100 дней назад, 27 апреля 2010 года, в Челябинске появился новый начальник управления по делам образования. На место ушедшего в правительство области Александра Кузнецова была назначена его заместитель Елена Коузова. Назначение не стало громом среди ясного неба: Елена Александровна работает в управлении с 2005 года, и всем, кто имеет отношение к среднему образованию Челябинска, ее имя известно не понаслышке. Но многие привыкли только к одному, официальному образу Коузовой. Наш разговор можно было бы назвать встречей без галстуков (разумеется, в том случае, если бы дресс-код чиновника изначально предписывал женщинам носить этот атрибут официоза). Для сайта ChelDiplom.ru Елена Александровна с юмором рассказывает о серьезном, по существу – о важном, и с теплотой – о личном: о реформах, которые ждут систему образования в ближайшем будущем, о новых назначениях, о том, почему каждый настоящий учитель в душе актер, о семейной педагогической лаборатории и о том, почему «новой метле» вовсе не обязательно менять стратегию…
Что нас ждет? О новых стратегиях, кадрах, праздниках и планах
– Елена Александровна, будете ли вы следовать поговорке: новая метла по-новому метет? Какие изменения ждут управление образования Челябинска в связи с вашим приходом?
– Нельзя сказать, что я совсем уж новая «метла» для управления, так как с 2005 года я работаю здесь, а с апреля 2006 – заместителем Александра Игоревича Кузнецова. (Улыбается.) Я собираюсь продолжать стратегическую линию, которая выстаивалась прежним руководителем, поэтому каких-то радикальных нововведений не планируется.
Предыдущие пять лет в управлении ушли на то, чтобы «воспитать» наше педагогическое сообщество и выработать в нем привычку жить в современном правовом поле. В последние годы очень изменилось законодательство, оно продолжает меняться и сейчас, это живой процесс, и чтобы образовательное учреждение функционировало успешно, руководитель должен разбираться и в правовых нормах, и в экономических явлениях, которые существенно влияют на образование. Эти годы были еще и годами осмысления предыдущего пути развития образования. Мы стали внимательнее относиться к дошкольному образованию, больше внимания уделять воспитанию детей, их социализации, адаптации к современным условиям жизни. Жизнь меняется стремительно, сейчас наступил период активного развития новых технологий. Между тем объемом информации, которым мы располагали пять лет назад, и тем, которым владеем сейчас, колоссальная разница! К примеру, пять лет назад мы радовались, когда у нас в школах появлялись компьютеры, а сейчас для всех школ, в том числе и самых отдаленных, обязателен Интернет. Система обучения немыслима без интернет-ресурсов. И ребенка нужно обучить всему в соответствии с новыми требованиями. А значит, новым требованиям должен соответствовать и сам педагог. Эти пять лет можно охарактеризовать как непростой переходный период. Хочется надеяться, что новый период будет более спокойным. Теперь мы должны обратить больше внимания на качественную подготовку специалистов, работу с кадрами, на совершенствование системы профессиональной переподготовки.
– Планируются ли в связи с вашим приходом на должность начальника управления какие-либо кадровые перестановки?
– Скорее всего, новые назначения будут. И связано это с тем, что у нас уже очень немолодой управленческий персонал. Но если люди эффективно работают и справляются с задачами, которые перед ними стоят, легко адаптируются к современным условиям, владеют новыми технологиями, хорошо знают закон, то их это не коснется. Кадровые перестановки не будут носить массовый характер. Возможно, вопрос о кадровых перестановках возник в связи со сменой руководителя Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской: Андрея Берсенева на посту директора сменил Иван Иоголевич. Я думаю, что есть необходимость прокомментировать эту ситуацию. Необходимость смены директора дворца появилась давно. Дворец пионеров и школьников – знаковое учреждение не только для системы образования, но и для города в целом. Этот дворец уникален даже в масштабах страны. Очень хотелось, чтобы он был прежде всего центром детского творчества, лидером и стратегом в воспитательной политике муниципальной системы образования. К сожалению, ситуация последних лет показала, что это не так. Андрей Иванович Берсенев был хорошим менеджером, он успешно работал с внешними партнерами, во Дворце пионеров проходили знаковые для города мероприятия. Все это замечательно, но Дворец пионеров и школьников – учреждение для детей, поэтому хотелось бы, чтобы именно детям было в нем комфортно, чтобы они могли заниматься в нем любимым делом и добиваться высоких и качественных результатов. Мы не так уж быстро пришли к единому мнению по поводу того, кто должен руководить учреждением, выполняющим в городе миссию внешкольного воспитания. Иван Александрович подходит на эту должность по многим причинам. Во-первых, он, что называется, «потомственный» директор (в 1960-х Дворцом пионеров и школьников на Алом Поле руководил его отец Александр Зельманович Иоголевич). Но это самая несерьезная из причин его назначения. Учитель года России – 2005, наставник победителей международных олимпиад по физике, депутат Законодательного собрания области, он имеет большой опыт педагогической и управленческой деятельности. Кубок главы города (массовая олимпиада для школьников города разных возрастов и по разным предметам), который успешно впервые прошел в этом году, – это и его заслуга. Иван Александрович – настоящий человек эпохи возрождения: интеллигентность и интеллектуальность присущи ему в полной мере, у него есть авторитет, к его мнению прислушиваются, и что самое важное – слышат. Поэтому, я думаю, с новой должностью он справится, и новый этап в жизни Дворца пионеров и школьников станет для этого учреждения эпохой возрождения.
– В июне 2010 года в Челябинске состоялся первый общегородской бал выпускников нового формата «Зеленый луч». Саму возможность появления такого праздника в нашем городе связывают с вашим именем. Прокомментируйте, пожалуйста, как зародилась идея праздника и считаете ли вы первый опыт празднования удачным?
– Мне всегда хотелось сделать подобный общегородской праздник для всех выпускников, но раньше у меня не было для этого всего спектра полномочий. В этом году я, если можно так выразиться, воспользовалась служебным положением и взяла всю ответственность на себя. Сейчас мы анализируем итоги праздника и делаем необходимые выводы на будущее. Можно ли сказать, что «Зеленый луч» – наш ответ Санкт-Петербургу? В каком-то смысле да. У санкт-петербургских ребят есть большой, красивый, эффектный праздник прощания со школой, так почему же у нас его до сих пор не было? В Санкт-Петербурге напутствия в новую жизнь выпускникам дают первые лица города, Валентина Матвиенко произносит торжественную речь. Город гордится своими выпускниками, заинтересован в них, и ребята чувствуют свою востребованность, им хочется жить и делать карьеру в родном городе. На нашем празднике точно так же присутствовали практически все первые лица города, и это еще один знак того, что праздник замечен, он нужен, и добрую традицию необходимо продолжить. Придумывать символы праздника непросто. Одно дело – «Алые Паруса», символ, который изначально понравился всем. Другое дело – «Зеленый Луч», который необходимо было пояснить. Это цвет молодости, цвет надежды, летний, теплый, к тому же зеленый – это и цвет нашего города. В следующем году мы сохраним саму легенду, но спецэффекты будут другими. Всегда должно быть что-то новое, неожиданное. Какие именно это будут спецэффекты, покажет будущее. Думаю, что мы достаточно хорошо знаем ребят и умеем предвидеть их пожелания, поэтому мы выстраиваем мероприятие под ту аудиторию, которую ожидаем. Эти выпускники такие, в следующем году будут немного другие. Но надеюсь, что праздник «Зеленый луч» действительно станет доброй традицией в городе.
– Впервые я увидела вас 1 июня на премьере цирка зверей в Челябинске, вы выступали с приветственным словом к детям. В зале тогда было много воспитанников детских домов. Затем был «Зеленый луч»… Складывается впечатление, что с вашим появлением праздников для детей в городе стало явно больше. Так ли это? Можете ли поделиться дальнейшими творческими планами?
– Обычно у человека в жизни два праздника: Новый год и день рождения. Хотя чем старше человек, тем последний все менее актуален. Я придерживаюсь мнения, что праздники нужно создавать своими руками. Для того чтобы у человека был определенный стимул радоваться жизни, нужен праздник, момент неожиданности. Это нормальная психологическая необходимость. Мы используем этот стимул, чтобы еще раз активизировать внимание тех, для кого предназначен праздник, и тех, кто его организовывает. Но еще и для того, чтобы остановиться, задуматься и посмотреть на тех, для кого мы работаем. Праздников стало больше? Наверное, нет. Тут дело в другом. Просто мы развиваемся, и наши мероприятия стали более качественными, более зрелищными внешне, более яркими, более чистыми и более содержательными. Мы делаем праздники не для красивой картинки! В каждом празднике заложено особое содержание.
Например, «Зеленый луч». Возможно, официальная часть была затянута. Но нам было важно рассказать о достижениях тех, для кого затевался этот праздник: о детях и о педагогах, которые их вырастили. А эффектная картинка демонстрирует, что у нас есть возможность провести праздник качественно и на высоком уровне. Я педагог, а любой педагог обращает внимание не только на то, что сделано, но и на то, как это сделано. Важно не только содержание, но и то, как это содержание преподнесено. Чтобы привлечь к активному участию в празднике очень многих людей, важно создать активное информационное поле. Мы очень тщательно отбираем тех, кто в празднике будет участвовать.
Наши праздники поднялись на новый уровень, и вероятно, поэтому вы отметили, что они стали кардинально отличаться от тех, что были раньше. А что касается количества праздников и дальнейших планов – у нас достаточно давно, еще до моего назначения на эту должность, существовал социально-досуговый календарь мероприятий для детей Челябинска. Так что это придумано не мной. (Улыбается.)
– Не секрет, что российская система образования достаточно консервативна. Собираетесь ли вы плыть против течения, или это не вписывается в ваши планы?
– К сожалению, иногда образование может стать тормозом, о который спотыкается всё. Мы часто говорим о том, что образование консервативно. Ребенок развивается традиционно, проходя все этапы. И если мы не будем консервативны в его воспитании, что-то важное и ценное пройдет мимо него. Поэтому в том, что система образования консервативна, есть свои несомненные плюсы: образование транслирует традиции из поколения в поколение. С другой стороны, в сегодняшнем мире новые технологии появляются и внедряются очень быстро. Наши дети гораздо легче, чем педагоги, пользуются компьютером. И чтобы удержаться на плаву в условиях прогресса, педагогам приходится иногда поступаться консервативностью и размеренностью в пользу прогресса. Почему, например, пионерия изжила себя? Она была очень консервативна. Но интерес детей к объединению никуда не делся. Это взрослые могут быть одиночками, а детям надо все время быть вместе. Поэтому и появляются новые формы работы, которые существовали и в прежние времена, но потребовали существенного обновления: общественные объединения, трудовые отряды, поисковые группы, ученическое самоуправление, кадеты… Так и дальнейшая стратегия развития образования в Челябинске будет выстраиваться на сочетании новшеств и традиций в их взаимном обогащении.
ЕГЭ и ФГОСы: секреты «грозных» аббревиатур
– Сегодня очень актуален вопрос введения так называемых ФГОСов (новых федеральных образовательных стандартов). В чем суть нововведения?
– Да, действительно, о ФГОСах (федеральных государственных образовательных стандартах) сейчас очень много говорят, они вызывают споры. Пока это нововведение кажется непривычным, но думаю, что скоро мы все привыкнем к аббревиатуре ФГОС, так же как в свое время привыкли к ЕГЭ. В 2011 учебном году все первоклассники будут учиться в соответствии с образовательными стандартами нового поколения.
Суть новых образовательных стандартов прежде всего в том, что от сугубо «знаниевого» (как в нашей системе говорят, ЗУНовского – знания, умения, навыки) образования мы переходим к «компетентностному». Наши дети, к сожалению, порой много зная, не умеют эти знания применять на практике. Кроме того, стандарты образования нового поколения будут включать не только стандарт содержания образования (чему учить?) и стандарт оценивания (что должен уметь и знать ребенок по окончании очередного уровня образования: начального, основного и среднего), но и стандарт условий образовательного процесса. Вместо учебного плана в школах появится образовательный план, включающий в себя не только определенный объем часов предметный занятий (от 20 в первом до 36 в 11-м классе в неделю), но и 10 часов внеклассных обязательных занятий по выбору (искусство, спорт, интеллектуальное творчество), похоже на традиционную «продленку», но в новом виде.
Из спектра занятий, которые ребенку сможет предложить образовательное учреждение, ребенок вместе с родителями должен будет выбрать 10 часов, которые будут равномерно распределены в течение недели, в среднем по два часа дополнительных занятий в день. Группы по интересам могут быть организованы в самой школе либо в другом учреждении, с которым школа заключит договор, например это может быть центр детского творчества. Так, ребенок кроме обязательных учебных предметов (русский, математика и т. д.) получит еще и образование по выбору. Это социальное проектирование, техническое моделирование, интеллектуальные игры, художественное творчество, физкультурно-оздоровительная деятельность и другое.
– Как скоро ФГОСы будут введены в челябинских школах?
– В Челябинской области заявку на переход на новые образовательные стандарты уже в 2010 году подала 91 школа, из них 10 школ – челябинские: 104, 35, 99, 100, 76, 136, 63, 10, 94, 14. В них первоклассники уже в 2010 будут обучаться по новой образовательной программе. Мы провели большую подготовительную работу: обучили 90 педагогических работников, непосредственно приступающих в сентябре этого года к внедрению новых образовательных стандартов, сотрудничаем с ведущими вузами Москвы и Челябинска в организации этой работы. В течение следующего учебного года мы продолжим работу по подготовке образовательных учреждений, педагогического персонала к работе в новых условиях.
– Среди родителей бытует мнение, что лишь базовый блок предметов, входящих в стандарт, будет бесплатным, а за дополнительные предметы придется платить... Не приведет ли это к тому, что даже качественное среднее образование станет привилегией элиты?
– В данном случае происходит подмена понятий. Стандарт – это то, что и сейчас дети изучают в школах, это предметы, которые потом выносятся на итоговую аттестацию в девятых и 11 классах. Этот блок предметов (36 часов учебной нагрузки) обязательно оплачивается из бюджета. Иное дело – дополнительный компонент, 10 часов внеклассных дополнительных занятий. Средства на их оплату будут выделяться либо из федерального, либо из муниципального бюджета, механизмы их финансирования пока, к сожалению, не разработаны, но для учащихся они в любом случае будут бесплатными.
– Не так давно завершились школьные испытания, и в самом разгаре приемная кампания в вузах. Будущее вчерашнего школьника полностью зависит от результатов ЕГЭ. Бывший когда-то экспериментальным Единый государственный сегодня уже прочно вошел в нашу жизнь. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом виде испытаний.
– На этот вопрос я бы хотела ответить с трех позиций: как мама, как учитель и как чиновник. Как матери мне есть с чем сравнивать: дочь заканчивала школу традиционно, писала сочинение, тянула билеты на устном экзамене, решала задания на контрольной по алгебре и началам анализа, сын сдавал ЕГЭ. Как родитель я вижу несомненный плюс в том, что ребенок не переживает стрессовую ситуацию экзаменов дважды. Но при этом многократно повышается уровень ответственности и уменьшается право на ошибку. Что касается комфорта, то ребенку уютнее сдавать экзамен в собственной школе, где помогают и стены, и любимые учителя. Но во время ЕГЭ проверяется не только уровень знаний, но и уровень «взрослости» ребенка. Поэтому сегодня к экзамену мы готовим не только предметно, но и психологически. В школах проводятся специальные тренинги, в ходе которых моделируются различные ситуации, в которых ребенок может себя проверить. Именно поэтому мы проводим пробные ЕГЭ. Можно констатировать, что определенная система сдачи ЕГЭ в городе уже сложилась, трудно было в самом начале, сейчас уже легче. Как учитель я считаю, что ребенок должен иметь право выбора: сдавать ли ему экзамен в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Но для меня как управленца возможность альтернативы проблематична: для разных форм проведения испытаний нужны и разные помещения, и большее количество персонала, возникает множество организационных и финансовых проблем. Но на самом деле главное – не форма, в которой будет проведена аттестация, а сам ребенок. Мы должны научить его мыслить, быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях. В ЕГЭ вообще-то нет ничего страшного, просто мы все должны к нему привыкнуть. А для этого должны создать необходимые условия в процессе обучения ребенка в школе и в ходе его подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году наши выпускники показали хорошие результаты на ЕГЭ, что свидетельствует о том, что работа, проводимая в системе образования, дает свои положительные результаты.
Воспитание чувств
– Кто повлиял на формирование вашей личности? Кого бы вы могли назвать своим наставником?
– Я считаю, что мне в жизни повезло. Я получила хорошее образование. Во-первых, потому что училась в двух замечательных челябинских школах. В первый класс я поступила в 48-ю, тогда просто школу. В то время ее директором был легендарный Максим Максимович Клайн. Именно при нем в школе начали углубленно изучать два языка: английский и французский. Я на отлично закончила первый «простой» класс, училась легко и с удовольствием и не собиралась переходить в класс специализированный. Но так как учебные результаты были высокими, родителям посоветовали перевести меня в класс с углубленным изучением английского. Первой моей учительницей была Нина Сергеевна Картавых. К сожалению, Нины Сергеевны уже нет с нами, но то, чему она меня научила в начальной школе, стало основой приобретения будущих знаний.
Когда я перешла в пятый класс, мы переехали. Меня перевели в школу №1. Трудностей перехода я не почувствовала, так как языковая подготовка в 48 школе была на высоком уровне. Директором первой школы был Владимир Абрамович Караковский. Когда мы перешли в 10 класс, Караковский переехал в Москву. Для нас это была настоящая трагедия! К новому директору привыкать было очень сложно. Все-таки Караковский – это личность, и личность харизматичная, из тех, про кого говорят – незаменимый.
К стати, в первой школе астрономию у нас преподавал Александр Евгеньевич Попов, он тогда был совсем-совсем юным, только что после вуза. Наш класс очень дружный, и мы встречаемся до сих пор, хотя со времени выпуска прошло очень много лет. На свои встречи меня приглашают и ребята из 48-й. Нас раскидало по стране и миру, но мы стараемся встречаться чаще.
И с институтской группой тоже видимся. У нас была маленькая девичья группа. И что важно, за пять лет из группы никто не ушел, в каком составе мы поступали, в таком и закончили. Нашу дружбу нам удалось пронести сквозь годы.
Мне в жизни очень везло с наставниками, я выбрала дорогу учителя во многом благодаря им. Кстати, в пятом классе, еще в 48 школе, я получила грамоту Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. До сих пор считаю ее самой своей высокой наградой. В школах, где я училась, умели поддерживать детей и внушать им уверенность в своих силах. Точно так же я стремлюсь поддерживать детей сейчас.
Но я также точно могу сказать, что даже самая лучшая школа ничему не научит ребенка, если родители равнодушны к его образованию и воспитанию. Еще в те времена, когда я в школе была заместителем Кузнецова, мы серьезно работали над привлечением родителей к процессу образования детей. Очень хочется, чтобы родители понимали: садик и школа – не камера хранения, куда на время можно сдать ребенка. Чтобы результаты воспитания были ощутимы, родители и профессиональные педагоги должны объединиться. Только тогда будет результат.
– Насколько сильно на вас повлияли родители? Как они отнеслись к выбору вами профессии?
– Мои родители тоже были педагогами. Мама Валентина Николаевна Парфенова всю жизнь посвятила ЧГПУ, она была заведующий кафедрой, а затем и деканом математического факультета. Сегодня ее портрет можно найти в музее ЧГПУ. Мы с сестрой закончили факультет иностранных языков ЧГПУ. Сестра и по сей день преподает в педагогическом. Моя дочь и дочери сестры также учились здесь, через год педуниверситет окончит сын. Папа, Александр Григорьевич Парфенов, в свое время также работал в пединституте, потом перешел в ЧИПС, где преподавал очень сложный для студентов всех времен предмет – сопромат.
Так что любовь к педагогике у нас семейная. (Улыбается.) Труд педагога очень тяжелый, но, наверное, самый благодарный из всех, поэтому, когда я в свое время приняла решение поступать в пединститут, родители поддержали меня.
– Как воспитывают своих детей педагоги? Можете ли вы поделиться профессиональными секретами?
– Все педагогические опыты я ставила на собственных детях. У меня дочь Елизавета и сын Александр. Дочь – это в какой-то мере мое продолжение, а сын – это другой мир, следовательно, и подходы к воспитанию должны быть принципиально различны, что очень важно для семейного «педагогического эксперимента». Сыграла свою роль и разница в возрасте между детьми. Дочь родилась, когда я еще училась в институте, а сын – когда уже работала в школе заместителем директора. К этому времени у меня уже сложился определенный педагогический опыт. Все новшества, которые вводила в школе, я сначала опробовала на собственных детях. С одной стороны, быть «учительским» ребенком очень непросто, детям тяжело учиться в той же школе, где работает родитель. Для них это колоссальная психологическая ответственность. Но тем не менее мои дети всегда были в активе, участвовали во всех мероприятиях. Все, что проводилось в школе, я всегда проверяла на них. И их оценка моих задумок всегда была самой оперативной, самой естественной и самой искренней. Ведь свои впечатления они высказывали не строгому учителю, а маме. Для меня это всегда было особенно важно. Если моим детям это подходит, если это для них интересно и их не травмирует, то идеи можно транслировать и на других детей в масштабах школы. Такая «лаборатория» очень важна для педагога.
Сейчас у меня подрастает пятилетний внук Коля, сын дочери. В процессе его воспитания у меня тоже есть возможность оценить некоторые педагогические находки, изучить проблемы дошкольного образования. Я для него в первую очередь конечно, бабушка. Сейчас самый забавный возраст, когда за ним так интересно наблюдать. Иногда он выдает особенно забавные перлы. Например, он спрашивает меня: «Бабушка, ну почему ты все время ходишь в телевизор выступать, а я там еще ни разу не был?»
– Как складывался ваш профессиональный путь после окончания университета?
– Институт я окончила в 1983-м. Практику проходила в 58 школе. Туда же после окончания института пришла работать учителем английского языка, классным руководителем. Я хочу высказать огромную благодарность директору 58 школы Анне Степановне Моховиковой, она научила меня многим вещам, которые позже очень пригодились мне как руководителю. Затем мы переехали на северо-запад, и я перешла работать завучем в 41 школу, куда через несколько лет пришел директором Александр Игоревич Кузнецов. И когда в августе 2005 Александра Игоревича назначили начальником управления по делам образования, он пригласил меня в свою команду. Можно сказать, что у нас с Александром Игоревичем сложился долговременный и плодотворный профессиональный союз.
Учитель – это тот же актер...
– Новое место работы предполагает большую нагрузку. Как вы любите отдыхать? В чем черпаете силы?
– Несмотря на то, что много времени отнимает работа с документами, профессиональной литературой и, казалось бы, на добровольное чтение не должно оставаться сил, я очень люблю читать. Чтение для меня – действительно лучший отдых. Я предпочитаю английскую литературу (Моэма, Голсуорси). Читаю на языке оригинала, отчасти для того, чтобы не растерять навыки, и потому, что между мной и текстом не стоит переводчик, и текст воспринимается таким, как его задумал автор. Сейчас я заново открываю для себя Чехова. Почему мне нравятся именно эти писатели? Меня привлекает психологическая проза, где за сюжетом и диалогами показан человек в развитии, его драма, его взаимоотношения с другими людьми. А еще я люблю читать настоящие детективы. Хороший детектив – это хороший психологический триллер, он может доставить истинное удовольствие.
Кроме чтения я очень люблю театр. Наверное, это заметно и по моей работе, потому что особое предпочтение я отдаю театрализованным постановкам праздников.
Этим летом мне удалось побывать на спектаклях «Современника», когда он гастролировал в Челябинске. Это один из моих любимых театров, и я всегда стараюсь посетить его, когда бываю в Москве.
На мой взгляд, именно этот театр наиболее точно чувствует современные тенденции и веяния в театральном искусстве и обществе. В этой актерской труппе меня привлекает сочетание молодости и мудрости, особенно нравится игра Марины Нееловой и Чулпан Хаматовой, а Галина Волчек, по-моему, один из лучших театральных режиссеров. Меня потряс спектакль «Современника» «Мамапапасынсобака», в котором очень трогательно и щемящее точно представлена тема взаимоотношений взрослых и детей. Особенно интересно смотреть, как в детей перевоплощаются взрослые, а перевоплощаются они настолько искренне, что ты забываешь о том, что перед тобой на сцене – взрослый человек.
Я очень люблю и наши челябинские театры: драматический, камерный, оперный, ТЮЗ. А со студенческим «Манекеном» у нас и вовсе особые отношения. Мы давно сотрудничаем с Владимиром Филоновым. Я знаю его не только как режиссера, но и как педагога, и как председателя жюри городского фестиваля школьного театрального творчества «Серебряная маска». И мне очень нравится, как он работает. Хотя Филонов уже давно в искусстве, он невероятно молод душой. Я отношусь с огромным уважением к нему и как к режиссеру, и как к человеку. Отдельно стоит сказать о камерном театре. Я была почти на всех постановках этого театра. Что-то мне очень нравится, что-то вызывает легкое недоумение. Они постоянно в поиске, и пусть не все их находки, на мой взгляд, удачны, но в любом случае к их работе как к явлению в искусстве я отношусь с уважением.
Привлекает и нестандартность спектаклей мастерской новой пьесы «Бабы». С «Бабами» мы тоже активно сотрудничаем, их руководитель Елена Калужских периодически бывает в составе жюри нашего фестиваля.
Педагог, руководитель – это тоже режиссер. Я считаю себя достаточно мягким человеком, мне иногда не хватает жесткости. Но особый профессионализм руководителя, на мой взгляд, в том, чтобы сделать так, чтобы твои подчиненные думали, что твое предложение, твой приказ – это их собственная находка, их заслуга, их решение. И если так получается, значит это действительно хороший руководитель. Не стоит ставить успехи подчиненных в заслугу себе. Наоборот, надо гордиться тем, что план осуществлен и подчиненный думает, что дошел до этого сам. Такая же стратегия срабатывает и с детьми. Надо постоянно поддерживать в маленьком человеке уверенность в том, что он все делает сам. Это придаст ему сил, и тогда иллюзия обязательно станет реальностью.
– Есть ли у вас жизненный девиз?
– Да, есть. И это всего одно слово – «всегда». Всегда – это значит быть всегда в тонусе, всегда реагировать на то, что происходит. Это слово отражает и мои качества как руководителя: я стремлюсь всегда быть с людьми, работать, общаться, встречаться. Только во взаимодействии с людьми рождаются верные решения.
– Что вы не приемлете в людях? С чем никогда не смогли бы согласиться?
– Одна из главных трудностей, с которыми мне приходится сталкиваться в работе, – это неумение сотрудников выстроить нормальные деловые отношения в процессе работы. Бывает, что человек ругается, говорит на повышенных тонах, но в его словах нет оскорбления. Но если в словах, особенно руководителя, присутствует желание унизить, показать, что подчиненный никуда не годен, с этим я категорически не могу согласиться. Я не люблю людей, которые унижают других, даже невольно. Это вопрос воспитания, внутренней этики, человеческих качеств.
А импонирует в людях такая черта, как чуткость. Она включает в себя многое: понимание, терпимость, умение видеть хорошее в других, доверять людям, прислушиваться к их мнению. Без доверия прожить очень сложно. Помните, как в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Иногда путь к взаимопониманию кажется очень сложным, почти недостижимым. Но к пониманию нужно стремиться, иначе зачем жить? Умение понимать других я ценю в людях больше всего. И сама стремлюсь соответствовать этим жизненным принципам.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА