У сегодняшнего героя рубрики «Харизма» Сергея Селещука, несмотря на молодость, уже есть успешный опыт реализации крупного спортивного проекта в Челябинске. Речь идет о ДЮСШ «Мастер» по карате и тайскому боксу, которая за несколько лет стала одной из сильнейших в России. Однако одним спортом Сергей Селещук не ограничивается, не в его это натуре. Он прошел хорошую школу и в бизнесе, и на муниципальной службе, успев поработать даже в референтуре Михаила Юревича, когда тот занимал пост главы Челябинска. А за бизнес-проекты, связанные с дорожным строительством, сайт 74.ru включил Сергея Селещука в сотню перспективных бизнесменов и управленцев в проекте «Новая элита Челябинска».
Как удается совмещать административную должность в крупной спортивной школе и бизнес? Почему восточные единоборства не просто прижились, а очень активно развиваются в нашем промышленном городе? Считает ли себя Сергей Селещук человеком команды нынешнего губернатора? Об этом и многом другом в материале СhelDiplom.ru.
– Прежде чем стать директором ДЮСШ «Мастер», вы сами с успехом выступали в турнирах по восточным единоборствам. Почему выбрали именно такой путь в спорте?
– Тяга к единоборствам у меня с детства. Почему-то к популярным в стране хоккею и футболу всегда был равнодушен, а вот к боевым, прикладным видам – наоборот. Сначала попробовал бокс, в который меня, шестилетнего пацаненка, привел старший брат Павел. Он был для меня примером – мастер спорта по боксу, чемпион СССР. Тренировался в составе сборной страны и даже готовился к Олимпиаде-80. Но брату не повезло. Накануне решающих сборов Павел получил удар палкой по голове в случайной уличной драке, и из команды его «ушли» – травмированные спортсмены на Олимпиаде никому не требовались. Он, кстати, сейчас работает тренером в нашем «Мастере».
– А как вы пришли в большой спорт?
– За несколько лет, учась еще в общеобразовательной школе, я прошел и бокс, и дзюдо. В шестом классе решил заняться популярным тогда атлетизмом и через год выполнил норматив кандидата в мастера спорта по тяжелой атлетике. А затем, как и у брата, все подкорректировал инцидент на улице. Их было трое, я один, и тяжелая атлетика мне ничем не помогла. После этого вернулся в бокс, не прерывая занятия атлетизмом. В итоге через некоторое время выиграл первенство Урала по боксу в своей возрастной группе. Ну а дальше записался в секцию по карате при школе «Конас» – мне всегда хотелось осваивать новые виды единоборств. Через три месяца из платной группы для новичков перешел в сборную клуба, которая занималась уже на бесплатной основе. Несколько лет тренировался в «Конасе», затем перешел в клуб «Бравис», добился звания мастера спорта по карате. Вершиной своей спортивной карьеры считаю победу на командном Кубке мира по карате в 1996 году на Кипре, после которого решил сосредоточиться на тренерской работе и бизнесе.
– Почему так рано завершили спортивную карьеру?
– Как говорят в таких случаях – жизнь заставила. В 1995 году у меня родилась дочь, нужно было зарабатывать деньги, содержать семью. А все время находиться в разъездах, на сборах... При этом я абсолютно не жалею, что рано закончил с соревнованиями. Как спортсмен добился всего, чего хотел. Я никогда не стремился любой ценой стать чемпионом мира и был вполне доволен завоеванным званием мастера спорта, которое в карате дает черный пояс. Кроме того, когда я поступил в УралГУФК, начал совмещать учебу с тренерской работой. Этот процесс нравился мне не меньше, чем собственные выступления.
– Многие спортсмены после окончания своей карьеры не без проблем адаптируются к обычной жизни. А вам после спорта трудно было начинать бизнес?
– Особого дискомфорта или стресса не ощущал, может быть, потому что был молодой, энергичный и действовал не один. Вместе с приятелем мы открыли на северо-западе «Дом линолеума», который работает до сих пор. Начинали с продажи небольших партий отечественного товара, который привозили из Екатеринбурга, потом перешли на импорт. Нишу свою нашли достаточно быстро и даже попытались открыть филиалы в других районах города. Для меня «Дом линолеума» стал стартовой площадкой, которая позволила двигаться дальше.
– Спорт пришлось бросить?
– Нет. О спорте не забывал, даже когда закончил выступления и стал заниматься бизнесом. Но обычных занятий по карате уже не хватало, хотелось познакомиться с более контактными и зрелищными единоборствами. Поэтому, когда по «сарафанному радио» узнал, что на ЧМЗ открылась секция тайского бокса, сразу помчался туда. Оказалось, в наш город на ПМЖ приехал тренер из Новосибирска Олег Терехов. И я, будучи мастером спорта по карате, стал брать у него индивидуальные уроки. Он занимался со мной почти год. После чего я предложил Олегу перейти тренером по кикбоксингу и тайскому боксу в клуб «Бравис», в котором стал директором.
– Как это произошло?
– Для «Брависа» я не был чужаком, не раз выступал за этот клуб на различных российских и международных турнирах. Видимо, поэтому глава горспорткомитета Юрий Серебренников обратился ко мне, когда появилось вакантное место директора. Вопрос стоял жестко: или я соглашаюсь, или родной для меня клуб расформировывают. Ломаться я не стал, тем более что какой-никакой, а опыт у меня был. Незадолго до предложения горспорткомитета вместе с приятелями я организовал клуб «Боевые единоборства», который вырос из небольшой секции при ЖЭКе. Мы начали потихоньку развивать не только карате, но и кикбоксинг, тайский бокс. В «Брависе» эту работу можно было перевести на новый уровень.
– А как родилась школа «Мастер»?
– Я пришел в «Бравис» в кризисный 1998 год. Многие спортивные клубы думали только о выживании. Поэтому мы решили создать новую, более мощную, структуру на базе трех существующих: «Брависа», «Боевых единоборств» и «Востока». И чтобы никому не было обидно, дали ей новое название – «Мастер». Без ложной скромности скажу, что с 2001 года, когда появилась эта школа, нам удалось сделать очень многое. Сегодня «Мастер» – шесть залов по всему городу, в которых занимаются более 600 мальчишек и девчонок. Кроме карате, мы активно развиваем тайский бокс. Проводим крупные международные турниры, выезжаем в Таиланд, приглашаем к себе тайских бойцов и тренеров.
– Сергей, давайте еще немного отвлечемся от спорта. Как вы попали в референтуру Михаила Юревича?
– Наверное, у меня в крови поиск приключений. (Улыбается.) В референтуру мэрии меня пригласил один из знакомых юристов. Отказываться от неожиданного предложения не стал. Но проработал там недолго.
– Почему?
– На первых порах все нравилось. Интересная команда, минимум бюрократии. Но затем, признаюсь, стало скучно. Носить поздравительные адреса – не для меня. Впрочем, плюсы там тоже были: я познакомился с документооборотом, поработал с обращениями граждан, узнал многие городские проблемы изнутри. По сравнению с областным правительством администрация города показалась мне более динамичной.
– Вас можно назвать человеком команды нынешнего губернатора.
– Мне нравится стиль работы Юревича, его команды. Я ей симпатизирую.
– Вы и в областной администрации успели засветиться?
– Да, с легкой руки бывшего министра дорожного строительства и инфраструктуры области Валерия Шопова, с которым я познакомился на одном из дней рождений друзей. У меня в то время была небольшая компания по продаже ГСМ, так что некоторое отношение к дорожной отрасли имел. Однако я и предполагать не мог, что в скором времени возглавлю новый, современный завод по производству битума в Вахрушево. Тем не менее Валерий Шопов на полном серьезе предложил мне поработать на этом предприятии. Правда, чтобы вникнуть в ситуацию, пришлось три месяца постажироваться в качестве специалиста главного управления дорожного хозяйства области. Я прошел хорошую школу, бывая на ежедневных планерках, совещаниях и так далее, правда, иногда чувствовал себя там котенком, которого бросили в воду и сказали: плыви. Если бы не помощь моего куратора Виктора Дудина, с которым впоследствии мы вместе работали в Вахрушево, мог бы и не выплыть. Он строил этот завод и знал его до винтика.
– Трудно управлять целым заводом?
– Непросто, особенно если учесть, что предприятие работало неэффективно, его штат был сильно раздут. В первый же месяц пришлось сократить персонал со 180 до 150 человек. Битумный завод – сезонное производство, которое сильно зависит от заказов подрядных организаций. Первое, что я сделал на новом месте – постарался лично познакомиться со всеми подрядчиками, а их было немало – 52 предприятия. Пришлось поколесить по области. Мы установили связи даже с Казахстаном и начали отправлять продукцию за рубеж. У завода оставались огромные долги с прошлых времен, в одночасье погасить их, мы с Дудиным, конечно, не могли. Но год отработали прилично, с прибылью около пяти миллионов рублей. Появился интересный проект с австрийцами, которые предложили совершенно новую технологию доставки и подготовки битума – с помощью небольшой кубической печки. К сожалению, довести до полной готовности это ноу-хау они не смогли, и перспективный проект, сулящий большую выгоду, был заморожен.
– А почему ушли с завода?
– Не сошелся с учредителями во мнении, как развивать производство – предприятие хотели банкротить из-за больших долгов, я считал иначе – этот бизнес можно было вывести на высокую рентабельность и при существовавшей форме собственности. Но с тех пор к дорожной теме прикипел душой. Сейчас являюсь одним из учредителей Миасского и Еманжелинского ДРСУ.
– Дорожная тема заслонила «Мастер»?
– Нет. Я, конечно, на время ушел с должности директора школы, но был в курсе всех ее дел.
– Чем вы объясните такой интерес к восточными единоборствам в Челябинске и успех наших спортсменов на российских и международных соревнованиях?
– У нас появилась хорошая тренерская школа. Многие преподаватели работают в нашем городе десятилетиями и уже вырастили себе смену из действующих чемпионов. Плюс мы стараемся брать все лучшее у восточных мастеров, тех же тайцев. Хотя порой они меня удивляют.
– Чем?
– Тайские бойцы, приезжающие к нам на коммерческие турниры, не показывают особого рвения к победе. Они могу проиграть и не расстроиться – деньги-то уплачены. А наши всегда стараются победить. Ценности у нас немного разные – тайцы показывают себя во всей красе на тех турнирах, где бьются за свою страну, а не только за себя.
– Сергей, мне говорили, что вы многодетный отец. Это правда?
– Да. (Смеется.) У меня четверо детей, двое – двойняшки.
– Они тоже спортсмены?
– Двойняшкам еще рано думать о спорте, пацанам по два года. Правда, дома они уже играют в футбол. Старшему сыну восемь лет. Он занимается карате, дзюдо и плаванием. Дочь учится в 11-м лицее, в художественной школе, еще ходит в английский клуб – времени на серьезное занятие спортом у нее просто не остается.
– Хотите, чтобы кто-то из них сделал спортивную карьеру?
– Хочу, но решение остается за ними. Родители должны приводить детей в спорт, а дальше выбор пусть делают сами. Мне не нравится, когда родители начинают кричать на детей в секции, что-то от них требовать. Это противоречит восточной философии, которую мы стараемся прививать нашим воспитанникам.
– А что вам нравится?
– Нравится готовить будущих чемпионов, видеть, как талант, трудолюбие и упорство делает из мальчишки бойца, мужчину.
– А сами продолжаете тренировки?
– Да, три раза в неделю занимаюсь тайским боксом и раз в две недели – дзюдо. Тренируюсь у наставника юниорской сборной страны по дзюдо Владимира Дегтярева. Кроме того, мы с друзьями продолжаем осваивать древнее самурайское искусство синкагерю – фехтование на мечах. Теперь, думаю, сможем защитить себя от хулиганов, вооруженных бейсбольными битами. (Улыбается.)
– Ваша жизнь похожа на качели: то спорт перевешивает, то бизнес...
– Нет, спорт и бизнес для меня словно стороны одной медали. Вместе с друзья я зарабатываю в бизнесе, чтобы помогать спорту. А сейчас пытаемся заработать и на спорте. В ближайшее время в Челябинске откроем клуб, в котором любой неподготовленный в спортивном отношении человек сможет освоить азы понравившегося ему восточного единоборства и пройти курсы самообороны. Причем занятия в этом клубе будут вести исключительно чемпионы и призеры крупнейших международных турниров и известные челябинские тренеры.