Повар с дипломом экономиста, менеджер с образованием политолога, продавец – тренер по легкой атлетике. Это не абсурд, а реальная ситуация на рынке труда. В Челябинской области нет статистики, сколько выпускников учебных заведений устраиваются на работу по специальности. В любом случае показатель занятости будет включен в список критериев оценки эффективности вузов и ссузов. Проблемы трудоустройства выпускников обсуждались на круглом столе, который состоялся в ЧГАКИ при поддержке сайта Cheldiplom.ru. В нем приняли участие более 15 экспертов – представители Министерства образования и науки Челябинской области, Главного управления по труду и занятости населения региона, вузов, колледжей и техникумов, компаний-работодателей.
Учебные заведения Челябинской области готовятся к новому мониторингу эффективности. В этом году к пяти целевым показателям добавятся два новых – специфика учебного заведения и учет трудоустройства выпускников. Именно последний критерий вызывает много вопросов. До сих пор не известно, как будет ввестись учет, какие установлены пороговые значения, и что войдет в статистику – общая занятость или трудоустройство по специальности.
Как сообщила начальник управления профобразования регионального министерства образования и науки Елена Зайко, Челябинская область вошла в список 12 регионов, где опробуют показатели трудоустройства выпускников учебных заведений. Вузы, колледжи и техникумы смогут заносить данные в информационную систему, затем будут даны общие рекомендации по региону. «В нацпроекте «Образование», который начинался в 2007 году, уже был заложен такой критерий, – напомнила Елена Зайко. – Мы его отслеживаем. Есть среднеобластной показатель трудоустройства выпускников по специальности – он равен 65%».
Соцопрос жителей города, проведенный телеканалом сайта 74.ru, показал, что многие выпускники не могут найти себе работу по специальности. Их профессия оказалось либо не востребованной на рынке труда, либо малооплачиваемой. В результате им пришлось получать второе образование или искать работу в другой сфере.
Начальник отдела профориентации и профобучения Главного управления по труду и занятости Челябинской области Татьяна Романова рассказала, какие специалисты чаще всего не могут найти работу: «Это экономисты, финансисты, юристы и менеджеры, есть даже таможенники. В основном требуются люди на рабочие специальности. Например, газосварщиков возьмут и в городе, и в сельской местности». В прошлом году служба занятости направила на переобучение 8 192 человека, из них более 70% по рабочим профессиям и по профессиям служащих».
По данным анкетирования школьников, в пятерку лучших профессий входят бухгалтер, юрист, экономист. «Получается заколдованный круг. Эти профессии считаются престижными, но на рынке труда востребованы специалисты с опытом. Сегодня строительная область развивается: и штукатуры, и каменщики нужны. Но попробуйте уговорить молодого человека с амбициями стать каменщиком после вуза», – сетует Татьяна Романова.
Сейчас в учебных заведениях создаются центры содействия трудоустройству, которые напрямую сотрудничают с будущими работодателями, следят за обстановкой на рынке труда и дают информацию студентам о самых востребованных специальностях. «Ежегодно, учитывая все филиалы, мы выпускаем от пяти до семи тысяч студентов. Мы давно сотрудничаем с работодателями, и я не согласна, что устроиться трудно: все дело в качестве практики. Если студент идет по направлению университета, хорошо зарекомендовал себя в коллективе, то его пригласят на преддипломную практику, и в будущем он станет полноправным сотрудником, – считает Юлия Болотина, декан факультета предвузовской подготовки. – К тому же, на восьми факультетах у нас ведется дополнительная подготовка по рабочим профессиям. В течение обучения даем две-три рабочие специальности. Для гуманитариев тоже есть выход, например, отучиться у нас же на бортпроводников».
По словам начальника отделов кадров ЧелГУ Станислава Мальцева, более 60% выпускников 2013 года имеют гарантийные письма, то есть будут трудоустроены по специальности. «10% продолжат обучение, порядка 8% уйдут в армию, 2% получат отпуск по уходу за ребенком. На 1 марта у нас есть неподтвержденное трудоустройство у 17% выпускников. Мы не можем проконтролировать тех, кто уйдет в частный бизнес, – обрисовал ситуацию. Станислав Мальцев. Проблема в том, что абитуриенты выбирают профессию не разумом, а сердцем, например, понравилось название, в чем она заключается – не интересуются».
Частично решить проблему поможет новая информационная система для выпускников ЧелГУ и работодателей. В ней будут отслеживаться данные о рынке труда, чтобы даже абитуриент мог посмотреть как у него будет с трудоустройством через пять лет. «Мы много работаем по профориентации, сотрудничаем с работодателями, даже готовы к изменению учебных планов, чтобы наши студенты могли пройти хорошую практику и в будущем найти работу», – говорит Станислав Мальцев.
Заведующий кафедрой гуманитарных и общеправовых дисциплин Южного-Уральского института управления и экономики Алексей Шилкин уверен, что заказ государства и работодателей на определенные специальности не решит проблему: «Оценить ситуацию, которая будет через пять лет, невозможно – вспомните Сбербанк. Кассиров-операционистов заменили терминалы. Вдруг и другие специальности, особенно рабочие, которые сейчас вы рекламируете, заменят автоматикой. В то же время через несколько лет может вырасти потребность в юристах и экономистах, потому что рынок труда меняется. Сейчас мы стараемся отслеживать рынок труда еженедельно. В отличие от государственных вузов, мы более мобильны, нам проще подстроиться под изменившиеся условия».
Директор УРАО Виктор Усов считает, что объективных параметров для оценивания вузов по показателю трудоустройства выпускников нет. «Если мы подготовили прекрасного специалиста, но зарплату ему предлагают мизерную, и он не хочет работать за такие деньги, кто виноват? Вуз или государство? Если просто анкетировать выпускников или молодых сотрудников, то не все могут ответить честно. Требовать справки, гарантийные письма о будущем трудоустройстве – тоже несправедливо. Есть учебные заведения, которые не выдают дипломы, пока не принесешь справку. Вот так делается этот показатель»
Среди абитуриентов встречаются и те, кто заранее знает о трудностях будущей профессии. «Есть такие дети, которые не хотят становиться юристами и экономистами. Им хочется быть актерами, быть работниками музея, поэтому у нас трудоустройство практически 100%. А некоторые работодатели годами ждут хорошего хореографа, музыкальных руководителей. Но мы не можем заставлять выпускников устраиваться на работу с окладом в пять тысяч рублей», – рассказала специалист по трудоустройству студентов ЧГАКИ Мария Кустова.
Аналогичная ситуация и среди выпускников педагогического университета. «Студенты знают, что преподаватели много получать не будут. Но их надо убедить, что есть долг перед страной, который они должны выполнить, – замечает проректор по воспитательной работе Лариса Глазырина. – Но потом мы сталкиваемся с проблемой: подготовили специалиста, он прошел практику, проработал максимум два года – и ушел. А зачем отрабатывать государству и обществу, если можно работать продавцом и получать около 30 тысяч?».
«У меня один перспективный молодой преподаватель как раз в банк недавно отправился... полы мыть! Заработная плата, похоже, всегда будет на первом месте», – поддержала тему начальник учебного отдела Уральского государственного университета физической культуры Людмила Артемьева.
Студенты Челябинского энергетического колледжа еще во время учебы могут определиться с будущим местом работы. Как рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вера Бородина, компания ОАО «Фортум» проводит тщательный отбор студентов на практику, но зато после этого большинство из них без проблем устраивается на работу. Учащиеся на специальности «электрические станции, сети и системы» могут рассчитывать на получение корпоративной стипендии от ОАО «Челябэнерго» филиала ОАО «МРСК Урала». Она дается за отличную учебу, прохождение практики, активное участие в жизни колледжа.
В выигрышном положении оказался и Челябинский институт путей сообщения. По словам исполняющего обязанности директора Константина Рыбалченко, около 60% студентов обучается по целевым направлениям от РЖД. «За каждого студента мы получаем доплату и на эти средства можем увеличивать вариативную часть, например, давать студентам возможность более углубленно изучать теоретическую механику, сопротивление материалов, блок спецдисциплин. На выходе получаем специалиста, имеющего высшее образование и рабочую специальность. Ведь сразу диспетчером или начальником никто не поставит, для этого нужно набраться опыта». Константин Рыбалченко отметил, что очень многое зависит от работодателей: «Наш выпускник, придя в компанию, сразу получает статус молодого специалиста на три года, а это ипотека на льготных условиях, два оклада подъемных. Скоро в России будет кадровый дефицит именно инженерных специальностей. Работодателям надо задуматься, кто через 10 лет будет работать на их предприятиях».
Несмотря на сотрудничество вузовских центров содействия трудоустройству выпускников и работодателей, многие компании неохотно берут на работу молодых людей. Например, на челябинском цинковом заводе выпускнику с дипломом о высшем образовании все равно приходится проходить обучение в течение девяти месяцев. «Любой человек, который придет к нам, будет проходить девятимесячную стажировку. Завод сам обучает специалистов, потому что ни в одном учебном заведении не учат тому, что нужно делать у нас», – рассказала начальник отдела персонала Челябинского цинкового завода Наталья Анисимова. По ее словам, соискателя оценивают прежде всего с точки зрения обучаемости: «Для нас это самый важный критерий, потому что готовых специалистов нет. А рабочий должен учиться даже больше, чем ИТР».
Сергей Щеголев, начальник управления персоналом ОАО «Челиндбанк»,
отметил, что молодые специалисты стали более подкованными: «Зря студентов стали психологии учить. Теперь разбирай после собеседования, где правда, а где ложь. Мы и без того готовы брать на работу неопытных специалистов. Но из 15 потенциальных работников, приславших резюме, я приглашу на собеседование троих».
Заведующая историческим отделом Краеведческого музея Юлия Краснова не согласилась с тем, что вузы должны давать готовых специалистов: «Это не задача вуза – давать профессию в чистом виде, потому что человек, четко заточенный под одну специальность, не мобилен на рынке труда. Это проблема, с которой сталкиваются и вузы и работодатели. Мы должны готовить студентов к тому, что жизнь меняется, они должны уметь учиться. Хорошее базовое образование дает больше возможностей, нежели котирующаяся специальность. Считается, что престижно иметь диплом о высшем образовании и желательно, чтобы он не требовал больших трудозатрат. Но пусть люди получат хорошее образование, а профессию выберут потом, потому что в 25 лет свой путь выбрать проще, чем в 17».
С такой позицией согласен и руководитель проекта «Университетские классы ЧГПУ» Дмитрий Филиппов: «Молодежь нынешнего поколения более инфантильна. Вот они учатся и не задумываются – а что дальше? Хотя ответственность за трудоустройство должна лежать на самих выпускниках».
Все участники круглого стола согласились с тем, что необходима профориентационная работа, которая помогла бы школьникам определиться со специальностью и будущей траекторией получения образования. Для этого в каждом вузе проводятся дни открытых дверей, в ЧГПУ созданы университетские классы, в ЧИПСе предлагается профориентационное тестирование, а в Челябинском энергетическом колледже – экскурсии и знакомство с потенциальными работодателями.
Участники круглого стола выразили надежду, что предстоящий мониторинг эффективности учебных заведений по такому показателю, как трудоустройство выпускников, заставит абитуриентов более серьезно подходить к выбору профессии и обучению. Кроме того, он должен ускорить принятие профессиональных стандартов, позволяющих учебным заведениям готовить именно таких специалистов, которые необходимы работодателям.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА