27 июля в ЮУрГУ состоялось подписание новой образовательной программы для подготовки профессиональных пилотов гражданской авиации на аэрокосмическом факультете. Курировать ее будет представитель Росавиации – начальник летно-методического центра гражданской авиации, летчик с огромным стажем, в недавнем прошлом – проректор по летной подготовке Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации Сергей Хатунцев. Как эксперт оценивает готовность аэрокосмического факультета ЮУрГУ к работе по новой образовательной программе, в чем заключается экономическая выгода подготовки летного состава в ЮУрГУ, почему Южно-Уральский государственный университет станет вторым в мире после летной школы в Тулузе? Об этом мы говорили с Сергеем Хатунцевым.
– Сергей Геннадьевич, в чем особенность образовательной программы, которая только что была согласована всеми сторонами процесса подготовки будущих летчиков гражданской авиации?
– В 2011–2012 учебном году аэрокосмический факультет начинает подготовку по программе среднего профессионального образования специалистов по летной эксплуатации летательных аппаратов с присвоением им квалификации «пилот». Но получить эту специальность молодые люди смогут параллельно с получением высшего образования по одной из программ высшего профессионального образования аэрокосмического факультета. Такой школы в России пока больше нигде нет, где пилотов готовят четыре года, плюс они одновременно получают инженерную специальность. Обычная практика в мире – подготовка пилотов гражданской авиации занимает полтора-два года. Это среднее специальное образование. Лишь в Тулузе есть школа, где летчиков готовят на протяжении пяти лет. В России пилотов готовит система Росавиации (минтранс), ЮУрГУ станет первым университетом из системы высшего образования, который приступает к подготовке будущих пилотов и инженеров гражданской авиации.
– Вы изучили опыт французов?
– Надеюсь, что нам удастся побывать в этой школе и перенять все ее лучшие стороны, но программа ЮУрГУ похожа на программу этой известной французской школы.
Сергей Геннадьевич Хатунцев окончил Запорожское авиационное училище, затем Московский авиационный институт, факультет Ульяновского высшего авиационного института гражданской авиации. Летал почти на всех типах отечественных самолетов и многих марках зарубежных. В его арсенале около 10 000 часов налета. Был проректором по летной подготовке ФГОУ ВПО УВАУГА. В настоящее время является начальником летно-методического центра гражданской авиации
– Каково мнение эксперта и куратора – готов ли факультет сегодня к работе по этой новой программе?
– Набор будущих пилотов уже идет, сегодня подписана программа летной подготовки. Осенью начнется работа студентов на тренажерах. Вся цепочка обучения летчиков гражданской авиации на базе ЮУрГУ выстроена. Мы будем курировать летно-тренажерную подготовку и принимать экзамены в конце практики. Через два года десять месяцев планируем выпустить первых пилотов, тогда же будет проведена аккредитация факультета и увеличена численность набора.
– Такое стало возможным, потому что в ЮУрГУ есть сильный аэрокосмический факультет?
– Конечно. И большое желание руководства университета открыть новые специальности. Но огромную роль для утверждения такой программы на базе ЮУрГУ сыграл тот факт, что здесь есть необходимая для этого преподавательская база – это кандидаты и доктора наук, имеющие огромный опыт преподавания технических дисциплин. Во-вторых, летный состав будут готовить специалисты «ЧелАвиа» и преподаватели военного авиационного училища – тоже люди с огромным опытом. У всех есть высшее образование. Причем все преподаватели по летной подготовке работали не только на легких самолетах, но были инструкторами и командирами на боингах, аэробусах. Мы также подготовим для ЮУрГУ преподавателей по узким дисциплинам в Ульяновске и Петербурге, на базе УВАУГА и Академии авиации. Подготовка будущих специалистов гражданской авиации и пилотов в вашем университете будет постепенно доведена до совершенства.
– Есть ли во всем этом экономическая выгода?
– Выгода несомненна. Раньше летный состав России до пенсии должен был налетать 3 600 часов, по сегодняшним нормативам – это 900 часов в год. То есть через четыре года летчик имеет право выходить на пенсию. В этом случае вторая профессия пилоту просто жизненно необходима. И вот это даст аэрокосмический факультет ЮУрГУ. То есть пилоты не останутся безработными, потому что у них будет хорошее базовое высшее образование. С дипломом аэрокосмического факультета ЮУрГУ они всегда найдут себе работу.
Это и есть инновационный подход к подготовке будущих специалистов в высшей школе, когда используются несколько структур – университет, летные компании, центры подготовки пилотов. Курировать программу в целом и выдавать дипломы будет ЮУрГУ, а остальные участники программы будут помогать в организации практических занятий, причем, тренажеры будут находиться на территории высшего учебного заведения. То есть в один блок соединены теоретическая, тренажерная и летная подготовка.
– Сегодня часто одной из проблем Росавиации называется подготовка кадров.
– Плохо то, что все летные учебные заведения РФ сосредоточены в европейской части страны. Нет ни одного учебного заведения на Дальнем Востоке, например. В Омске есть только вертолетное училище. На Урале до этого времени таких специалистов тоже не готовили. Причина в том, что все высшие летные училища были расположены во времена СССР за пределами Российской Федерации – в Актюбинске, Кировограде и так далее. После распада СССР в Омске на базе среднетехнического учебного заведения было создано вертолетное училище, а в Питере создали специальный факультет на базе летной академии. Но что такое студенту с Дальнего Востока приехать учиться в европейскую часть страны? Даже два перелета на каникулы домой обойдутся ему недешево.
– Какую функцию выполняют летно-тренажерные центры в таких компаниях, как «ЧелАвиа»?
– Они занимаются только переподготовкой действующего летного состава. А с этого года «ЧелАвиа» начинает сотрудничать с ЮУрГУ и заниматься летной подготовкой студентов. В прошлом году они прошли сертификацию по подготовке на современных итальянских самолетах Р-2002 и Р-2006 и на тренажерах. Система подготовки у них уже отлажена. Ребята, получающие инженерные специальности, получат полновесный второй диплом пилота.
– То есть выпускники ЮУрГУ, пожелавшие работать пилотами, будут приняты на работу любым работодателем, осуществляющим авиаперевозки?
– Они могут после получения диплома летать не только на легких самолетах, но работать в любой серьезной авиакомпании и управлять тяжелыми транспортными самолетами. Это будут полноценные пилоты.
– В чем заключается ваша задача – кураторов этой программы?
– Сегодня приказом руководителя Росавиации запускается эта программа в ЮУрГУ на постоянной основе, и мы будем бывать здесь регулярно. Базовая программа подготовки разработана нами, она обкатана в прошлом году при переподготовке в пилотов бортинженеров гражданской авиации. Сегодня мы ее подписали для конкретного учебного центра «ЧелАвиа» под конкретные типы самолетов. Методическое сопровождение теоретической подготовки также полностью продумано и утверждено. Большая работа предстоит в плане подготовки практики будущих пилотов, полная программа будет составлена к декабрю. Нам еще предстоит увязать все звенья цепи – учебного и тренировочного процессов. Кураторство же предусмотрено как гарантия качества подготовки будущих специалистов, поэтому все проблемы будем решать сообща. Таким образом на Урале появилась своя высшая летная школа. Это первый пример, когда высшая школа в партнерстве с летными компаниями начинает системную подготовку пилотов. И это очень правильный подход. «Уральские авиалинии» сегодня уже выступают не только в качестве партнеров этой программы, но и заказчика по переподготовке кадровых инженеров, к примеру.
– Им это тоже выгодно?
– Это выгодно не только территориально – от Челябинска до Екатеринбурга на автобусе можно доехать, но и в плане самой подготовки. На своей базе они могут проводить теоретическую подготовку, преподаватели ЮУрГУ смогут к ним приезжать. А практика возможна, как в Екатеринбурге, так и на базе учебно-тренировочного комплекса в Калачево, где мы уже работали по программе бортинженеров. Сейчас в Калачево достроен шикарный комплекс для проживания, искусственная полоса. Такого уровня комплекса для первоначальной подготовки в России пока тоже больше нигде нет. Это высокий класс аэродрома, итальянские самолеты и тренажеры. У нас сегодня основные учебные заведения продолжают массово летать на самолетах Ан-2 1949 года выпуска. На таких машинах подготовить летчиков для аэробусов и боингов, согласитесь, тяжеловато. Все современные самолеты сегодня оснащены стеклянными кабинами и будущий пилот должен к ним привыкнуть в процессе обучения.
– В Калачево именно такие машины?
– Да, шесть итальянских машин Р-2006 и 49 машин Р-2002. Причем они полностью сертифицированы под наши запросы. Машины новые. Расход топлива на старых машинах – 120-150 литров в час. А на этих машинах – 15 литров в час. Вот вам стоимость подготовки пилотов. К тому же, сегодня зарубежные правила трактуют, что летный состав должен проходить подготовку на многодвигательных самолетах, а наши машины сороковых годов – однодвигательные. То есть весь учебный процесс в ЮУрГУ будет проводиться в современных условиях, отвечающих мировым стандартам.
– То есть вас – летчика с огромным опытом и стажем – совсем не смущает, что пилотов будут готовить в классическом университете?
– Нисколько. (Смеется.) Университет большой, места хватит всем, в том числе и пилотам. В ЮУрГУ прекрасный аэрокосмический факультет, а через три года у вас здесь будет не просто ведущий факультет в России по подготовке специалистов для Росавиации, но, уверен, здесь захотят учиться иностранцы, как это было во времена Советского Союза. Университету нужно полностью пройти аккредитацию на российском уровне и выходить на мировой уровень.