RU74
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Челябинске
Погода-1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

4 м/c,

южн.

754мм 74%
Подробнее
4 Пробки
USD 102,58
EUR 107,43
Образование Вадим Борисов, поэт, сценарист, социолог: «Не боюсь выглядеть наивным или смешным»

Вадим Борисов, поэт, сценарист, социолог: «Не боюсь выглядеть наивным или смешным»

Cегодня Вадим Борисов живет в Москве, но родился в Челябинске, окончил философский факультет Уральского университета и стал известен мировому научному сообществу как социолог, изучающий проблемы отношений работников и работодателей. Но мы говорили с Вадимом Анатольевичем прежде всего о поэзии.

Как социолог стал поэтом

По профессии вы социолог, к тому же известный. Почему сегодня на первом месте в вашем профессиональном резюме стоит «поэт»?

– Потому что «поэт в России – больше чем поэт», хотя заработать на этом практически невозможно. Образование, культура и все, что связано с душой, оказывается у нас почти невостребованным, так как не поддерживается государством. Но я привык в жизни заниматься тем, что мне не просто нравится, а от чего появляется ощущение полета. (Улыбается.) Как поэт я продолжаю поднимать социально значимые темы. Так появилась песня, а затем и видеоклип «Мы просто другие» о детях-аутистах. Она написана по просьбе мамы одного из таких детей, чтобы эта болевая тема начала звучать. Сейчас эта песня есть на сайтах многих детских реабилитационных центров СНГ.

Как социолог стал поэтом?

– В 1990-е годы, изучая трудовые отношения, конфликты на производстве, забастовки и прочие акции протеста, я много ездил по стране и брал интервью у металлургов, шахтеров, авиадиспетчеров... Причем делал это на их рабочих местах. Так что, можно сказать, жил на земле, под землей и в воздухе. Это была кипучая исследовательская деятельность, живая работа, и я чувствовал «дыхание страны».

Но «полевые» исследования пришлось оставить, когда я стал представителем международных профсоюзов для стран СНГ. Некогда стало ими заниматься. А поскольку писать я привык, и были некоторые замыслы, перешел к художественному творчеству. Стихи, как малая форма, оказались для меня лучшим выходом. Я просто садился и «переписывал» их из головы на бумагу. Времени это практически не занимало. Большинство своих стихов и песенных текстов я написал во время командировок, в поездах, самолетах и гостиницах. К примеру, текст песни «Королевство разбитых зеркал» (композитор Константин Рощин) был написан в накопителе аэропорта Манас в Бишкеке. Нас туда загнали, и 20 минут нечем было заняться. Результат можете оценить сами.

В детстве стихи не писали?

– Первые стихи мы сочиняли с моим двоюродным братом Вовкой, когда нам было по шесть лет. Еще я писал «стихи на именины», но профессионально стал заниматься творчеством только 10 лет назад.

«Я простой председатель профкома»

На первых порах вас больше критиковали или одобряли? Как был принят первый поэтический сборник «Песни пилигрима»?

– Мало того, что одобряли. Меня все время к этому подталкивали. Я ведь не собирался издавать «Песни пилигрима». Но знакомая из Санкт-Петербурга сказала, что за последние годы ее редакторской работы это второй сборник «действительно стихов». Вот, в качестве образца одно из стихотворений из сборника.

В итоге уговорили. Приняли сборник хорошо, но не так, как я рассчитывал. Те, кому я показывал книжку, делая упор на стихи, потом взахлеб пересказывали мои иронические заметки о путешествиях. А те, кто, на мой взгляд, должен был полюбить прозаическую часть, потом говорили мне, что перечитывали некоторые стихи. Жизнь вообще штука непредсказуемая.

На ваши стихи написаны песни, кто исполняет?

– Всех исполнителей трудно перечислить. В Америке, например, на «русских» концертах песни на мои тексты исполняет Олег Шляхов.

В прошлом году песню «Если в сердце свобода», написанную мною в дни революции в Кыргызстане, сразу стали крутить по национальному радио, а затем перевели на кыргызский язык.

Как складываются отношения с композиторами?

С Александром Ермоловым нас связывает многолетняя дружба. Это очень талантливый композитор, который пишет для детей и взрослых. Если говорить о его детских песнях, можно сказать, что это Шаинский XXI века. Недавно у нас вышел музыкальный альбом для детей «Солнечные песенки». Про нашу «Веселую песенку» уже сказали, что это новый детский хит. Предлагаю читателям самим решить, насколько это так. А из наших «взрослых» с Александром Ермоловым песен я выше прочих ставлю «Одиночество».

С композитором Константином Рощиным мы работаем в крупном формате; заканчивается аранжировка и демо запись нашего мюзикла «Тысяча и одна ночь».

С руководителем академического ансамбля Caprice Антоном Брежестовским написан киносценарий и несколько песен. Я не могу перечислять всех, но мне везет на встречи с талантливыми людьми.

Только в Японии так подметают

А какова судьба музыкального альбома «Я простой председатель профкома: новые профсоюзные песни», который вышел в 2002 году? Кто предложил его записать?

– Предложение поступило от Международной организации труда. На тот момент, похоже, это был первый музыкальный проект МОТ, созданной в 1919 году. Песни разошлись. Их крутят на многих профсоюзных мероприятиях. Во время забастовок, а также 1 Мая, в день международной солидарности трудящихся. Как-то раз по телевизору показывали пикетирование здания правительства, и звучала песня «Я простой председатель профкома». (Улыбается.) Видимо, они способствуют укреплению духа.

Откуда берет истоки детская поэзия, как рождаются ее герои?

– Да я до сих пор ребенок в душе. Мне очень весело и интересно с моей десятилетней дочерью. Мне кажется, мы с ней общаемся на одном языке. Ее рисунки стали иллюстрациями моего сборника стихов для детей «Маленькая книжка». С ее подачи я написал очень много текстов, среди которых выделил бы «Новогоднюю колыбельную». Кстати, пару лет назад эту песню включили в международный музыкальный альбом La nuit des fées, вышедший в Париже. А вообще я люблю подурачиться. И не боюсь выглядеть наивным или смешным.

Но, кроме того, вы – автор либретто к мюзиклам, радиоспектаклям, написаны несколько киносценариев. Что уже поставлено и что сегодня в работе?

– Я очень долго накапливал, шлифовал и подошел к тому периоду, когда пора продвигать. В прошлом году вместе с певицей Викторией Пьер-Мари мы написали киносценарий «Её Шоколадное Величество». Несмотря на, казалось бы, гламурное название, это хорошая история, в которой показан социальный срез России 90-х годов. Это будет пробивать Виктория. Создание фильма на стыке детектива и фэнтези «Королева Фей» (в соавторстве с Антоном Брежестовским) пока слишком дорого для отечественных студий, и мы перевели его на английский язык. На продвижение сценариев уходят годы даже у тех, кого называют «звездами». Я в этом отношении спокоен и уверен, что зрители в конечном итоге высоко оценят то, что будет поставлено по моим сценариям, потому что там есть юмор, мысли и нет чернухи. И мне не стыдно перед детьми за написанное. Все писалось от души и для души. Пока успешнее «продвигается» песенное творчество. Например, уже три года подряд композитор Александр Ермолов проводит международный конкурс «Мы вместе», в котором участвует до 200 исполнителей и коллективов из России, Беларуси, Казахстана, Украины. Там исполняется много моих песен, включая финальную песню гала-концерта.

Источник напряженности

И все-таки о социологии. Вы были представителем международной конфедерации свободных профсоюзов в СНГ. Что произошло, почему сегодня мы не слышим о ее деятельности?

– Эта организация была создана в 1946 году зарубежными профсоюзами. Штаб-квартира находилась в Брюсселе. С 1996 по 2006 год я был представителем этой организации в странах СНГ. Затем произошло объединение этой крупной организации с Всемирной конфедерацией труда. Эта объединенная конфедерация существует до сих пор, но я перешел туда, где мне интереснее. Сейчас я работаю в странах СНГ с профсоюзами металлопромышленности. Возглавляю в Москве офис Международной федерации металлистов, объединяющий около 25 млн работников металлосектора во всем мире. В мои задачи входит организация и проведение тренингов, обучающих семинаров, конференций на территории СНГ, международный информационный обмен. Можно сказать, что это уровень международной профсоюзной дипломатии.

Попытка создать независимые профсоюзы на территории бывшего СССР не удалась? Кто не был готов к этому – массы или верхи?

– Я бы не стал говорить о неудавшемся опыте. Даже в спорте есть три попытки. В начале 90-х были многочисленные ожидания работников, которые привели к созданию так называемых альтернативных профсоюзов. Самым известным был Независимый профсоюз горняков. Благодаря деятельности новых профсоюзов произошло оживление и в традиционных профсоюзах. В середине 90-х годов и те, и другие активно участвовали в забастовках против задержек заработной платы. Благодаря действиям работников, объединенным в профсоюзы и стачкомы, ситуация с выплатой зарплат в конце 90-х вышла на нормальный уровень.

Сегодня такие профсоюзы востребованы?

– Очень востребованы, поскольку на смену «красным директорам», привыкшим уважать людей труда, пришло новое поколение управленческих кадров, которых не приучили принимать в расчет что-либо, кроме прибыли. Кстати, этим они отличаются, и не в лучшую сторону, от менеджеров ведущих европейских компаний, с которыми мне приходилось встречаться. В Европе давно поняли, что уважение человека труда, его прав является важным фактором устойчивости производства, надежности компании в ее взаимоотношениях с партнерами. Там, где есть источник напряженности и причина для массового трудового спора, всегда остается опасность взрыва недовольства людей, срыва поставок. А это уже нарушение контракта, которое подрывает деловую репутацию компании и ведет к крупным штрафам. На Западе менеджмент решает многие вопросы в ходе социального диалога с профсоюзами. В России, к сожалению, до сих пор администрация стремится подмять работников под себя.

Есть примеры активного сопротивления этому работников?

– Конечно. В ноябре 2007 года была длительная забастовка на «Форде» во Всеволожске, которую выиграл профсоюз. В событиях в Пикалево позиция профсоюза была во многом определяющей. В обоих случаях работники сумели отстоять свои права. Но можно же было решить эти вопросы, не доводя людей до отчаяния. Да и в Челябинской области, насколько мне известно, первичная организация ОАО «Александринская горно-рудная компания» уже не первый год ведет борьбу за признание профсоюза и уважение прав работников. Информация об этом уже разошлась по всему миру. Журнал Metal World издал материал об этом конфликте на английском и французском языках. Если руководство компании действительно печется о своей репутации, пора садиться за стол переговоров с работниками и заключать коллективный договор с профсоюзной организацией. В условиях нервотрепки производительность труда серьезно снижается, а это экономически не выгодно ни работодателю, ни работникам.

Что стало с институтом ИСИТО (Институт сравнительных исследований трудовых отношений), директором которого вы были?

– Благодаря совместной работе с моими коллегами мы быстро получили признание не только в российских, но и в международных исследовательских кругах, специализирующихся на проблемах трудовых отношений. Созданный нами в 1994 году Институт сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО) уже на будущий год стал участником многих международных научных конференций. За этот период я издал пять книг и около 100 статей, которые выходили на русском, английском, немецком, французском языках. Однажды я даже видел перевод одной из своих статей в каком-то финском ученом журнале. Институт и сегодня продолжает свою работу. В какой-то момент я почувствовал, что не могу одинаково эффективно быть руководителем в двух организациях. Просто так занимать место я не привык, поэтому ушел с поста директора.

Как вам кажется, в лучшую или худшую сторону произошли изменения в отношениях работников и работодателей с начала нулевых?

– После принятия нового Трудового кодекса в 2001 году баланс сил серьезно изменился в пользу работодателя. В период экономического подъема прибыль росла, а зарплаты как-то не очень. Кризис же в первую очередь ударил по работникам. Сейчас по объемам производства кризис преодолен в ряде отраслей, и прибыли вышли на докризисный уровень, но собственники продолжают призывать работников затягивать пояса, стараясь компенсировать свои кризисные потери.

Это мировая практика?

– Надо понимать, что предприятия стали частными, то есть капиталистическими. В стране утвердился капиталистический строй, который предполагает различие интересов капиталистов и работников. Во всем мире из этого противостояния рождается социальный диалог. У нас процедуры трудового спора настолько длинные и запутанные, что работники на практике лишены права на забастовку. По сути заблокированы все институциональные каналы выражения недовольства и решения наболевших проблем. Поэтому работники терпят до тех пор, пока становится невмоготу, и потом выходят на акции отчаяния. В существующей правовой практике слишком широко начинают применять законы о борьбе с экстремизмом, распространяя их на деятельность профсоюзов. Это ведет к вмешательству государства, подавлению рабочих активистов и политизации конфликтов, имеющих, по сути, чисто экономическую природу. А что касается мировой практики, многие капиталистические государства, к примеру, Германия, выступают с такими инициативами, которые в прежние времена назвали бы социалистическими. На самом деле, это забота о гражданах и их доходах. Иначе, зачем мы платим налоги?

Есть надежда на перемены в России?

– Российские профсоюзы в прошлом году выступили с обращением к государственной власти – упростить процедуру прохождения забастовки. Это не означает, что все сразу бросятся бастовать. Но нахождение такого оружия в арсенале профсоюзов подтолкнет работодателей к более цивилизованному поведению. Сейчас несовершенство пролоббированных крупным капиталом законов ведет сначала к невозможности законно решить вопросы на уровне предприятия, а затем к накоплению в рабочей среде недовольства самой общественной системой. Надо дать возможность работникам и работодателям договариваться на уровне предприятия и не вмешивать сюда политику. От этого выиграют все.

Это не просто теоретические разговоры о трудовых правах. Труд, который создает всё богатство, перестал цениться обществом. Идеологии труда нет. А на идеологии большого хапка сильное государство не построишь. В последние годы серьезно подорваны все социальные гарантии работников. Если законодательно не вернуть такие понятия, как общественный контроль, контроль работников на производстве, гарантированная постоянная занятость, то впервые в истории человечества будущее поколение россиян будет жить хуже, чем предыдущее.

Город-разлучник

Несколько лет назад вы переехали из Челябинска в столицу.

– Для меня там больше возможностей самореализоваться.

Сложился ли сегодня в Москве прочный круг друзей и знакомых, есть ли в нем земляки?

– Москва – это своего рода город-разлучник. Помню, когда я только собирался переезжать, у меня был настрой, что я там буду часто встречаться с земляками-уральцами. Но оказалось, что чаще удается встретиться случайно, когда мы оказываемся в родном Челябинске. Это здесь можно «брякнуть» другу и сказать: буду через 15 минут. А в Москве, с ее диким ритмом, пробками, командировками, надо каждую встречу специально согласовывать заранее, что сложно для занятых людей. Если, конечно, вы не живете по соседству. Из земляков временами встречаюсь в Москве с художником Игорем Белковским. Больше из известных челябинцев я там никого не знаю. Хотел бы встретиться с Олегом Митяевым, но все как-то не удается.

Как часто бываете в Челябинске или Екатеринбурге и что более всего связывает с этими родными вам городами?

– Бываю, к сожалению, редко. Здесь мои корни: родственники, мама, старшая дочь. Но она уже взрослая и чаще бывает у меня в Москве.

Существует мнение, что преподавание философии в наших вузах – нечто уникальное до сих пор, так как слишком купирована эта наука в России, оторвана от всего мира. Что дал вам философский факультет УрГУ?

– Умение видеть и размышлять. Сейчас принято плохо говорить о советском строе. Так вот, в УрГУ были доброжелательные атмосфера и отношения между студентами и преподавателями, хотя философский считался идеологическим факультетом. Не хватало литературы. Многое было под запретом. Но отсутствие компьютеров компенсировал избыток души. Преподаватели не отбывали свой срок, убегая с одной лекции на другую; они действительно были для нас учителями. Кстати, позже, когда я защищал докторскую диссертацию (PhD in Sociology) в Англии, я вновь окунулся в университетскую среду. Профессор Саймон Кларк, который был моим научным руководителем, стал другом и учителем на всю жизнь. Сейчас он ушел на пенсию, купил себе яхту, и теплый сезон проводит на Адриатическом море. В прошлом году мне удалось навестить его и покататься на его «посудине». Мне бы очень хотелось, чтобы наши пенсионеры тоже могли себе позволить радоваться жизни, а не вступать в период, определенный органами статистики, как «период дожития».

Я с удовольствием прочитала ваши очерки о путешествиях. Что это – просто потребность в письменном виде анализировать увиденное или чей-то заказ – журналов, интернет-изданий?..

– Судьба подарила мне редкую возможность путешествовать, видеть мир, встречаться с новыми интересными людьми. А многие ведь вынуждены копить деньги, чтобы хоть куда-то вырваться ненадолго! Впечатления переполняют. Меня просто распирает. И я не могу не писать об этом. Недавно написан очерк «Армения – страна Дон Кихотов». Он опубликован журналом «Харчкар» и рядом армянских электронных СМИ. Значит, мои мысли созвучны с душами других людей и кого-то «цепляют». А мое первое посещение Японии! Они – инопланетяне. Унитазы с компьютерным управлением появились у них в отелях уже 15 лет назад. А как они метут улицы! Это же икебана! Мимо этого просто невозможно пройти!

Тысяча и одна ночь

Каковы ваши ближайшие планы?

– Их, конечно же, много. Со словацким композитором Мило Можисом мы заканчиваем симфоническую поэму «Катынь». Сборник моих стихов «Детский мир» переводят на чешский и словацкий языки, ведутся переговоры с издателями. На выходе издание музыкального альбома «Дорога в школу» с песнями для детей всех школьных возрастов, от 7 лет («Марш первоклассников») до 17 («Прощай, лицей!»). На конкурс Каннского фестиваля подается заявка с фильмом, для которого я написал две песни. Готовится макет сборника детских стихов для русскоязычного сообщества, живущего в Великобритании...

Мы всюду ищем инвестора для постановки нашего мюзикла «1001 ночь» в Москве. Это может быть и челябинский инвестор, но ставить надо в Москве. Почему в Москве? Потому что только там эта постановка может окупиться. Недавно смотрел балетную постановку «Русских сезонов», которой Сергей Дягилев покорил Париж в 1914 году, ее, кстати, видели и челябинцы. Там великолепные декорации. В нашем мюзикле «1001 ночь» воссоздание атмосферы персидских сказок также требует серьезных финансовых вложений.

Входит ли Челябинск в творческие планы? Или только Москва?

– Что касается публикаций, если будет предложение от какого-либо челябинского издательства, я с удовольствием опубликовал бы новый сборник стихов для детей или взялся под заказ написать сборник рассказов. Я открыт для сотрудничества и самых неожиданных творческих предложений.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления