RU74
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Челябинске
Погода-1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

754мм 69%
Подробнее
4 Пробки
USD 102,58
EUR 107,43
Образование Ирина Коробейникова, зав. кафедрой естественных и математических наук ЮУИУиЭ: «Математика не столько наука, сколько искусство…»

Ирина Коробейникова, зав. кафедрой естественных и математических наук ЮУИУиЭ: «Математика не столько наука, сколько искусство…»

Математика – самая эмоциональная из наук. Заведующая кафедрой естественных и математических дисциплин ЮУИУиЭ Ирина Юрьевна Коробейникова убедит в этом даже самых закоренелых скептиков, ведь в каждой формуле можно найти гармонию, в каждой слышна музыка.

О том, как математически точно рассчитывать результат принятия решений, подчинить себе непокорное время, гармонизировать пространство, рассказывает экстремал со стажем, с легкостью доказывающий студентам сложнейшие теоремы. Ирина Юрьевна увлекается спортивным туризмом, верховой ездой и управляет коллективом кафедры, вышивает крестиком и уже защитила диссертацию. Человек, научившийся управлять своим временем, сможет научить этому и других. О выборе специальности, математических казусах и загадках и проблемах современного образования мы беседуем с заведующей кафедрой естественных и математических наук Южно-Уральского института управления и экономики.

Дух противоречия

Ирина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как вы сделали главный выбор в своей жизни? Традиционно девушки более склонны к гуманитарным дисциплинам…

– Это довольно-таки необычная история. Выбор был сделан не благодаря, а вопреки. Решающую роль в выборе профессии сыграл конфликт между мной и учителем математики, которая считала, что математика как будущая профессия для меня не приемлема. Сыграл свою роль дух противоречия, который оказался сильней. И как показала жизнь, в выборе я не ошиблась. Во всяком случае, ни разу о нем не пожалела. Математика для меня никогда не перестанет быть интересной. Каждая формула, если на нее внимательно посмотреть, очень красива, интересна, лаконична, в ней есть гармония и в то же время пространство для фантазии. Мне близки слова Бертрана Рассела: «Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой, холодной и суровой, подобно красоте статуи, возвышенно чистая, способная к такому строгому совершенству, которое доступно только величайшему искусству». Я считаю, что математика не столько наука, сколько искусство мыслить, творить, доказывать.

Как в свое время к выбору специальности отнеслись родители? Поддерживали ли они вас?

– Здесь ситуация тоже неоднозначна. Сами, не имея высшего образования (папа всю жизнь проработал шофером в геологоразведке, мама – прядильщицей на ткацкой фабрике), родители стремились к тому, что бы оно было у меня. Они старались не ограничивать меня в выборе, но у них были свои представления о том, какие специальности больше подходят для жизни. «Отвлеченная» математика как чистая наука им была не по душе. Родители надеялись, что у меня будет «серьезная», «жизненная» специальность, которая обеспечит мне будущее. Именно поэтому они настояли на том, чтобы я поступила в КГЭИ, где проучилась всего семестр и ушла, поняв, что это – не мое. Цель была поставлена, поэтому работала и готовилась к поступлению на матфак. После одной из поездок отца в Челябинск я узнала о ЧелГУ. Посмотрела на карту: Челябинск… вроде недалеко от дома, и… решилась! (Ирина Юрьевна родом из Казахстана – Прим. авт.) Через год я стала студенткой ЧелГУ.

Первые ступени

Вы уже упомянули, что выбор специальности состоялся не благодаря, а, скорее, вопреки учителю. И тем не менее наверняка есть люди, которых вы можете назвать своими наставниками?

– В ЧелГУ у меня был любимейший преподаватель Сергей Георгиевич Иванов. Он вел алгебру и был куратором нашей группы. Это очень строгий и требовательный преподаватель, и при этом замечательный воспитатель. Был в курсе учебных дел и во всем помогал нам. Матфак – традиционно факультет девичий (да-да, не удивляйтесь!), и у Сергея Георгиевича была такая присказка: «Девочки, мы из вас не готовим великих математиков, мы из вас готовим суперматематиков, потому что вы должны знать не только, как это сделать, но и где это найти». Эти слова впоследствии очень мне пригодились. Он давал не только знания, но и возможность творческого поиска.

Как складывался ваш профессиональный путь после университета?

– Дело в том, что замуж я вышла очень рано, за курсанта. И далее моя жизнь целиком и полностью зависела от того, куда направят мужа-военного. При распределении муж остался в Челябинске, я пошла работать в школу. Так случилось, что школу я не выбирала. Школа сама выбрала меня. Мы с директором школы столкнулись в коридоре вуза, и она предложила мне поработать у нее. Это была школа №21 – старейшая в Челябинске, с устоявшимся коллективом, в ней учителя работали по 40 и более лет.

В этой школе произошло мое становление как педагога. Учителя-коллеги смогли научить меня непосредственно педагогической работе со школьниками. Каждый день я узнавала что-то новое, интересное, нюансы профессии. Я проработала в школе год, затем ушла в декрет. А когда сыну исполнилось восемь месяцев, раздался звонок: «Возвращайся! Работать некому. Мы старые уже, а у нас старшие классы "висят"». Так что я вышла преподавать. В общей сложности я проработала в школе девять лет.

Дисциплина и креатив в автомобильном училище

Долгим ли был путь от преподавания в школе к кафедре в институте?

– В какой-то момент я осознала, что готова идти дальше. Появилась необходимость заняться научной деятельностью: было много интересных материалов, задумок. Подала документы на конкурс в Челябинское высшее военное автомобильное училище на кафедру математики и теоретической механики.

Тема вашей кандидатской тоже связана с работой в автомобильном институте?

– Еще в училище меня заинтересовала тема ответственного отношения к учебной профессиональной деятельности: как его сформировать, как развить? Курсанты ответственны не только в силу своих внутренних и моральных качеств, но еще и в силу внешних обстоятельств. Так и родилась тема кандидатской: «Отношение к учебно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов». В автомобильном училище я проработала девять лет. Так получалось, что до сих пор путь в профессии делился на циклы по девять лет. Но это вовсе не значит, что я придаю этой цифре какой-то особый магический смысл (Улыбается.)

Как вы решились спустя девять лет вновь все изменить?

– Дело в том, что военная структура – устоявшаяся, изменения в ней происходят трудно. Чтобы привнести что-то новое, нужно приложить колоссальные усилия, и при этом ты не всегда находишь понимание среди военнослужащих. Поэтому захотелось попробовать себя на новом поприще.

Синтез математики и экономики

Следующим шагом стал Южно-Уральский институт управления и экономики. Расскажите подробнее об этом этапе своей карьеры.

– В 2002 году меня пригласили в ЮУИУиЭ, сначала вне штата, преподавателем-почасовиком. А чуть позже, в 2005-м, поступило предложение возглавить кафедру математических дисциплин.

Что вам ближе: преподавание или административная деятельность по организации работы кафедры?

– Большую часть времени занимает работа со студентами. И это мне по-прежнему нравится. С годами становится только интереснее. Кафедра является общеобразовательной, поэтому дисциплины преподаются для студентов 1-3 курсов. Это самый трудный период не только для преподавателя, но и для студентов. На этом этапе происходит переход от школьной беззаботной и счастливой жизни к достаточно трудной студенческой. В этот момент сложно и преподавателям, необходимо найти контакт, общие точки соприкосновения, увлечь студента своим предметом. Рутины, которая пугала меня раньше, я не чувствую. А что касается административной работы на кафедре – то она также интересна. На кафедре сложился творческий коллектив, управлять которым достаточно легко и в то же время не просто. Легко – так как нет проблем с новыми идеями, методиками, предложениями, а трудно, потому что преподаватели – люди творческие и увлекающиеся. А иногда это приходится сдерживать.

Какие из преподаваемых математических дисциплин вам наиболее интересны и близки?

– Мы не преподаем математику только как классическую науку. Наша задача: показать практическое применение классической науки в будущей профессиональной деятельности. Мне особенно близка дисциплина «Теория принятия решений». Этот предмет традиционно один из самых увлекательных и любимых, как для меня, так и для студентов. Студенты учатся принимать решения, приводящие к конечному результату, при этом принятия решений могут быть разными – простыми или сложными, громоздкими или изящными, прямыми или обратными, обоснованными и не очень. И тут просто полет фантазии, который в итоге приводится к стройной и правильной методике принятия решений в любой ситуации. Особенно студентам нравится, когда применяется теория игр при принятии решений в азартных играх. Главное – знать метод, принцип и получить удовольствие от самостоятельно найденного решения.

За вашей спиной на стене я вижу множество дипломов, в том числе и дипломы ваших выпускников…

– Не буду лукавить, студенты любят нашу кафедру, хотя предметы, преподаваемые нами, традиционно самые сложные (математика, физика, химия). Но, несмотря на сложность материала, ребята к нам тянутся. Многие выпускники уже после окончания вуза приходят к нам. Мы с радостью помогаем им практическими советами. Есть у нас и выпускники, которыми мы особенно гордимся: Юрий Волегов выиграл грант губернатора области, сегодня профессионально занимается бизнесом. Данила Валько – нынешний выпускник, победитель многих олимпиад, конкурсов. Один из главных плюсов обучения в частном вузе – не только в индивидуальном подходе к каждому студенту, но и в том, что практически каждого студента мы знаем и как человека и как будущего профессионала. Именно поэтому нашим выпускникам намного легче найти работу. А заявки на специалистов к нам поступают достаточно часто.

Можете поделиться профессиональными планами на ближайшее будущее?

– Мои профессиональные планы больше связаны с кафедрой. Сейчас вводятся стандарты третьего поколения, что интересно и сложно. Появляются новые идеи, разрабатываются методики, пишутся учебные пособия и так далее. Говорить же о глобальных профессиональных планах я пока не буду. Не хочу заглядывать слишком далеко. Это не рационально, а когда планы рушатся, это еще и не очень приятно. Мои профессиональные планы связаны с ближайшими годами, а что будет дальше, время покажет.

Частный вуз на фоне реформ образования

Как вы считаете, изменился ли после введения ЕГЭ уровень математической подготовки вчерашних выпускников?

– Я не склонна утверждать, что уровень студентов снизился после введения ЕГЭ. Уровень школьников начал снижаться еще в 90-е годы, и это связано с низкой материальной базой школ, разрушением традиций наставничества и преемственности в учительской среде, снижением востребованности точных наук. Сейчас наблюдается тенденция не к получению более глубоких базовых знаний, а «натаскивание» на сдачу ЕГЭ. Снижение математической подготовки выпускников связано также с огромным количеством не совсем удачных учебников, а также не умелым и не интересным преподаванием математики в школе. Конечно, это не относится к специализированным учебным заведениям, но их очень мало, и не каждый родитель может позволить себе обучать ребенка именно там.

Как вы, преподаватель коммерческого вуза, относитесь к тому, что государство снимает с себя ответственность за финансирование вузов? Как это отражается на качестве образования?

– Если смотреть с точки зрения оказания образовательных услуг, то это неправильно. Преподаватель должен чувствовать себя финансово защищенным, так же как и студент. Все силы должны быть направлены не на желание заработать деньги, а со стороны преподавателя – на желание качественно передать знания, для студента – как можно больше этих знаний получить. С точки зрения научно-исследовательской деятельности финансовая поддержка государства должна быть минимальной, так как исследовательская деятельность должна быть направлена на практическое применение, которое должно работать и приносить определенный доход, как своим создателям, так и вузу в целом.

Я считаю, что качество образования не снизилось, все зависит от восприятия образования обучаемым и дальнейшего его применения.

Какие аргументы вы можете выдвинуть в пользу выбора абитуриентом именно ЮУИУиЭ?

– Во-первых, это стоимость обучения, она ниже процентов на сорок, чем в ведущих университетах Челябинска, при этом качество преподавания в нашем вузе не уступает им.

Так же есть неоспоримое преимущество – льготы: бюджетные места, которые оплачиваются вузом, в рамках программы поддержки талантливой молодежи, которой уже пять лет, по итогам сессии определяются лучшие студенты, которым назначается стипендия вуза.

Ну и, конечно, мы более мобильны: происходит быстрый отклик на любую информацию извне. Нет такой бумажной волокиты, которая характерна для крупных вузов. Все вопросы, даже самые глобальные, решаются достаточно быстро. Нашему вузу идет 15-й год, и за это время сложился сплоченный трудовой коллектив, который близок друг другу по личностным и профессиональным качествам.

Жизненные принципы экстремала

Наш жизненный путь во многом предопределен тем, что было когда-то заложено в семье. Какие жизненные принципы и традиции, переданные вам родителями, вы передадите своим сыновьям?

– В моей семье всегда воспитывалось уважительное отношение к труду. Ребенок должен понимать ценность труда и знать ему цену. Если ребенок хочет иметь карманные деньги, он должен уметь их зарабатывать. Поэтому уже с девятого класса я знала, что это такое работать. Летом я подрабатывала у мамы на ткацкой фабрике, став старше, стала ездить с папой в геологоразведочные экспедиции. Что такое труд, я знаю не понаслышке. А если говорить о семейных традициях, то мои сыновья воспитывались на уважении к женщине, ответственности к любому делу.

Но геологоразведка как специальность в свое время вас не привлекла? Насколько я знаю, тогда она была очень популярна у молодежи…

– Нет, не привлекла. (Улыбается.) Я по натуре экстремал, но не до такой степени, чтобы посвятить этому жизнь. В детстве и юности мы очень много ходили в горы Алатао. Как только снег ложился, мы уже были в горах, как только снег сходил – мы снова в горах. Поэтому для меня экстремальные условия геологоразведочной партии не были новостью, но, чтобы посвятить этому всю свою жизнь, нужно определенное мужество, определенный склад характера. Для женщин такой образ жизни все-таки не очень подходит. Это спартанские условия, и женщине там достаточно сложно. Хотя это безумно интересно и романтично.

Вы упомянули активный отдых. Насколько это для вас актуально сейчас?

– Очень актуально! Я всегда стремлюсь узнать как можно больше о том месте, куда приехала. Это касается экскурсий, посещения исторических центров, музеев. Я против «пассивного» отдыха, наоборот, всегда стремлюсь что-то узнать, испытать новые ощущения.

Есть ли места, куда хотелось бы вернуться?

– Мне очень понравилось на Байкале. Байкал меня поразил – это место особой энергетической силы, которая чувствуется во всем, природа, не тронутая цивилизацией... Ну, а экстрим я люблю во всем – это походы, рыбалка, катание на собаках, лошадях...

Кроме путешествий, хватает ли у вас времени еще на какие-то увлечения?

– При самой большой нагрузке можно на все найти время. Главное – уметь правильно его организовать. А раз я учу студентов гармонии, дисциплине, правильной организации времени и пространства, умению принимать решения, то я и сама должна все это уметь. (Улыбается.) Поэтому я увлекаюсь и чисто женским занятием, вышиванием, и чтением любимой серии книг «Сталкер», и посещением театров и музеев.

Во время нашей беседы за окнами ЮУИУиЭ шумит выпускной… Что бы вы пожелали тем, кто сегодня покидает стены вуза, и тем, кто придет сюда осенью?

– Нашим выпускникам, конечно же, желаю удачи. Удача – это немаловажно. Но она не имеет никакой ценности, если у человека нет внутренней самодисциплины и большого желания достичь чего-то в жизни. А абитуриентам, которые скоро откроют наши двери, я желаю, прежде всего, терпения, настойчивости и оптимизма.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления