Часто в школе все силы учеников направлены на подготовку к ЕГЭ. Ближе к выпускным классам этот вихрь лишь набирает обороты. На ум приходят слова Полианны, героини одноименной повести Элеонор Портер: «Уроки, уроки… а когда же я буду жить?» Заместитель директора по воспитательной работе школы №153 Елена Ридель точно знает, как превратить школу не просто в «станцию для накачки знаниями», а в дом, где хочется жить и творить.
Под руководством Елены Ридель ученики 153 школы участвуют в управлении школой (модели школьного самоуправления «Ученическое братство» уже шесть лет), сами издают сборник «Помни имя свое» с рассказами о войне, сохранившимися в семейных преданиях. Даже дискотеки в этой школе особенные! Чего стоит только «дискотека Святого Луки».
О том, как пробудить любовь детей к «немодной» классике, о том, почему «благи» лучше оценок, о том, почему не все дети мечтают быть лидерами и о многом другом наш сегодняшний разговор.
«Фейерверк эмоций», или зачем нужны «благи»
– «Мировая художественная культура» в большинстве школ, мягко говоря, непопулярна. Как преподавателю «предмета для души» удалось заразить всю школу своими идеями?
– В преподавании и взаимодействии с детьми у меня сложностей не бывает. По первому образованию я учитель музыки, предмета в школе «не обязательного». В Омском музыкально-педагогическом училище у нас была очень сильная педагогическая школа. Нам объясняли, что получение знаний – в нашем предмете – вторично. Он, в первую очередь, нацелен на формирование интереса к искусству. Педагоги говорили нам: «Вы не имеете права ставить двойки. Двойку вы ставите только себе. Дети, которые имеют музыкальные способности, учатся в специализированных школах. А наша задача – научить уважать искусство. Самый сложный для восприятия аспект искусства – именно музыка! Там нет домашних заданий, самостоятельных работ. Это 45 минут публичного выступления перед детьми, в течение которых у тебя есть шанс донести до ребят величие искусства.
– В 153-й школе вы больше, чем просто учитель…
– Я заместитель директора по воспитательной работе, куратор ученического самоуправления «Ученическое братство», педагог дополнительного образования, учитель музыки и мировой художественной культуры.
– Как, несмотря на такую большую нагрузку, вы находите время для того, чтобы преподавать?
– Кем бы ты ни был: замом по воспитательной работе, педагогом дополнительного образования, ты все-таки в первую очередь учитель. Преподавание – главный показатель профессионализма, независимо от того, какие должности ты занимаешь.
– Как же вам удается удерживать неослабевающий интерес на протяжении 45 минут урока МХК?
– Если есть необходимость, я могу немного отойти от темы, чтобы на уроке состоялся эмоциональный фейерверк. Когда мы начали говорить о зарубежной литературе начала ХХ века, в течение трех уроков читали и обсуждали самые эмоциональные фрагменты из романа Э. М. Ремарка «Три товарища». Сегодня эти выпускники приходят ко мне и говорят о том, что за те три урока они смогли понять важные для себя вещи. Такие «лирические отступления» необходимы. А программу мы наверстываем. В МХК эмоции намного важнее.
– В 153-й школе сделана ставка на развитие дополнительного образования, на школьное самоуправление. Чем обусловлен такой выбор?
– Мы всегда стоим перед выбором: поднимать школьные показатели, а значит работать на избранных, или занимать всех детей, а значит работать на большинство, не рассчитывая на призы и премии. Наши дети занимаются в разновозрастных коллективах, учатся дружить и на сцене, и за ткацким станком. В школе практически все знакомы между собой! В нашей школе очень много «пограничных» детей, им тоже нужны любовь и тепло. Именно акцент на дополнительное образование позволяет охватить вниманием и таких детей.
В нашей школе царит особая домашняя атмосфера. Во многом это заслуга директора – Любови Алексеевны Дерягиной. Она учитель математики и совсем недавно получила второе высшее образование. Теперь у нас в школе собственный дипломированный менеджер в сфере образования. Благодаря Любови Алексеевне у нашей школы есть свое лицо.
Действует своя модель самоуправления «Ученическое братство». В модели заложена экономическая игра «Банк БЛАГодарности». У нас есть своя единица измерения отношения к школе – «благ». В течение учебного года на каждого ученика заполняется карта, в которой каждое дело имеет свой код и свою стоимость. Если ты участвуешь в конкурсах любой направленности (городских, районных), то получаешь 25 «благов». Если победил в конкурсе, то еще плюс 23. Так начисляются «благи», и в течение года проходит ярмарка, в которой ты за «благи» можешь купить себе все, что хочешь. В основном это канцелярские принадлежности. Два года мы пока не можем себе позволить ярмарки, они финансово затратны. Но в ближайшее время эту традицию мы восстановим.
В конце учебного года по кодам дел выделяются номинации, и в номинациях подводится итог результативности каждого класса. Человек, набравший самое большое количество «благов», становится «лидером класса» и в финале года награждается на церемонии «Номинирования достойных».
– Все ли согласны с этим обменом интеллектуальных достижений на «благи»?
– Игра вызывает неоднозначную реакцию. Некоторые считают, что мы «играем с духовностью». Но разве пионерская система не была соревновательна по сути своей? Аргумент в пользу защиты экономического эквивалента: мы же работаем за зарплату. Почему дети должны делать все бесплатно? Хотя нам часто задают вопрос: влияет ли это на формирование духовных ценностей? Я считаю, не влияет. Когда человек находится в 10-11 классе, для него «благи» не играют роли. Он нацелен на дело ради дела. Сказать, что ребята участвуют в школьной жизни только ради «наживы», нельзя. «Благ» – виртуальная единица, она фиксируется только в журнале и укрепляет соревновательный дух.
Святой Лука, маленький фонарщик и другие
– В 153 школе развивается традиция сборов. В чем их уникальность?
– Мы проводим сборы уже третий год, особенность их в том, что в них могут участвовать ребята, начиная с четвертого класса. Сборы по сути – это игра на командообразование. В ходе сборов у нас обязателен блок «детская дискотека». Она может дать такой мощный образовательный и воспитательный эффект, который не сравнится ни с семинаром, ни с дискуссией.
Так как сборы проходят в конце октября, однажды ребята попросили меня организовать тематическую дискотеку по мотивам Хеллоуина. Я ответила: «Отлично, но если сегодня будет дискотека «Хеллоуин», которая не имеет к России никакого отношения, то на завтра будет дискотека Святого Луки». Так у нас получилось две дискотеки: одна – в европейском стиле, вторая – в русском. Ребята узнали очень много из жизни святого Луки. Если бы они прочитали это в учебнике или в Интернете, то информация бы ушла. Или, например, Масленица. Сам праздник идет не больше часа, но готовимся мы к нему не меньше месяца. Дети сами ищут информацию.
Потенциал праздников часто недооценивается. Когда ребенку интересно и комфортно, он узнает больше. Готовим мы и рождественские, и новогодние программы. Кстати, за «благи» ребята могут купить у учителей-организаторов часть сценария.
– Как организуются сборы?
– У нас создается вожатский центр. Дети сами придумывают сценарий, занимаются организаторской работой. В этом году была очень интересная фишка: после дискотеки состоялось ночное мероприятие «Тропа доверия». Нужно было найти фонарщика. Только представьте: абсолютно темная школа, горят только свечи, нужно всем вместе пройти квест и найти фонарщика…
Сборы этого года получили название «Возрождение». В ходе сборов ребята решили оставить и развивать дальше модель самоуправления «Ученическое братство», которая существует уже шесть лет. Шесть лет для модели ученического самоуправления – возраст «умирания», к этому времени она просто выдыхается. Ребята посчитали, что в модели много «изюма», у нее есть потенциал, поэтому и в возрождении есть смысл. Для меня как для автора модели это важно.
– Школьное самоуправление – просто игра или нечто большее?
– Сейчас подрастает поколение, которое плохо слушает и плохо слышит, оно очень закрыто, ему не хватает духа коллективизма. То, что сейчас в Челябинске активно развивается самоуправление, очень здорово. Самоуправленческие мероприятия возрождают интерес к общему. А российские дети нацелены на общее. Это заложено в нашем менталитете. Сейчас, благодаря наличию самоуправленческих воспитательных аспектов, образование снова повернулось к воспитанию.
– Что вы думаете о новых ФГОСах?
– Сейчас многие о них говорят. Особенно сильно переживают родители маленьких детей. В новых федеральных стандартах заложены очень правильные вещи: много внимания уделено возвращению к идеалам семьи, гражданственности, патриотизма, общности. Много проектных вещей, которые нацеливают на создание дела ради идеи. Если ФГОСы будут реализованы в России – это очень большой плюс.
О «Лидерах» и «роботах»
– В этом году вы одержали победу в конкурсе «Лидер XXI века» в и победу в номинации номинации «Признание коллег». Что для вас значат эти победы?
– Участие в конкурсе «Лидер XXI века» – моя давняя мечта. Изначально в этом конкурсе участвовали только детские общественные объединения. А в Челябинске в основном развивается ученическое самоуправление. Три года назад они добавили в свое положение формулировку «Ученическое самоуправление», и мы смогли принять участие в конкурсе. В этом году мы участвовали в конкурсе как детское общественное объединение. Финал конкурса проходил в Волгограде. Мы попали на очень необычный конкурс.
– Какого рода были задания на конкурсе?
– Взрослым в конкурсе проще: понятно, чьи мысли они выражают. Дети чаще всего дублируют идеи, авторами которых не являются. Поэтому ребенку труднее проявить себя как индивидуальности. Но в конкурсе есть возможность проявить себя. Например, на этапе демонстрации гражданской позиции или во время защиты своего объединения.
В ходе конкурса участники готовят баннеры и раздатку. Это очень похоже на наши выставки, которые устраиваются в выставочном центре. Кстати, помочь детям у нас возможности не было.
– Что было самым сложным?
– Третий этап – «Проектный робот». Я не знаю, как с ним справлялись дети, потому что я, взрослый человек, чувствовала себя так, словно меня расстреляли. В начале конкурса нужно выбрать одно из 10 направлений и сетку формирования проекта. Причем сетка индивидуальна. С проектной работой я связана очень давно, но с таким механизмом никогда не сталкивалась. Потом всех повезли на экскурсию по Волгограду, но красот города никто не увидел, все думали над проектом.
Следующий этап: на компьютере в течение двух часов заполняешь сетку. Никакими дополнительными материалами пользоваться нельзя. Я привыкла так: мне нужно смоделировать результат, потом выходить на начало проекта. Это креативный подход. А здесь подход технологический. Для креатива места практически не остается.
Когда конкурс закончился, все садились в автобус, в нем царила мертвая тишина. Настолько сильным был стресс. А вечером, до 23:30 была защита проектов. В течение пяти минут ты должен представить проект. Следующий этап конкурса – дискуссия. Но дискуссии как таковой у нас не получилось, потому что не было конфликта. За время проведения конкурса вся группа очень сильно сдружилась. Самому младшему представителю группы было 18 лет, самому старшему – около 50.
Нам было о чем поговорить друг с другом. Мне особенно пригодился опыт Югры, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Кстати, Челябинск на фоне других регионов выделяется в очень хорошем смысле. Это видно не только на примере этого конкурса. Я много езжу и с детьми, и одна, и мне есть с чем сравнить.
У представителей нашего города нет позиции «все ради выигрыша». Челябинцы всегда ведут себя корректно, и за наш город не стыдно. При этом нам всегда есть что сказать. Наш город занимает очень яркую нишу во Всероссийском образовании. Челябинцы за короткий срок уже трижды выходили в финал конкурса «Учитель года». Это же о чем-то говорит?
– В каких конкурсах еще собираетесь участвовать?
– В качестве преподавателя МХК я выхожу на конкурс «Учитель года». Это, наверное, самый привилегированный конкурс в Челябинске, но вместе с тем и самый ответственный. Районный этап конкурса я уже выиграла, теперь предстоит городской этап. Кроме того, на следующий год наш лидер школьного самоуправления Баталова Валентина и молодой специалист – педагог дополнительного образования Савельев Михаил Ильич участвуют в конкурсе «Лидер XXI века». Очень надеюсь, что они смогут выйти на всероссийский этап конкурса.
Опыт, который участники получают на «Лидере XXI века», очень ценен. Именно на конкурсе начинаешь испытывать гордость за свою профессию. Есть точка зрения, что тот, кто работал учителем, может потом работать хоть кем. Потому что у тебя есть и управленческий опыт, и опыт общения с самой сложной аудиторией – с детьми, а детей не обманешь. Учитель – очень интересная и нужная профессия, жаль, что молодые люди не идут сейчас в учителя.
Лидер лидеру рознь
– Как вы относитесь к современной тенденции готовить в вузах управленцев широкого профиля?
Елена Николаевна Ридель – лауреат областного конкурса «Учитель года – 1997», лауреат конкурса «Внешкольник года – 2000», победитель конкурса на премию президента (2007). Награждена почетной грамотой главного управления образования администрации Челябинской области за высокий профессионализм (1997); почетной грамотой главного управления образования администрации Челябинской области за достижения высоких результатов в дополнительном образовании детей (2000); почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2001); благодарностью Законодательного собрания Челябинской области за высокий профессионализм (2006); благодарностью администрации города Челябинска за личный вклад в воспитание подрастающего поколения (2006); почетной грамотой Министерства образования и науки Российской федерации (2007); благодарностью Образовательно-издательского центра «Академия» (2008); грамотой политсовета центрального местного отделения ВПП «Единая Россия» (2010); благодарственным письмом губернатора Челябинской области М.В. Юревича (2010).
– Я считаю, что, человеку, получившему управленческое образование, нужно получить и прикладную специальность. Например как наш директор: менеджер в сфере образования и педагог. Раньше была выстроена целая цепь воспитания управленцев, которая начиналась с октябрятских звездочек. В понятие «управленец» вкладывалось умение брать на себя ответственность. А сейчас в индивидуализированном обществе сформировать понятие ответственности очень сложно. Навряд ли за 4-6 лет в университете можно искусственно воспитать управленца из вчерашнего школьника. Управленческим навыкам стоит учить в качестве приложения к прикладной специальности. Очень часто лидер в самоуправлении, особенно в студенческой среде, – это нарцисс, который нацелен на личные интересы.
Я очень люблю понятие «второго лидера», так называемого помощника режиссера. Из таких людей как раз и получаются хорошие управленцы. Есть такая технология треугольника. Лидер – на вершине. Основание – это люди. И чем больше людей идет за лидером, тем выше поднимается вершина. Если лидер нацелен на достижения, он сделает много хорошего для своей команды. А помреж – это лидер второго плана, заинтересованный в успехе дела больше, чем в собственных достижениях. Таких людей мало – это как крем в торте – но они существуют. Это люди, на которых можно положиться. Они чаще всего и делают основную работу. Они очень хорошие командообразователи, хорошие исполнители, идейные двигатели. Но они исполняют роли второго плана. Если бы их было больше, то жить было бы гораздо лучше. Система «октябренок – пионер – комсомол», несмотря на все ее минусы, воспитывала лидеров второго плана. Факультетов управления в вузах раньше не было. Был стереотип: если хочешь быть управленцем, поступай на историка. Люди, которые изначально шли в управленцы, уже были к этому готовы.
Сейчас я знаю только один прецедент, когда молодой человек, окончив школу, поступил в высшее учебное заведение благодаря опыту, который он получил в ученическом самоуправлении. Обычно дети, которые занимаются самоуправлением в школе, придя в вузы, на первых порах разочаровываются – такой энергетики там нет. Но потом большинство становится профсоюзными лидерами, старостами. Они начинают брать на себя ответственность. Это основной показатель, который характеризует управленцев.
К самоуправлению у меня неоднозначное отношение. Сначала я очень переживала, что мы воспитываем нарциссов. А потом поняла, что это определенный путь развития. Что такое лидер? Это активная жизненная позиция. В семье лидером может быть мама, а может быть маленький ребенок. Активность проявляется по-разному: кому-то нужна трибуна, а для кого-то активность проявляется в мастерстве. Например, человек активен в вышивании крестиком. К сожалению, в воспитании до недавнего времени доминировала ориентация на чистых лидеров. В результате мы получили поколение современной молодежи 20-23 лет, которые ни себя продвинуть не могут, ни команду организовать. Сейчас времена меняются: политика школьного и студенческого самоуправления переориентируется на командный дух.
Как все начиналось
– Как вы связали жизнь с МХК? Наверное, учились на историческом?
– Я родилась в Омске. Никакого отношения к истории не имею и не любила ее в школе, больше любила математику. По первому образованию я музыкант, окончила в Омске музыкально-педагогическое училище. Именно музучилище так и осталось главным образовательным учреждением моей жизни, колыбелью дружбы, идей и устремлений. Первый педагогический опыт – в педучилище. Мои первые ученики оказались старше меня на два года.
Студенты оставили в памяти яркие воспоминания, они помогали мне становиться учителем и сами учились быть таковыми. Потом я работала в Омском детском коррекционном интернате №5. У меня разнообразный опыт, много категорий студентов, учеников, воспитанников. Затем поступила в Алтайский государственный институт культуры, там открыли отделение учителей музыки и впервые ввели предмет «Мировая художественная культура». В 1992 году переехала в Челябинск, с тех пор работаю в 153-й школе. Мировая художественная культура в 153-й школе вводилась сначала в экспериментальном режиме. Я преподаю этот предмет уже лет 15. Сейчас предмет МХК введен с 8 по 11 класс.
– На каком музыкальном инструменте играете?
– Я уже 15 лет достаю свой баян только на Масленицу. Все в шоке, когда видят меня с баяном. Мне еще в детстве было жалко педагога по музыке в нашей школе. Как мне тогда казалось, очень взрослая женщина все носится по школе с баяном. Сейчас я преподаю музыку, но только в рамках учебного предмета. Я не играю на инструменте, только если частушки. (Улыбается.)
– Вы первый педагог в семье?
– У нас очень большая семья. С папиной стороны все люди творческие, но педагогов нет. С маминой стороны многие двоюродные братья и сестры – учителя. Мы с братом – первые педагоги в нашей семье. Брат по профессии врач, преподавал медицинские дисциплины, он психолог, кандидат психологических наук, психотерапевт.
– А своих детей вы хотели бы видеть педагогами?
– Я бы хотела, вижу в своей дочери задатки педагога, но, увы, она не хочет. Профессия учитель очень эмоциональна и жертвенна. Прежде всего, учитель жертвует личным временем. Учителя вынуждены так много говорить, что, придя домой, предпочитают молчать. А это, согласитесь, не всегда комфортно. Для большинства учителей неизбежно эмоциональное выгорание, мне тоже пришлось через это пройти. Даже пришла в голову мысль поменять профессию. Но потом все прошло, ведь выгорать может только тот, кто действительно горит. И не каждому человеку на Земле повезло испытывать чувство горения, проживать миллионы жизней за один учебный год и уметь гордиться своей профессией «вопреки».
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА