В начале октября 2011 года делегация ученых из Челябинского государственного университета (ЧелГУ) приняла участие в международной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии», которая прошла в Гармиш-Партенкирхене (Германия). О представленных разработках и будущих профессиях, связанных с искусственным интеллектом, мы беседовали с кандидатом технических наук, директором Института информационных технологий (ИИТ) Александром Владиславовичем Вохминцевым.
– Александр Владиславович, расскажите о ежегодной международной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии», в которой приняли участие ученые ЧелГУ.
– Конференция состоялась в октябре в немецком городе Гармиш-Партенкирхен. Она проводится уже в тринадцатый раз и служит базовой площадкой для обмена идеями между учеными, преподавателями и аспирантами из России, Германии, Англии, Венгрии, Японии и Канады. Организаторами конференции выступили Уфимский государственный авиационный технический университет, Технологический университет Карлсруэ, Дрезденский технический университет.
Тематика научных докладов этого года достаточно широкая: были показаны разработки в области управления знаниями, робототехники, компьютерной лингвистики, распределенных и облачных вычислений, интеллектуальных и геоинформационных систем, систем класса Data Mining и в других перспективных направлениях IT. ЧелГУ был представлен в лице Института информационных технологий во главе с проектором по научной работе Андреем Витальевичем Мельниковым и мной.
– С какими научными докладами выступила делегация ЧелГУ?
– На конференции наши ученые представили три доклада, два из которых связаны с инженерией знаний, а третий посвящен облачным вычислениям. Один из них «Применение онтологических моделей и фактографического анализа в конкурентной разведке» был отмечен грамотой за лучший доклад в секции «Интеллектуальные системы». Он затрагивает проблемы извлечения фактов из неструктурированной информации, к которой относятся тексты на естественном языке, и представление этих данных (фактов) в виде моделей знаний.
На сегодняшний день разработанная нами технология фактографического анализа текста позволяет извлекать информацию об объектах и их отношениях между ними из документов на русском и английском языке, например, об отношениях между персонами и организациями в определенной предметной области.
На основе данной технологии вы сможете задать машине вопрос: найти всех персон, с которыми был связан Джордж Буш-младший и Николя Саркози в контексте мирового финансового экономического кризиса или военного конфликта на Кавказе в Южной Осетии в 2008 г. – и получить подробный ответ.
– Выявленные вами научные результаты – это пока лишь теория, или уже есть какие-то практические результаты?
– Это практический результат научной работы коллектива ученых ЧелГУ под руководством профессора А. В. Мельникова, который занимается этой проблемой на протяжении более чем десяти лет. Нашим коллективом созданы две информационно-аналитические системы, которые сейчас используются в ряде правоохранительных органов нашей страны. Есть и коммерческая версия данного продукта – информационно-аналитическая система «Кибер-аналитик».
Задача фактографического анализа сверхбольших объемов информации была расширена с учетом специфики деятельности правоохранительных органов. Поскольку их интересуют, помимо текстовой информации, данные, которые есть в базах данных государственных, ведомственных и коммерческих организаций (телефонные звонки, интернет-трафик, финансовые транзакции, поездки граждан).
С помощью наших информационно-аналитических систем аналитик компании может формулировать запрос к нескольким не связанным друг с другом базам данных в рамках единого унифицированного интерфейса доступа и получить результат в виде графической схемы. Аналитик, нажимая на схеме на один из объектов, узнает о нем детальную информацию в конкретных источниках, а нажимая на связь – об отношениях между объектами во всех источниках, например, информацию о наличии в собственности граждан транспортных средств или имущества, обо всех телефонных разговорах с их атрибутами и даже текстами сообщений.
Конечно, перечисленная информация является либо персональной, либо конфиденциальной, но правоохранительные органы могут иметь к ней доступ в рамках расследований по конкретным уголовным делам.
Но самое удивительное заключается в том, что большая часть всей информации в мире, в том числе персональной, находится в открытом доступе. На сегодняшний день главным хранилищем информации является сеть Интернет, контент-анализ содержания которой – приоритетная задача бизнеса и государства. Особенно это касается мониторинга социальных сетей.
Сегодня уже не секрет, что ЦРУ США отслеживает информацию, оставленную группами людей в чатах Facebook и Twitter по всему миру. По словам сотрудников OSC, в социальных сетях каждый день фильтруется до 5 млн сообщений на разных языках.
– Получается, что небезопасно размещать о себе много информации в социальных сетях, так как за всеми нами следят?
– Однозначного ответа здесь нет – все зависит от самого человека, от типа публикуемой информации. Размещая информацию в социальных сетях, нужно понимать, что она становиться доступна всем и навсегда. Если вы в какой-то момент времени удаляете информацию со страницы, то вы не удаляете ее из сети, так как поисковые роботы уже сделали «слепок» состояния Сети.
Например, уже около 10 лет существует проект Archive.org, который создан по инициативе ЮНЕСКО и позволяет сохранять полные копии контента в сети Интернет. Данный архив является публичным и позволяет любым пользователям просматривать его содержимое. Подобные системы на сегодняшний день имеются у спецслужб многих государств и в бизнес-разведке коммерческих компаний.
Поведение человека в виртуальном пространстве, как и в жизни, зависит от его воспитания и образования. Интернет в данном случае является индикатором здоровья общества. В здоровом социуме некорректного поведения и использования частной информации о людях с целью их обмана, нанесения морального или финансового вреда, быть не может.
– В каких направлениях, связанных с искусственным интеллектом, можно ожидать «прорывных результатов»? Будет ли создан кибер-человек?
– Искусственный интеллект – это очень широкая область исследований, состоящая из нескольких самостоятельных научных направлений с определенной терминологией и методами и исследованиями. Однако обычно при употреблении этого термина у современного человека возникают ассоциации, связанные с фантастическими фильмами, например, «Матрицей» или «Терминатором», либо героем фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект». Отчасти в этих фильмах есть правда, описываются технологии, которые связаны с созданием искусственного интеллекта. Как известно, большинство технических изобретений человечества появилось вначале на страницах популярных книг в виде идеи, а не в виде научных трудов.
На сегодняшний день направления, связанные с искусственным интеллектом, включают в себя робототехнику, биологическое моделирование искусственного интеллекта, обработку естественного текста, связанную с инженерией знаний, человеко-машинное взаимодействие, и машинное творчество. Главный прорыв в научных исследованиях в области искусственного интеллекта следует ожидать в сфере биоинформационных технологий и в понимании принципов работы мозга, которыми занимается такая наука как нейроинформатика.
Один из основоположников данного научного направления Джон Джозеф Хопфилд описал существенный элемент «конструкции мозга» – формат представления непрерывных величин в многонейронных системах («бугорковые аттракторы»), который сейчас обнаружен экспериментально в структурах мозга. Из-за наличия данного формата вычислительная мощность нейронных систем может расти экспоненциально с ростом числа нейронов, что позволяет приводить к качественным скачкам в изменении способностей мозга. Теперь понятно, что бугорковые аттракторы –это один из секретов мозга человека.
Большинство ученых сходятся во мнении, что существует некоторый «код мозга», подобный геному человека, который основан на нескольких простых принципах работы нервной системы человека, которые и позволяют человеку мыслить. Как только мы разгадаем данный код, то сразу станет понятно, как человек приобретает новое знание. Возможно, даже человеку будущего не нужно будет ходить в школу.
Мы сейчас обсудили с вами самую отдаленную и в тоже время самую интересную часть проекта по созданию искусственного интеллекта. Но вначале ученым необходимо будет создать искусственную оболочку (тело), состоящую из всех искусственных органов и тканей, в которую потом можно будет «записать» сознание.
Если говорить о кибер-человеке (искусственном теле), то можно сказать, что через 30-40 лет он будет обязательно создан и робот из фильма «Терминатор» станет реальностью.
Ключевой, на мой взгляд, проблемой, которая останется нерешенной и в 21 веке, будет возможность моделирования в искусственном разуме эмоций и чувств. В это сложно поверить сейчас, но тридцать лет назад сложно было себе представить, что у нас будет сотовая связь, доступная каждому. Но, тем не менее, она у нас есть.
В связи с развитием технологий меняется и список привычных профессий. Для наших детей абсолютно обычной может стать специальность инженера по искусственному интеллекту или мастера по ремонту роботов.
– ЧелГУ будет готовить инженеров по искусственному интеллекту?
– Отчасти да (Смеется.), в Институте информационных технологий мы открываем новую специальность «информационно-аналитические системы безопасности», в рамках которой мы будем готовить специалистов, которые смогут заниматься не только программированием и компьютерной безопасностью, но создавать и использовать интеллектуальные системы, разрабатывать технологии искусственного интеллекта для финансовой и бизнес-разведки, робототехники и машинного обучения.
Подготовка именно таких кадров является мировой тенденцией развития образования. В том же Технологическом университете Карлсруэ (который, напомню, является одним из организаторов конференции в Гармиш-Партенкирхене) ученые активно занимаются проблемами искусственного интеллекта.
– Возвращаясь к этой конференции... Александр Владиславович, вы рассказали о докладах ученых ЧелГУ. А какие работы представили ваши зарубежные коллеги? Что вам больше всего запомнилось?
– Было много интересных докладов. Например, профессор Вён из университета Карлсруэ занимается проблемой создания роботов для медицины. В Германии сегодня сложные хирургические операции во многих областях медицины делают роботы. В будущем, по мнению зарубежных коллег, машины полностью заменят человека в операционной, а рабочее место хирурга будет у компьютера. Кроме того, коллектив профессора Вёна также занимается изучением процесса творчества роботов.
Еще мне запомнился доклад профессора Манне о монадах. Его научный коллектив занимается проблемой воздействия на определенные участки мозга (монады) человека с целью активации различных способностей. Таким образом, можно на начальном этапе в школе выявлять талантливую молодежь и с детства заниматься развитием способностей. Это одно направление исследования. Второе – формирование способностей у уже взрослого человека, например, у спортсменов.
– Что удивило вас в работе западных университетов, каковы впечатления от поездки?
– В западных университетах модель образования существенно более приближена к потребностям бизнеса: студенты старших курсов получают заказ от работодателя и занимаются его реализацией. Это позволяет им быть профессионалами в своей области сразу же после выпуска.
Также меня удивил подход к образованию во многих университетах Германии. Он мне кажется справедливым: все студенты первый год учатся на коммерческой основе, зато на втором курсе отличников переводят на бюджет. Это один из лучших, на мой взгляд, стимулов для успешной учебы. Для государства же такая политика – индикатор качества специалистов.
Еще в университетах приятно поражает большой объем научной работы, высокая академическая мобильность студентов и профессоров (переезды из вуза в вуз, постоянные командировки), а также сами условия обучения, стимулирующие творческое мышление.
Институт информационных технологий ЧелГУ ведет подготовку по направлениям: и специальностям:
230100.62 – Информатика и вычислительная техника (бакалавриат: очная форма обучения, заочная форма обучения).
080500.62 – Бизнес-информатика (бакалавриат: очная форма обучения, заочная форма обучения).
080500.68 – Бизнес-информатика (магистратура: очная форма обучения).
010300.62 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (бакалавриат: заочная форма обучения).
090305.65 – Информационно-аналитические системы безопасности (специальность: очная форма обучения, планируется к открытию).
По вопросам поступления и обучения обращаться по адресу:
г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, ауд. 330, 323;
тел.: (351) 799-72-88;
e-mail: Написать письмо.
Iit.csu.ru.
На правах рекламы.