На третьем курсе университета Евгения Ененко приехала в Англию собирать клубнику, но в первые же выходные отправилась в Ливерпуль. Сегодня она ежегодно встречается с Полом Маккартни. Работала переводчиком Ринго Старра и Шона Леннона во время их российских гастролей. Какой переворот совершила в ее жизни группа The Beatles, и что значит быть дипломированным битловедом – об этом и многом другом мы говорили с удивительной девушкой из Челябинска.
На сцене Cavern Club
89 из 100
– Вас даже называли «Женей Битлз» – обидно было или приятно?
– Это началось, когда я стала организатором концертов и различных событий в школе, университете, связанных с музыкой The Beatles. Сначала говорили: Женя, которая любит The Beatles. Потом это трансформировалось в «Женю Битлз». Нет, я не обижалась. Поначалу это звучало несколько странно, но потом было даже приятно.
– Сегодня так уже никто не называет?
– Друзья иногда, по старой памяти.
– Вы единственный в России дипломированный битловед?
– Получается, что так. Во всем мире таких специалистов не так много. Группу для их подготовки в Ливерпуле набирают раз в несколько лет. И это очень маленькие группы. Вступительные и выпускные экзамены достаточно сложные.
– Что сдавали?
– Человеку с улицы попасть в программу сложно, потому что сдается экзамен на знание творчества «Битлз». Важны также знания музыковедческие, исторические, нужно умение общаться с большим количеством людей, столь важное для экскурсовода, и, конечно же, сдавали экзамены на знание английского языка. Вступительные экзамены я сдала достаточно легко, а вот выпускные были намного сложнее – я набрала всего 89 баллов из 100 возможных.
– А вам хотелось все 100?
– (Смеется.) Конечно. Обидно, что я не знаю всего.
– С чего началось ваше увлечение музыкой The Beatles?
– Меня потряс фильм «Вечер трудного дня». После этого я начала слушать The Beatles и стала удивляться, как люди могут слушать что-то другое?!
– С понятием «фанат» связаны ассоциации безоглядного поклонения кому-то или чему-то, при этом не всегда можно говорить о том, что сам фанат, поклоняясь кумирам, меняется внутренне. А вас, по-моему, любовь к «Битлз» изменила кардинально.
– Это правда. И, думаю, в лучшую сторону. Сначала это происходило неосознанно, я же была еще ребенком. Просто услышала музыку «Битлз», и у меня как будто заново раскрылся слух. В то время среди моих сверстников эта группа была уже не в моде, ребята считали, что это музыка для старших поколений. А я поняла, что это не так...
– И начали изучать английский язык?
– Я уже училась во французской школе, где английский был вторым после французского. В университет я также поступила на французский и английский, но, когда после третьего курса съездила в Англию, французский и английский поменялись местами.
– Гитару в руки взяли позднее?
– Нет, примерно в то же время. В детстве я полтора года проучилась в музыкальной школе по классу фортепиано, так что основа была, и я решила гитару освоить самостоятельно – самоучитель, гитара и я. (Смеется.) Признаюсь, было очень трудно. К тому же я почему-то стала левой рукой играть на гитаре, хотя от природы не левша. Мной овладело какое-то удивительное упрямство – сбивала пальцы в кровь, но играла. Хотелось извлечь нормальный звук и в конце концов это произошло.
– На сцену сейчас выходите?
– Не часто. Но мне повезло выступить в ливерпульском The Cavern Club, где начиналась слава The Beatles. Как в 60-х, так и сегодня, это самое культовое музыкальное место в Ливерпуле.
– Страшно было выйти на эту сцену?
– Очень. Меня просто подбрасывало от страха – ведь это сцена, где играли сами битлы! Наверное, все видели мой страх. (Смеется.) Но слушали хорошо, я тогда исполнила несколько битловских песни.
Автостопом в Ливерпуль
– Как ко всему этому подростковому «сумасшествию» отнеслись родители?
Во время пресс-конференции Шона Леннона в Петербурге
– Сначала они думали: перебесится ребенок и все пройдет. Но, когда поняли, что это всерьез и навсегда, отнеслись с пониманием и стали поддерживать. Я же не по подворотням с гитарой шаталась. И в университете хорошо училась.
– Правда, что вы в первый раз поехали в Англию, не предупредив об этом родителей?
– Нет, не спросившись, я поехала в Москву на концерт Ринго Старра. Я тогда еще в школе училась, это было в 1998 году. Но как же я могла пропустить первый в России концерт одного из ливерпульской четверки?! Я безумно боялась, что родители меня не отпустят, и рассказала им обо всем только после поездки.
– С Ринго удалось пообщаться?
– Тогда нет, он был недоступен для публики, его здорово охраняли. Наверное, это объяснялось тем, что впервые музыкант The Beatles приехал в Россию. Мое место было, конечно же, далеко от сцены, но к концу концерта мне удалось подойти почти к самой сцене и увидеть Ринго Старра на близком расстоянии. Я была счастлива! Тогда я и подумать не могла, что в 2011 году, когда состоялись его вторые российские гастроли, я буду работать переводчиком Ринго. И это было потрясающе! К тому времени у меня уже были большие связи в мире музыки, я работала со многими британскими музыкантами, с сыном Джона Леннона, который приезжал с гастролями в нашу страну, с барабанщиком «Битлз» Питом Бестом, с группой Джона Леннона The Quarrymen, с Тони Шереданом, который, к сожалению, только что от нас ушел, и с другими.
– А первый раз в Англию вы поехали по программе типа Work&Travel?
– Да, это была одна из таких программ для студентов, мы собирали клубнику. Но в первые же выходные я отправилась автостопом в Ливерпуль.
– Желание увидеть этот город было сильнее страха неизвестности?
– (Смеется.) Если бы я подумала о возможных последствиях, вероятно, струсила бы. Но я мечтала только о том, чтобы попасть в родной город битлов. Мечта была больше всех страхов. И мне повезло. Как только водители слышали, почему я еду в Ливерпуль, они смотрели на меня с уважением. А последний водитель даже изменил маршрут, чтобы довезти меня уже до самого Ливерпуля, хотя ему нужно было в Манчестер. Дал лишний крюк. Очень отзывчивые люди в Британии, я в этом убеждалась много раз потом.
– К тому, что с вами произошло потом, вы отнеслись как к чуду?
– Разве удивительную встречу в Полом Маккартни можно не считать чудом?! Это была просто череда необыкновенных событий. Если бы это случилось не со мной, я бы просто этому не поверила, сказала бы, что так не бывает. Но теперь-то я знаю, что бывает. Наша первая встреча с Полом была в 2001 году в Англии. Потом в 2002-м. С тех пор мы встречаемся почти каждый год. В последний раз виделись в Ливерпуле в прошлом году. Это было Рождество, и был замечательный рождественский концерт Пола. Первая встреча с Полом Маккартни дала мне понять, что нет ничего невозможного в жизни. Если идешь к чему-то с упорством, то дойдешь. Даже из Челябинска. (Смеется.)
– Жаль, что не было уже Джона Леннона, но с Йоко Оно вы тоже встречались?
– Да, несколько раз. Когда я была в Англии, Йоко несколько раз приезжала с выставками в Ливерпуль, а потом и в Москву. Сначала мое отношение к ней было довольно прохладным, потому что начиталась разных публикаций о том, что этот человек разрушил The Beatles и т. д. Не мне судить. Но при встрече с ней я поняла, что это очень интересный человек – умный, обаятельный, творческий. Да, она может показаться странноватой и эпатажной, но ведь и Джон Леннон был непростым человеком.
– Вы с Маккартни когда-нибудь говорили о том времени, когда группа распалась?
– Нет. По-моему, об этом уже все сказано давно. Мы говорили о России, о музыке, в 2001-м – о Джордже Харрисоне – тогда он уже тяжело болел. Пол рассказывал о Джордже много хорошего.
The Beatles на сцене Cavern Club
Восемь килограммов фотографий
– Скажите, кому принадлежала идея создать школу битловедов?
– Это даже не школа, а программа при департаменте культуры Ливерпуля. Возникла идея не случайно – в Ливерпуль приезжает множество поклонников «Битлз», и были нужны люди, которые доносили бы до туристов верную информацию. Кстати, участие в этой программе лично для меня оказалось очень полезным – несколько лет назад мы с Александром Поповым из издательства «Вокруг света» создали гид-путеводитель по битловским местам в Ливерпуле. По-моему, его еще и теперь можно найти в российских книжных магазинах, хотя он был издан небольшим тиражом. Сейчас идет разговор о втором тираже этого путеводителя, потому что число российских туристов по местам «Битлз» растет. Но хотелось бы его переработать – добавить информации.
– Нет желания издать собственный путеводитель?
– Есть такая мечта. Надеюсь, и она сбудется. Причем, хочется сделать путеводитель не только по Ливерпулю, но по битловским местам во всей Великобритании. Их там достаточно много, и любителям музыки это будет интересно.
– На сегодняшний день вы побывали во всех местах, связанных с «Битлз»?
– В Британии и Европе – да. Не была в Америке, это впереди.
– Но битловская «Мекка» – это Ливерпуль?
– Конечно, город, в котором они родились и где все начиналось. Там все с ними связано. Сам город можно назвать культурной столицей Англии, это как в России Санкт-Петербург. Они чем-то даже похожи: галереи, музеи, мосты. И люди в Ливерпуле живут очень интересные, много замечательных музыкантов.
– Говорят, Ринго Старр не очень общителен. Вам удалось с ним подружиться?
– Да, не очень, и этим он отличается от Пола Маккартни. Пол очень открытый человек. Ринго – вещь в себе. И я не хотела ему навязываться, даже ни разу за время гастролей не попросила его сфотографироваться со мной. И он, как выяснилось, это оценил. В конце тура поблагодарил меня за то, что «отнеслась к нему, как к человеку, а не как к Ринго Старру». Мы стали друзьями.
– Правда ли, что из своей первой поездки в Британию вы привезли восемь килограммов фотографий?
– (Смеется.) Правда.
– Фотопленка, наверное, весила бы намного легче?
– Да, но мне же не терпелось посмотреть, что я наснимала, и я все тут же печатала. А снимала я тогда все подряд, потому что в первый раз оказалась в другой стране, все казалось важным и интересным. А поскольку прожила я там почти год и в свободное время много путешествовала, то фотографий накопилось восемь килограммов.
«Я вернусь»
– Что происходит сегодня в вашей жизни – работаете переводчиком, возите в Ливерпуль туристов из России?
– Сейчас много перемещаюсь между Челябинском, Москвой и Петербургом – работаю над несколькими проектами в сфере культуры, приглашаю в Россию музыкантов из Великобритании и организовываю концерты наших музыкантов за рубежом. Связи с Ливерпулем и Лондоном у меня хорошие, и у нас с друзьями есть возможность заниматься вот таким культурным обменом. К примеру, не так давно был в Перми замечательный проект – мы провели там международный музыкальный фестиваль, до этого – в Москве и т. д.
– Разве вы учились в Ливерпуле не для того, чтобы стать гидом по местам славы The Beatles?
– Для меня был невероятно интересен сам процесс обучения там – получить информацию из первых рук, разве это не замечательно?! Занятия проводили родственники битлов, биографы, музыканты, которые с ними работали. Поэтому узнавались такие вещи, которые нигде и никогда не прочитаешь!
– Не мечтали остаться в Британии, чтобы работать экскурсоводом по местам группы?
– Не думала об этом. Мне уже тогда нравилась возможность свободного перемещения по миру. Я работала потом экскурсоводом в Петербурге и в Москве. С иностранными делегациями. И было важно не только владеть языком, но пригодился опыт обучения в Ливерпуле. Навыки проведения экскурсий мне и сегодня во многих вещах очень помогают.
– Реально ли сегодня набирать группы в России и возить в Ливерпуль?
– Вполне. Из Москвы, к примеру, каждый год ходит специальный автобус по битловским местам в Европе. Кульминацией путешествия становится Международная неделя группы The Beatles в Ливерпуле в конце августа. Мне кажется, что количество россиян, желающих проехать по местам группы, все увеличивается. Раньше люди ехали посмотреть Лондон, английские замки, а сейчас народ стал более искушенным в путешествиях. Так что, может, я еще когда-нибудь вернусь к работе экскурсовода. Жаль терять такую редкую специальность как битловед.
– Что еще в планах?
– Нужно завершить первый в Челябинске фестиваль «Весенний beat», который посвящен «Битлз». 2 и 3 марта у нас будут выступать очень интересные музыканты, в том числе будут гости и из Ливерпуля – приедет группа Пола Каппы. Я очень давно знаю этих ребят, хотя в России они мало известны. Но группу прекрасно знают в Америке, у них там очень много гастролей. Сейчас они приедут специально в Челябинск.
– Потому что их пригласили вы?
– Я им написала, что фестиваль будет хорошим. Это, конечно же, дружеское доверие – они доверяют мне, я уверена в них.
Жизненный стиль
– Ваши родные нормально относятся к тому, что вы постоянно в разъездах?
– Сначала очень волновались, теперь привыкли. Передвижения по миру – это моя жизнь, такой жизненный стиль сложился сам собою, и мне он пока нравится. Я люблю Россию, и Великобритания стала родной мне по духу страной, без нее я тоже скучаю.
– Что изменил в вас такой стиль жизни?
Многое. Я поняла, что все люди сами по себе очень похожи друг на друга, если не принимать во внимание, что они следуют правилам и условиям стран, в которых живут, социальным привычкам, устоям. У меня сегодня очень много друзей в разных странах. Поэтому мое отношение к людям сильно изменилось, я стала еще большим оптимистом – думаю, мир шаг за шагом будет меняться в лучшую сторону. И еще, когда уезжаешь из своей страны, начинаешь больше ее ценить, любить свой дом, своих родных.
– Что кроме «Битлз» слушаете сегодня, появились ли новые любимые группы, исполнители?
– Конечно, с «Битлз» все началось. Эта группа остается базой, эталоном, она привила мне вкус и дала понимание качества в музыке. Но и сегодня в Европе, особенно в Великобритании, очень много интересных музыкантов. К сожалению, их не так хорошо знают в России, потому что они не попадают в теле- и радиоэфир. Поэтому россияне в какой-то степени живут музыкальным прошлым – идут уже на раскрученные европейские имена. Хотя молодые люди, которые пользуются Интернетом, имеют представление о сегодняшнем дне музыки. И люди с хорошим вкусом слушают качественную современную музыку.
– На Западе много хороших фестивалей, где можно услышать и музыкантов с именем, и восходящих звезд.
– У нас подобные фестивали тоже начали появляться. Например, Андрей Макаревич с друзьями проводят фестиваль «Сотворение мира». На этом фестивале я услышала не известных пока в России, но совершенно потрясающих музыкантов со всего мира. Музыка звучала разная, но уровень исполнения был очень высокий. Думаю, за подобными фестивалями будущее. Просто потому, что российские любители музыки доверяют вкусу Андрея Макаревича. И поэтому у него есть возможность знакомить россиян с сегодняшним днем в мировой музыке. Так что нашим известным музыкантам стоит задуматься о собственных именных фестивалях. А в Британии живая музыка звучит всюду – даже в пабах. И в большинстве своем это музыка очень высокого качества. Надеюсь, и мы придем к этому. Москва уже на этом пути.
– Если второй «Весенний beat» в Челябинске состоится, то вы вновь войдете в число организаторов фестиваля и пригласите новых музыкантов?
– Думаю, что да. С большим удовольствием поработаю для родного города.
– Скажите, многих своих друзей заразили битломанией?
– Да, хотя кто-то улыбался поначалу, считая «Битлз» музыкой родителей и дедов. Большинство людей, к сожалению, знают эту группу по десятку хитов, раскрученных радио. И не догадываются, насколько их наследие обширно, – каждый музыкальный жанр современности вышел из какой-то битловской песни.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА и из архива Евгении ЕНЕНКО