Можно, и очень неплохо, однако этот путь нельзя отнести к категории «легкие деньги». Если у вас нет желания фотографировать в принципе, и единственная мотивация – это деньги, велика вероятность фиаско. Но в принципе способов заработать на фото много: съемки для журналов, свадьбы, фотобанки и так далее. Разумеется, платят только хорошим и опытным фотографам, поэтому выпускнику фотошколы вряд ли стоит надеяться на многое сразу.
Есть ли смысл учиться, если я не собираюсь на этом зарабатывать? Думаю, что да. Есть такой изысканный вид издевательства над гостями – пытка фотоальбомами. Это когда друзьям подсовывают талмуды с сотнями неинтересных и однообразных снимков, а они из вежливости смотрят, пока не найдется повод запереться в туалете или сбежать через балкон. А вы можете научиться снимать так, что люди будут просить у вас новые альбомы и даже приходить в гости специально. Фотография – это память о лучших моментах жизни, и если ты не смог сделать хороший снимок, момент не повторится никогда.
Лилия КРАСНОВА
Фото: Фото автора и Екатерины НЕЧАЕВОЙ