Хотите познакомиться с охотниками на мамонтов и вернуться на 40 000 лет назад, в эпоху, когда жили приледниковые лошади? Музей археологии и этнографии Челябинского государственного университета готов выступить в качестве машины времени и перенести вас в далекое прошлое.
В тесноте да не в обиде
Музей появился в ЧелГУ еще в конце 70-х годов. Сначала вся собранная экспозиция размещалась в двух комнатах студенческого общежития. За 30 лет скромного существования музей значительно подрос и переехал в небольшой зал учебного корпуса. В основном там были представлены находки из археологических экспедиций университета.
И только в 2008 году был создан современный, со всеми новыми тенденциями оформления, а также собравший в себе «свежие» раскопки из последних экспедиций сотрудников ЧелГУ Музей археологии и этнографии.
Он располагается в специально оборудованном месте главного корпуса университета и делится на два зала. Первое, куда мы попадаем, – зал этнографии, где проводятся разные тематические выставки для желающих окунуться в мир этнографической современности, то есть того, что еще живо в памяти наших бабушек и дедушек (начиная с конца 19 века и до наших дней). А затем нас встречает зал археологии, где посетители узнают о древнейших событиях истории Южного Урала.
А что было до нас?
В музее хранится более двух тысяч экспонатов. Тематически он разделен на пять эпох древности. По спирали вы попадаете в ленту времени – каменный век, энеолит (медный век), эпоха бронзы, ранний железный век и средневековье: «Экспозиция выстроена хронологически, это задумано для облегченного восприятия истории, – говорит заведующая музеем археологии и этнографии ЧелГУ Екатерина Чайко. – Каждый из разделов посвящен сюжетам, которые отражают развитие техники и технологий древности, этническую историю Южного Урала, воздействие человека на природный ландшафт и влияние природной среды на образ жизни людей».
Дизайн и расположение музея достаточно просты для непосвященных посетителей и новичков – в каждую стену зала археологии встроены ниши, а в свободном пространстве, снизу, из стен, выступают стелы с витринами.
На стенах – фотопанорамы с изображением ландшафтов для памятников эпох. Они, кроме краткой исторической справки, создают иллюзию расширения пространства и позволяют окунуться в мир древности.
Человек из прошлого
Еще один зрительный эффект – ниши, «прорезающие» фотографии на стенах. В них заложен скрытый смысл реконструкции образа «человека прошлого».
«Мы стремились к тому, чтобы посетителю был предельно ясен ход нашей мысли, чтобы, рассматривая, он усваивал информацию с легкостью, – добавляет Екатерина Чайко. – Поэтому присвоили археологическим эпохам вещественные символы – яркие артефакты, связанные с определенным периодом древней истории, и разместили их в верхней части стел на баннерах, имитирующих растянутые шкуры животных, и указали рядом датировку».
Диковинки родного края
Символ палеолита (древнекаменного века) и мезолита (среднего каменного века) в музее – древнейшее каменное орудие, найденное на территории Челябинской области. А эпоху неолита (новокаменного века) и энеолита (медно-каменного) можно распознать по керамическому сосуду, поднятому со дна озера Увильды, с глубины 40 метров. Две каменные скульптуры бронзового века демонстрируют вещественный знак того времени. Короткий бронзовый кинжал – акинак – ранний железный век. А эпоху средневековья «выдают» угорская бронзовая «личина» и кыпчакское каменное изваяние – яркие артефакты, принадлежащие группам народов, населявших край в то время.
Экспозиция ни в одной из точек зала не видна посетителю целиком. Это задумано для того, чтобы зритель открыл «новое» в буквальном смысле. Например, реконструкция захоронения эпохи бронзы «спрятана» за стелой, предстает перед гостями неожиданно, и всякий раз вызывает бурную реакцию любопытных зрителей.
Важная составляющая выставочного ряда – карты. Они выдержаны в одной стилистической манере, сопровождают все хронологические разделы экспозиции и ненавязчиво «внедряются» в сюжеты. Помимо источника информации карты, как и тексты – символизируют исторические процессы нашего края в древности.
«Сейчас в музее находится всего одна десятая часть экспозиции, все остальное в фондах, – рассказывает директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека Елена Куприянова. – Основное в музее – это эпоха бронзы, самая интересная и богатая эпоха Южного Урала. И эксклюзивные находки относятся именно к этому времени (2 тыс. лет до н. э.). Также это время Аркаима. Зачатки письменности, первые картинки, которые несли астрально-календарные значения».
«Вечный гость»
Самые интересные и таинственные экспонаты, которые привлекают посетителей и заставляют их нарушить продуманную хронологию, имеют отношение к погребению. Так, например, гости «любят» скелет, который имитирует захоронение эпохи бронзы. Череп теперь уже самого спокойного лежащего жителя музея ЧелГУ был найден в могильнике «Петровка». А рядом с покойником в то время было принято ставить емкость «за упокой» души, что и сделали для настоящего эффекта присутствия оформители музея.
После захоронений, спустя три тысячи лет, археологам удалось найти сразу несколько таких сосудов. Те, что наполнялись водой для умершего, – при исследовании были пустыми, а те, в которых были остатки пищи, – ставились возле усопшего с верой в загробный обед.
По одежке провожают
Еще один уникальный и притягивающий неподдельное внимание экспонат музея – реконструкция женского ритуального костюма эпохи бронзы.
Наряд, в котором девушку хоронили, был на все случаи жизни – его одевали по значимым событиям – и на свадьбу, и на погребение. Украшения при жизни прибавлялись хронологически: у девочек в то время костюм был скудным. Богатым он становился, начиная с 11-ти до 25-ти лет – насыщенное время, когда дарили подарки на свадьбу и рождение ребенка. Затем женщина считалась пожилой, (а к таким относили всех, кто перешагивал порог 25-ти лет) и снова начинался «период скромности» – все самые яркие и красивые наряды женщины с себя снимали и надевали уже только в последний путь.
Немые указатели
Каменные изваяния позднесредневековых кочевников Урало-Казахстанских степей и зрелищны и масштабны. С виду напоминают каменные столбики с человеческими лицами, а практически нужны были номадам как наглядные ориентиры в полях. Ведь кочевали в то время из поля в поле, и чтобы не заблудиться, а порой и «отметиться», оставляли после себя «следы».
Совсем недавно музей пополнился новинками – группа археологов из Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ летом ездила в экспедицию на поселение Стрелецкое-1. К осени успели обработать и выложить на всеобщее обозрение часть экспонатов. Так, например, в зале экспозиции появилась витрина, имеющая отношение к религии и ритуалам. В ней хранятся костяные таблички, не совсем понятные, на первый взгляд, знаки – амулеты из подъязычной кости коров и овец. Их бывшие хозяева кости для красоты украшения обрезали (на самом деле они были длиннее), просверлили в них дырочки для вдевания веревки и носили их на шее. А так как похожих амулетов было много в разных частях поселении, археологи решили, что это был родовой символ племени – жители носили их на шее в знак принадлежности поселку.
Думайте сами
Уникален и неповторим маленький сосуд-светильник, найденный в той же экспедиции. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть маленький горшочек, а в нем по краям две дырочки. Обычно такие сосуды археологи находят в могилах, но по размеру они больше. А для чего сделан этот и какое он в древности имел применение – остается только догадываться.
Зал этнографии музея пополняется каждый год оригинальными предметами быта, одеждой и даже фотографиями, сделанными необычным способом. «Сотрудники музея во время экспедиций, когда ездят по селам и деревням, первым делом находят старожилов поселения и опрашивают их, – говорит хранитель музея Алла Бывалова. – Это нужно для того, чтобы из первых уст узнать историю поколения того времени. Часто люди отдают в наш музей вещи, которые сегодня уже нигде не достать, так появляются раритеты».
Коллекция наглядно показывает быт русского, башкирского, татарского, нагайбакского и мордовского этносов, а также хранит предметы промышленного и кустарного производства первой половины – середины 20 века. Кстати, пополняется она еще и из-за научного интереса – наш регион недостаточно изучен этнологами, поэтому таких собраний в музеях Челябинской области немного.
С историей Южного Урала и бытом разных народов может познакомиться каждый желающий. Музей работает бесплатно и принимает на экскурсии всех – от школьников до профессоров, и всех тех, кто хочет познакомиться с событиями и обычаями родного края.
Музей археологии и этнографии ЧелГУ находится по адресу: ул. Братьев Кашириных, 129.
Фото: Фото Вадима КУКШИНОВА