Доцент кафедры истории ЧелГУ Александр Фокин выпустил книгу об образах коммунистического будущего. Как представлял свою жизнь советский народ, почему верил, что с 1980 года начнется счастливая жизнь в коммуне и почему некоторые верят в эту теорию до сих пор? Образы будущего Александр Фокин на протяжении нескольких лет изучал по официальным документам, материалам СМИ, художественным текстам, фольклору и письмам во власть.
За точку отчета кандидат исторических наук взял третью программу КПСС, которая была принята в 1961 году. В ней было заявлено, что через 20 лет, к 1980-му году, в СССР будет построен коммунизм. И люди начали мечтать о будущем. «Например, я работал с письмами, которые писали люди в разные инстанции, – рассказывает историк Александр Фокин. – Пенсионеры часто указывали, что через 20 лет нас не будет, нельзя ли нам построить коммунизм сейчас, чтобы мы посмотрели, как это будет действовать? Или ветераны гражданской войны говорили о том, что мы проливали кровь в боях с Колчаком, Деникиным, нельзя ли нам организовать свой персональный коммунизм уже сейчас?»
На образ коммунистического будущего работали все: писатели с космической скоростью печатали книги, режиссеры снимали по 200 фильмов в год, журналисты круглосуточно показывали социалистические достижения. В результате социологические опросы показывали, что больше половины населения верило в скорое наступление коммунизма.
Впрочем, исследование не лишено и чувства юмора: без него в советское время было не обойтись. Анекдоты и стихи о коммунизме оказались полны пошлости и нецензурных выражений. Именно поэтому на обложку Александр Фокин вынес одну из открыток серии «Упущенные возможности» Владимира Белобродова и Олега Попова.
«Это из серии «не судите о книге по обложке», – комментирует обоснованность использования нецензурной лексики в своей монографии Александр Фокин. – Историки – не викторианские барышни. Если люди в свое время использовали такую лексику, то почему мы должны это цензурировать?»