«Забыл дневник дома» – такое оправдание челябинских школьников сегодня не спасает. Электронный дневник, который потерять или оставить где-то совершенно невозможно, введен практически во всех школах города, однако почему-то не заменяет традиционный бумажный способ ведения отчетности.
Современные ученики, которые не идут, а бегут впереди технического прогресса, к системе «Сетевой город» (программа автоматизации для ведения дневников, которую используют большинство школ Челябинска. – Прим. авт) отнеслись лояльно – для них это не более чем еще одна страничка в соцсети или новый аккаунт.
Виртуальный личный кабинет каждого школьника и его родителя под названием «электронный дневник» практически всегда работает исправно, но не все в нем нуждаются: «У нас он в принципе есть и лично меня учили его заполнять, но мы им не пользуемся, – говорит учитель математики одной из челябинских школ Анна Ситникова. – К чему вся эта «электронщина», когда маленькие ребятки, второклашки, например, с гордостью показывают маме обычный дневник, где стоит красной пастой заслуженная пятерка. И тут даже проверять ничего не надо – в этом возрасте дети еще «прозрачные», их поведение само за себя все расскажет».
Также учительница добавила, что за заполнение электронного дневника и дополнительно потраченное время доплачивать никто не будет: «Лишняя работа – инициатива активистов или волонтеров», – отметила педагог.
Однако классные руководители ребят постарше в электронном хранителе оценок видят современного помощника: «Электронный дневник – это удобно, а главное – доступно, – говорит учитель школы №4 Римма Мижеева. – В нашей школе эта система работает уже три года. Классный руководитель ставит оценки в течение всей четверти, а затем выставляет итоговые. Дети всегда в курсе своих отметок, и родителям не надо «выпрашивать» дневник на подпись».
Но ложка дегтя, по словам Риммы Мижеевой, все-таки имеется: «Недостаток системы в том, что не все родители заходят в «Сетевой город», и следят за работой ребенка. Кому-то это просто неудобно, а кто-то, возможно, не умеет и не хочет уметь пользоваться электронным дневником», – предположила учитель истории и обществознания.
Мнения родителей по этому поводу неоднозначные: «Мне не нравится, что эта система часто виснет, прям в тот момент, когда дочка хочет продемонстрировать мне свои достижения, – негодует папа ученицы 8-го класса Вадим Мартынов. – Иногда я бросаю попытки зайти на страницу и прошу показать мне обычный дневник, который был у меня самого в школе, который можно положить в портфель, принести и показать бабушке с дедушкой или просто сохранить на память. Не думаю, что электронную ссылку моя дочь будет показывать своим детям».
Активные пользователи дневника также отмечают, что когда вечером, в прайм-тайм, дети и родители заходят в программу и жаждут увидеть оценки, «Сетевой город» дает сбой из-за переизбытка зашедших одновременно на сайт пользователей. Время простоя может продлиться как от одного часа, так и до одного дня.
«Ничего страшного в этом нет, можно попробовать войти попозже или наоборот пораньше, – уверена мама ученика седьмого класса Полина Кайгородова. – Главное было бы желание. Для меня электронный дневник сына – удобное изобретение. Часто я бываю в командировках и не могу следить за ребенком каждый вечер. А он в этом возрасте не всегда хочет говорить мне правду о своей успеваемости или неуспеваемости, поэтому обычный бумажный дневник я вижу только раз в четверть, зато электронный проверяю почти каждый день, независимо от того, где я нахожусь».
Сами школьники уверены: все дело в доверии и хороших оценках. Когда нечего скрывать, то неважно, какой дневник показывать – электронный или, по старинке, бумажный.
«Последние два года мы пользуемся электронными дневниками, в обычных записываем только домашнее задание, – говорит ученица 26-й гимназии Анастасия Шерстнева. – Меня полностью устраивает эта система. Я учусь хорошо, и у моих родителей нет необходимости проверять его – они мне верят. А вот у некоторых моих знакомых родители заходят туда чуть ли не каждый вечер».
Чаще всего учащиеся заходят в свои электронные дневники из дома, в школе для этого придется специально искать ресурсный кабинет или кабинет информатики.
«Заходить туда часто нет надобности, – объясняет одиннадцатиклассница 41-й школы Екатерина Маурина. – Максимум раз в месяц, оценки нам учителя выставляют крайне редко. Но это не мешает моему папе проверять его ежедневно – он постоянно следит за моей дисциплиной, опозданиями. А вообще мне не нравится эта система, так как ученики больше переживают из-за полученных баллов, в итоге толком материал и не учат».
Исправить оценку в электронном дневнике можно по старой схеме, но с улучшенным результатом: подготовился, ответил и учитель удалит обидную двойку с видного места на страничке школьника, так что перед мамой с папой краснеть за нее не придется.
Отговорка «забыл пароль и не могу зайти на свою страницу» в системе «Сетевого города» не спасает юного изобретателя: одно лишь обращение к классному руководителю исправит нарушенное звено в системе – чуткий педагог поможет «вспомнить» код и возобновит работу страницы без ущерба для учебного процесса.
Интересно то, что оба дневника живут вне конкуренции и оба пользуются спросом: обязанность носить с собой традиционный школьный дневник никто не отменял – учителя требуют его наличие на парте ежедневно. Так что электронный дневник бумажному документу пока не соперник.