Чтобы заинтересовать читателя нашим героем, достаточно, наверное, сказать, что после окончания педагогического университета Андрей Арабаджи стал школьным учителем. Но на днях стало также известно, что он назван победителем областного конкурса «Педагогический дебют» и теперь ему предстоит защищать честь региона в Москве.
Идти до конца
– Что значил для вас «Педагогический дебют»? Хотелось доказать, что вы лучший?
– Это была хорошая проба сил. О победе я не думал и неизвестность ставил на первое место. Хотя, конечно, хотелось показать, что есть мужчины в образовании и они чего-то стоят. (Смеется.) Теперь понимаю, что в таких конкурсах надо участвовать ради приобретения опыта, который всегда и всем пригодится в работе. Особенно ценными в этом плане были районный и городской этапы конкурса. Для участников проводились тренинги, мы познакомились, подружились, теперь общаемся. Это тоже очень важно.
– Скажите, кто из ваших соперников по конкурсу был вам особенно симпатичен?
– Учитель начальной школы Илья Иванов – это же просто уникальная личность! Работать с такими крохами, понимать их – для этого, по-моему, особый талант нужен.
– Каждый молодой педагог представил на конкурсе собственную философскую концепцию. Ваш взгляд на современную школу, на профессию учителя?
– По-моему, главное – дети должны знать цель, к которой идут. Тогда появляется смысл во всем, что делаешь в школе. После педагогического университета я в школу попал случайно. Будучи студентом ЧГПУ, педагогическую практику проходил в моем родном Металлургическом колледже. И, честное слово, испытал восторг от того, что делаю, уже на первой паре. Работал с таким вдохновением!
– Хотя выбрали педагогический университет совсем не потому, что хотели стать преподавателем?
– Поступал в ЧГПУ просто потому, что там есть информатика. Но в процессе обучения понял, что мне очень интересны и педагогика, и методика преподавания. А после практики я решил стать преподавателем. Что характерно, из нашего выпуска не я один преподаю информатику в школе. Мои одногруппники работают в Копейске, Южноуральске, Челябинске. Считаю, что это неплохой показатель – четыре молодых человека пошли работать в школу.
– Как вас встретили?
– Очень гостеприимно! Администрация школы №14 , в которой я работаю, во всем меня поддерживает, коллеги помогают. Мне очень понравилась эта школа, она необычная – небольшая, уютная, домашняя какая-то. Я пришел на собеседование с директором и тут же написал заявление.
– Зарплата не испугала?
– Золотых гор я не ожидал, и обделенным себя не чувствую. К тому же если хочется большего, всегда можно найти подработку.
– Каких знаний вам явно не хватало, когда пришли работать в школу, что пришлось наверстывать?
– В университете казалось, все знаю. А теперь порой остро не хватает знаний по методике преподавания. И в большей степени, конечно, мне помогают коллеги. Это, прежде всего, мои учителя-наставники: заместитель директора школы А.А.Болтаева и учитель русского языка О.В.Горелова. Очень ценны и полезны их советы и рекомендации после посещения моих уроков. Ты слушаешь и думаешь, так это вот, оказывается, как все легко и просто! (Смеется.)
– Кстати, в рамках конкурса вы обязаны были провести урок в незнакомой школе, в незнакомом классе. Каково это?
– Непросто подготовить урок для незнакомой аудитории и действовать по обстоятельствам. Но мне с детьми очень повезло и на городском, и на областном этапах конкурса: я до сих пор в восторге от ребят, с которыми пришлось работать в школе № 124. Они оказались очень раскованными, жюри будто и не заметили, вели себя естественно и свободно. И любознательные очень.
– Сложно настроить ребят на урок?
– Ни один урок не бывает похожим на другой. Иногда бывает очень обидно, что ты готовился, старался, а они равнодушны. Я, кстати, не люблю, когда дети на уроке не работают, отвлекаются. В этом плане я уважаю свой труд и добиваюсь, чтобы они тоже были активны на уроке и включались в работу.
– На всероссийский «Дебют» поедете?
– Нужно идти до конца.
Не так страшны проблемы, как их малюют
– Как вас воспринимают ученики?
– Им хочется быть со мной на равных, особенно старшеклассникам. Я преподаю в классах с седьмого по одиннадцатый – взрослые дети уже.
– Удается сохранить дистанцию?
– Да, хотя специально я для этого ничего не делаю, как-то само собой удается оставаться для них учителем.
– Когда называете их детьми, они смеются?
– (Улыбается.) Бывает. Но я очень люблю называть их детьми, они же на самом деле еще дети, хотя и учатся в старших классах. Со старшеклассниками у меня сложились хорошие доверительные отношения, они любят поговорить не только об уроках. Я вообще легко вошел в процесс, в учительский коллектив, не было у меня никаких конфликтов ни с детьми, ни с коллегами.
– Вы любите ставить двойки?
– А какой толк в двойках? Можно поставить хоть две, хоть три двойки. Но что это даст? Нужно уметь объяснить ученикам учебный материал так, чтобы им было интересно, заложить с самого начала урока какую-то интригу (в хорошем смысле слова), поставить проблему. А в поиске ответа на вопросы ученикам всегда интересно учиться, добывать самостоятельно знания, учиться их применять на практике, делать открытия на уроке. Пусть маленькие, но открытия. Поверьте, моих учеников это увлекает, и я вижу результат нашей совместной с ними работы. А результат для учителя – это главное.
– Бывает такое, что родители уговаривают поставить сыну отметку повыше, чтобы не портить аттестат?
– У меня такого пока не было и жутко не хочу это испытать на себе. Сам ребенок должен в этом случае подойти к учителю. Я вполне демократичный человек в этом плане. Поэтому всегда можно пересдать, исправить оценку. Я готов дополнительно поработать с учеником, чтобы помочь ему в получении необходимых знаний.
– В вашем учительском коллективе много мужчин?
– Учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ и я. Еще дополнительно приходят заниматься с детьми преподаватель игры на гитаре, руководитель фотокружка и руководитель клуба «Что, где, когда». Сегодня одной из главных проблем в образовании считается низкая зарплата педагогов, что является главной причиной нежелания мужчин работать в школе. Есть и другие минусы, не спорю. Но они не так страшны, как их малюют. Будем доказывать, что молодые мужчины могут и должны работать в школе.
– Когда вы были школьником, сильно не хватало мужской руки во время уроков?
– Нам, мальчишкам, конечно, не хватало именно мужского наставничества. Все время говорят, что школа – вторая семья, значит, она должна быть «полной». Тогда формирование человека становится более естественным, иначе получается перекос. И мы знаем, что в истории образования часто именно мужчины становились великими педагогами. Так должно быть и сегодня.
– Вам нравилось учиться в школе?
– Никогда не думал об этом, учился, потому что нужно было это делать. Не скажу, что мне было это безумно интересно. На мой взгляд, сегодня учиться в школе намного интереснее: несмотря на традиционные подходы в целом к организации учебного занятия, современный урок отличается тем, что применяются новые информационные технологии, цифровое оборудование, интернет-технологии. Уроки проходят совершенно в ином стиле. А у нас в кабинете информатики, на тот момент самом современном, стояли очень древние компьютеры. Назвать наши занятия «информатикой» теперь можно с большой натяжкой.
– То есть информатика вас увлекла не в школьные годы?
– Это произошло в Металлургическом колледже. Там я понял, что это интереснейший предмет, начал его понимать. С удовольствием посещал дополнительные занятия. И компьютер мне родители купили тоже в это время.
– Как родители отнеслись к вашему решению стать школьным учителем? У вас большая семья?
– У меня есть старший брат, который в армии по контракту служит. Он защищает страну, я детей учу и воспитываю. (Смеется.) И родители этим очень гордятся.
– Решение о продолжении образования было принято не по совету родителей?
– Нет, это было моим взрослым решением, к тому времени я был уже женат, на четвертом курсе женился. Поэтому решение о поступлении в аспирантуру принималось уже моей собственной семьей. (Смеется.)
– Трудно сегодня совмещать работу в школе и аспирантуру?
– Очень трудно. Но в школе мне идут навстречу, один день в неделю у меня учебный, который я полностью посвящаю своим занятиям. За это очень благодарен директору школы Татьяне Александровне Королевой. Далеко не в каждом образовательном учреждении так относятся к молодым специалистам.
– Какую проблему выбрали для работы над кандидатской?
– Проблемы общей педагогики, но через призму информатики.
Навязчивые идеи
– Как оцениваете программу школьной информатики? Есть в ней темы, которые бы вы исключили?
– Проблема в другом. В настоящее время информационные технологии настолько быстро развиваются, что учебники информатики моментально теряют актуальность. Поэтому при изучении той или иной темы, раздела по предмету важно наполнять их современным содержанием. На уроках информатики мы учимся быть грамотными пользователями сети, знакомимся с базовыми программами – графическими, офисным пакетом, изучаем устройство компьютера (но это всего восемь уроков). Считаю, что этого времени недостаточно, поэтому активно применяю в работе современные технологии. Проектная деятельность – один из вариантов. Мы с учениками создали уже не один проект. Все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию, конечному результату. Самый весомый и интересный на сегодняшний момент – учебный компьютерный стенд. Работали ребята с большим интересом. Наш совместный труд заслуженно удостоен нескольких наград на различных конференциях и выставках, отмечен дипломами.
– Нужен ли в таком случае учебник по информатике?
– От теории никуда не деться, необходимо давать базовые знания в школе. По моему мнению, необходим и совершенно иной подход к аккредитации учебников. Я и мой коллега, работающий в одной из челябинских школы, мечтаем о создании собственного учебника. На практике, правда, пока не до этого, но, думаю, что и этот проект мы реализуем. Навязчивые идеи рано или поздно осуществляются.
– Вы сказали, что эффективнее вместо привычных уроков работать с ребятами над долгосрочными проектами. Какие проекты вы им предлагаете?
– Одним из них стала работа над созданием учебного стенда – мы полностью разработали коробку, разместили на ней все узлы компьютера, получился монитор в разрезе. И восьмиклассникам я устройство компьютера уже объясняю при помощи учебного стенда, это очень удобно. Другой проект – более творческий – мы сделали видеоролик об актуальных экологических проблемах Челябинска. Написали сценарий, провели видеосъемку на камеру, сделали монтаж ролика на компьютере, озвучили, музыку подобрали. Ребята все делали сами. Сейчас снимаем еще один фильм – о школе. Дети с удовольствием работают над такими проектами во внеурочное время, но при этом они и на уроках становятся более активными.
– Вы никогда не мечтали стать директором школы?
– Очень хотел быть директором, когда учился в школе. (Смеется.) Даже не знаю почему. А сейчас осознанно понимаю, что это неимоверно сложное и ответственное дело. По-моему, я к нему пока не готов. Для этого нужен опыт, определенный путь нужно пройти, чтобы дозреть до директорства.
– А кого больше уважаете – профессионалов или карьеристов?
– Профессионалов, которым не чужда карьера. Но по головам я, наверное, не способен шагать.
– Возможно, после аспирантуры вам захочется преподавать в вузе?
– Нас вообще-то в университете готовили для системы профобразования, почему я и практику в Металлургическом колледже проходил. Но мне пока интереснее в школе работать: здесь отдача от ребят гораздо выше, ты ощущаешь в реалиях, что чему-то научил их, получил результат. В профессиональном образовании несколько другие ощущения. Сегодня у людей, которые получают профессиональное образование, разные цели, за знаниями туда идут немногие.
– Вы из тех людей, у которых после окончания школы было четкое представление, куда пойти учиться?
– Я твердо знал, что пойду в Металлургический колледж на КИПовца, очень увлечен был в школе всевозможными схемами. Мы с другом все время что-то собирали, паяли, сделали переговорное устройство... Одержимы были этими идеями.
– Есть у вас увлечения, кроме любимой информатики?
– (Улыбается.) Рыбалку очень люблю. С детства этим увлекался, и сегодня считаю это наилучшим отдыхом. Правда, времени все меньше и меньше остается на отдых. В прошлом году мне понравилось рыбачить на реке Миасс, вне городских границ, конечно. Там такая красота, тишина... Трудно представить, что в Миассе такая чистая вода, в которой и купаться можно с удовольствием, и рыба водится всякая. Рекомендую побывать на реке в районе поселка Трубный. Мы даже на лодке там сплавлялись по Миассу, получили массу впечатлений.
Рабочее настроение
– Сегодня многих молодых людей охватывает пессимизм по поводу перспективы в России, уезжают талантливые из страны.
– У меня нет такого настроения. Есть работа, где, я знаю, меня ждут – поэтому настроение хорошее, рабочее настроение.
– Реформы в образовании вас не настораживают?
– Надеюсь, победит здравый смысл. Мы обсуждали эти проблемы в процессе дискуссии на городском и областном конкурсах. Больше всего вопросов по поводу обязательных предметов – думаю, даже обсуждать не надо, что одним из основных предметов должен стать русский язык. Процент грамотности в стране заметно снижается. Но я за раннее профильное обучение школьников, потому что сегодня большинство ребят представления не имеют, чем они станут заниматься после школы. Вот и идут все в вузы. А зачем? Поэтому в школе человек должен определиться – нужна ли ему высшая математика, физика или история и биология. Но повторюсь, что русский язык нужен не только тем, кто решил стать филологом. Проблема грамотности должна стоять на первом месте.
– Готовы отстаивать свою позицию?
– Готов сделать все, что от меня зависит.
– Что бы вам еще хотелось изменить в современной школе?
– Уничтожить бумажную работу, которая допекает учителей. Сейчас в образовательных учреждениях Челябинска вводится система «Сетевой город», которая позволяет вести электронный журнал вместо традиционного бумажного. Я двумя руками за это нововведение, так как это сильно разгрузит учителей. Для себя уже сейчас веду электронный журнал, очень удобно.
–Скажите, вам не скучно жить в Челябинске?
– У меня сейчас такой период, когда скучать не приходится.
– Какие проблемы родного города волнуют более всего?
– Меня еще в школе очень волновали проблемы экологии в нашем городе. И сегодня я к этому не равнодушен, поэтому и предложил ребятам сделать такой фильм. Сам возил их на машине по нашим «злачным» местам. Они, кстати, очень прониклись проблемой.
– На учительскую зарплату можно приобрести автомобиль?
– (Смеется.) Я же приобрел. Сдал по программе утилизации свою старую машину и купил новую. А на старую еще во время учебы в университете заработал, и родители немного помогли.
– Где работали?
– У меня нет комплекса по поводу физического труда: многое могу делать своими руками. Евроокна, например, могу вставлять. Ремонт вчера начали в квартире, хочу сделать потолок в двух уровнях.
– Знаете как?
– В плане технологий сегодня все есть в Интернете. К тому же это не первый для меня ремонт.
– Не жалеете, что у вас пока нет классного руководства?
– (Смеется.) Нет, пока я и к этому не готов, поэтому не стоит мучить ни детей, ни меня. Тем более скоро защита кандидатской предстоит. А классное руководство требует времени, это же тоже целая программа – мероприятия, классные часы. Но со временем, думаю, получится и это.
– Вы уже успели полюбить своих учеников?
– Иначе было бы невозможно работать в школе, ушел бы наверняка.