В советское время на школе лежала ответственность не только за образование, но и за воспитание детей. Учителя обязаны были ходить по семьям, беседовать с отстающими, курировать проблемных, лично вникать в проблемы семьи. А как складываются сегодня отношения между школой и семьей ребенка вне учебного процесса? Часто вопросов больше, чем ответов, и самый популярный из них: что школа должна родителям? Что родители должны школе? Нередко взаимоотношения между родителями и учителями замешаны на взаимных претензиях из серии: «Кто несет ответственность за воспитание детей?» К сожалению, стороны чаще предпочитают погрязнуть в конфликте, чем искать компромисс. На этом фоне особенно интересны случаи, когда администрация школы сама идет навстречу родителям и стремится начать диалог. В лицее № 11 в минувшие выходные прошел общественно-педагогический форум «Личность – семья – школа», в ходе которого между учителями и родителями состоялся диалог о развитии и социальном партнерстве.
По словам директора лицея №11 Елены Киприяновой, сменившей на этом посту Анатолия Гостева в июле 2011 года, главная цель форума, который за годы существования лицея уже стал для него традиционным, – объяснить родителям, что происходит в системе образования страны и города и как это отразится на лицее и его учащихся. «Государственная политика уже давно продекларировала нам позицию государственного общественного управления, – поясняет Елена Владимировна, – Новые федеральные образовательные стандарты подразумевают общественный договор между школой и родителями. Родители вместе со школой должны разделить ответственность за условия обучения и за воспитание ребенка, стать активными участниками образовательного процесса своего чада. Но родитель не может просто стать активным, если он не понимает, что происходит в образовательном процессе. Именно поэтому задача школы сегодня – просветить родителей и все им подробно объяснить». «Наша задача, – продолжает директор, – выстроить эффективный диалог, услышать родителей, разъяснить для них социальный заказ. Так, встречаясь с родителями не только на традиционных собраниях, но и на общешкольном форуме, мы рассказываем им о современной ситуации в образовании. Так сказать, сверяем стрелки часов. А кто это сделает, кроме нас?»
В 10 утра форум открылся презентацией лицейского вестника «Лицейское сообщество – 2011». Затем учителя и родители обсудили дальнейшее развитие образовательной системы лицея. Родители, пришедшие на форум, стали почетными гостями на торжественном вручении лицейской премии «Лики» (личность, интеллект, культура, инициатива). В ходе форума все заинтересованные смогли поучаствовать в работе дискуссионного клуба, во время которого прошел семинар с элементами тренинга «Мир детский и мир взрослый», были организованы консультации врача-офтальмолога и врача-невролога. Также родители побывали в мастерской, где понаблюдали, как их дети собирают лего-роботов, вместе с детьми посетили интегрированный урок русского и английского, в ходе круглого стола обсудили пути поощрения и наказания в воспитании, поучаствовали в экономической игре «Бартер и торговля», побеседовали с участниками боевых действий в ходе классного часа «Время выбрало нас» и успели еще очень много интересного, что невозможно перечислить в рамках короткой заметки.
Что же сами родители и учителя думают о форуме? Как оценивают его своевременность и пользу? Об этом в ходе мероприятия их расспросила корреспондент ChelDiplom.ru Екатерина Федотова.
Так мама учащихся 2 и 4 классов Татьяна Тюремских рассказывает о том, что участие в форуме принимает уже не первый раз. «Мой старший ребенок учится сейчас в 4 классе, – поясняет Татьяна, – а форум дает возможность более глубоко познакомится с тем, чем дети занимаются, увидеть все варианты кружков, принять участие в деятельности студий вместе с ребенком, что невозможно в режиме ежедневного обучения. Посещая форум, я больше узнаю о возможностях нашей школы, и после могу помочь своем детям с выбором факультативов, направить их. Лично у меня нет возможности каждый день бывать в школе и общаться с учителями, поэтому такой форум, где можно увидеть все и сразу, дает очень ощутимый результат».
Мама ученика 5 класса Юлия Бордунова поясняет, что на форуме уже в третий раз. «Раньше у меня здесь учился старший сын, и я ходила к нему, – добавляет Юлия, – теперь вот хожу к младшему. Общественно-педагогический форум интересен тем, что во время его проведения мы, родители, можем больше узнать о внутренней жизни школы. Ведь, на самом деле, мы не очень представляем, чем занимаются дети, а здесь можем все увидеть воочию. Этот опыт полезен и для родителей и учителей, и для детей».
Мама учащихся 2 и 5 классов Татьяна Голышева подчеркивает, что любит посещать форум. «Мне очень интересно бывать тут, – говорит Татьяна, – Я вообще интересуюсь жизнью своих ребятишек, кроме того, сегодня младший будет выступать, хочется посмотреть. Принимать участие в форуме, общаться с учителями, узнавать больше о своих детях – это часть их воспитания, то, что необходимо родителям. Важно поддерживать контакт со школой».
Мама ученика 4 класса Елена Клековкина считает, что форум позволяет родителям узнать, чем живет, чем дышит школа. «Я пока не ознакомилась со всем расписанием, но сейчас пойду болеть за команду класса своего ребенка на веселые старты. Форум объединяет родителей, детей и педагогов: дает возможность нам лучше понимать учителей, учителям – нас, и нам вместе – наших детей», – добавляет Елена.
Старший методист 11 лицея Элла Бараз подчеркивает, что родители должны видеть, что творится внутри школы. «Видеть содержание не только учебного процесса, но и достижения детей за год во всех сферах, – поясняет Элла Анатольевна, – Цель этого мероприятия, как мне кажется, – повернуть взгляд родителей на своего ребенка и на школу, чтобы родитель адекватно видел своего ребенка среди множества детей, чувствовал его уровень в коллективе. А самим детям интересны предложенные секции, возможность показать родителям свои увлечения, похвастаться достижениями».
Конечно, картинка, описанная в тексте, выглядит идиллической и даже пасторальной. Возможно, в жизни все не так просто, и между родителями и администрацией школы возникают трения. Но в любом случае, инициатива и смелость администрации школы в стремлении пойти на диалог заслуживает уважения. А как диалог между родителями и учителями выстраивается в вашей школе?