Челябинская школа №95 стоит среди прочих южноуральских общеобразовательных учреждений особняком. Она – начальная. Здесь учатся около 800 детей – маленьких гениальных художников, спортсменов, ученых и артистов. Причем они здесь не просто учатся, а проживают, пускай и короткий, но очень насыщенный и счастливый отрезок жизни. О том, как сделать из школы территорию детского счастья, рассказала ее директор Лилия Емельянова.
All inclusive для детей
– Лилия Алексеевна, ежегодно у вас набор в первый класс составляет около 250 человек. Почему родители так стремятся отправить своих детей именно в вашу школу?
– В городе несколько начальных общеобразовательных школ. Наша самая большая. И ее по праву можно считать уникальной. Прежде всего особенность нашего учреждения заключается в том, что у нас работают потрясающие педагоги. Школа была открыта в 1988 году, и многие учителя работают с ее открытия. Все они имеют высокую квалификацию, большой стаж, звания заслуженных учителей РФ и отличников народного Просвещения. Но самое главное – грамоты и дипломы министерства образования и науки – подкреплены любовью наших педагогов к детям. Хотя по-другому и быть не может: в начальной школе работают только те, кто детей действительно любит. Наши педагоги светлые люди, и дети это чувствуют. Наши учителя не ругаются, когда ученики бегают на перемене – это же разрядка, и переживают, когда ребенок пассивен – значит, заболел.
Другая составляющая уникальности нашей школы – это традиции. С 1996 года наша школа работает в режиме полного дня, то есть с 8 утра до 6 вечера. Сончаса у детей, к сожалению, нет – в проекте здания не были предусмотрены спальни. Но в большинстве кабинетов кроме рабочей зоны, парт и доски, есть зона отдыха: диваны, мягкие уголки, ковры. Особенно важно создать уют и условия для отдыха первоклассникам. Им после детского сада очень тяжело.
– По какой программе в школе ведется обучение?
– Мы обычная общеобразовательная школа, работаем по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа». Мы нацелены в первую очередь на личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. В федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что личностные достижения ученика должны представляться в виде портфолио. Мы в этом направлении работаем эффективно и результативно, и нам можно гордиться показателями наших учеников. Кстати, у нас даже есть хорошая традиция: каждое производственное совещание мы начинаем с награждения. Представляете, все 36 недель учебного года не обходятся без вручения дипломов или грамот за победы в каких-либо конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Это очень приятно и показательно.
– Чем в школе дети заняты во второй половине дня?
– Если в первой половине они у нас ученики, то во второй – просто воспитанники, которые занимаются выполнением домашних заданий и развивают свои творческие способности. Во внеурочное время у нас работают около 20 кружков самой различной направленности: спортивной, научной, декоративно-прикладной. Есть свои изо-студия и театральная студия. Если ребенку близка техника, то у нас есть кружок робототехники и лего-конструирования. Если нравится бегать, прыгать, гонять мяч, пожалуйста – есть спортивные секции. Уникальность нашей школы в этом и заключается, что у нас 300-процентный охват дополнительным образованием. Каждый ребенок ходит как минимум в три кружка. Вообще мы считаем, что каждый ребенок одарен, и наша задача – помочь развить его способности.
– Вы говорите, что каждый ребенок ходит в три кружка. Это же чрезмерная нагрузка! Во многих школах родители жалуются именно на это...
– У нас с этим нет проблем по простой причине – наша школа обычная, без углубленного изучения того или иного предмета. Уроки дети, как правило, выполняют в школе. Хотя у нас есть правило: читаем дома. А дополнительные занятия – это же досуг. Тем более режим дня составлен так, что наши дети и занимаются, и гуляют, и имеют возможность отдохнуть. В школе есть огромное футбольное поле, игровая, спортивная зоны, пришкольные участки.
– Сейчас врачи как никогда обеспокоены состоянием здоровья школьников – у 80% учеников начальной школы нарушения осанки. Как в вашей школе с этим борются?
– У нас в рамках дополнительного образования есть множество спортивных секций: фитнес -аэробика, футбол, баскетбол, единоборства, шашки и шахматы, тхэквондо. Причем с детьми работают опытные тренеры, нередко мастера спорта. Опять же компенсировать нагрузки позволяют занятия адаптивной физкультурой и ОФП, которые проходят в специализированном кабинете, где есть все необходимое оборудование: мячи, массажные коврики, гантели. Наш специалист на занятиях с детьми показывает им корректирующие упражнения и обучает точечному массажу. Дети в школе, кроме знаний по предметам и дополнительных занятий, получают навыки заботы о своем здоровье. Кроме того, сами педагоги уделяют вопросам здорового образа жизни много внимания.
– Знаю, что ученики вашей школы недавно стали призерами областного этапа конкурса «Шаг в будущее»…
– Да, это так. Отмечу, что начальная школа – это самое трудное звено с точки зрения побед в олимпиадах, ведь олимпиад всероссийского уровня для младших классов нет, поэтому мы участвуем во всех олимпиадах, в том числе интернет-олимпиадах. У нас уже есть четко выстроенная и отлаженная система работы с одаренными детьми. Причем, неважно, в чем: в спорте, науке, изобразительном искусстве или танцах. Каждому ребёнку мы помогаем найти себя.
– С трудом представляю себе второклассника, зачитывающего доклад. Неужели дети способны уже в 8-9 лет быть спикерами?
– Конечно! У нас проходят настоящие конференции. Дети проводят исследования, пишут научные доклады. Разумеется, не без участия педагогов и родителей, которые обязательно им помогают. Кстати, если говорить о творческом подходе и креативности детей, с недавнего времени у нас реализуется такое направление, как теория и решение изобретательских задач. На занятиях дети предлагают необычные идеи. Например, недавно они рассказывали нам про обучающие парты будущего 5D. Представляете, парта, которая будет помогать изучать природоведение, географию, физику. Разумеется, есть у нас и более традиционные мероприятия. Например, осенняя выставка плодов и овощей.
Недавно прошел фестиваль «Моя семья», на котором родители вместе с детьми представляли свою семью. Самый известный и, пожалуй, любимый праздник у всех детей – «Папа, мама, я – спортивная семья». Он собирает больше всего участников. Вообще без активного участия родителей нам пришлось бы нелегко. Возьмем, к примеру, субботники. В других школах есть старшеклассники, которых можно привлечь к уборке пришкольной территории. У нас же только учителя и маленькие дети. И мы благодарны родителям, потому что они всегда откликаются. Очень часто дружба в классах выходит за границы школы. Я знаю, что многие родители организуют совместный отдых за городом. В этом году даже Масленицу свою провели: напекли блинов и устроили игры для детей на территории школы.
– По окончании начальной школы и при переходе в среднее звено у детей не возникают проблемы с адаптацией? У вас в начальной школе они учатся в своем, в какой-то степени отгороженном от всего остального мире...
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №95 Курчатовского района г. Челябинска, расположенная по адресу: ул. Молдавская, 23б. Учебно-воспитательный процесс организован в две смены. Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Основана школа в 1988 году как базовая Челябинского государственного педагогического училища №1. В настоящее время в общеобразовательном учреждении обучается 790 обучающихся (32 класса). В 2001 году школа включилась во Всероссийский эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С 2003 года по 2005 год МОУ №95 работала как городская экспериментальная площадка по теме «Совершенствование педагогических аспектов здоровьесберегающих условий освоения модифицированного содержания общего образования». В 2012 году школа стала стажёрской площадкой по реализации совместного проекта с издательством «Академкнига/учебник». В настоящее время школа работает над созданием на базе школы предметной лаборатории для работы с одарёнными детьми.
– Нет. Именно потому, что во второй половине дня им предоставлена возможность заниматься интересными делами. Ведь в любой другой школе учитель рассматривает ученика только с точки зрения успешности в обучении. У нас же учитель видит в ребенке весь потенциал. И максимально раскрывает его. При переходе в 5 класс нашим выпускникам это очень помогает. Кстати замечу, все школы охотно берут наших ребят. Причем, порядка 15-20% поступают в лицеи и гимназии на основании побед в олимпиадах различного уровня.
– Признайтесь, выпускать в «большую» школу четвероклассников жалко?
– Да! Жалко до слез! Наши дети чувствуют любовь педагогов и любят в ответ. Поэтому расставаться с ними нам тяжело. Потом ребята прибегают к своим учителям весь 5 класс. Да и старшеклассники у нас нередкие гости. Наша школа – это особая территория. Это государство в государстве. Я считаю, что мы с ними живем на территории счастья, где есть возможность творчески раскрыться у любого ребенка. Потому многие сюда возвращаются. Даже есть родители, которые сами когда-то здесь учились, а теперь водят в эту школу своих детей.
Новые технологии с порога
– Среди родителей, учителей и самих учеников до сих пор не утихают споры относительно формы: нужна она или нет? Как обстоят дела в этом вопросе в вашей школе?
– Наши дети ходят в форме. Я считаю, что это хорошо. Есть форма у пилотов, у стюардесс, врачей. Форма – это возможность подчеркнуть свою социальную роль. Она дисциплинирует, организует, воспитывает ответственность и аккуратность. В этом году у нас в школе один из местных каналов снимал репортаж о школьной форме. На вопрос журналиста о том, как он относится к форме, наш выпускник сказал, что форма – это проявление уважения к школе. А первоклассник, надевая форму, гордится тем, что он ученик 95 школы. Возможно, у нас вопрос не стоит остро еще и потому, что дети только в первой половине дня ходят в форме, во второй половине они одеваются свободно.
– Профиль школы обязывает обеспечивать безопасность на высоком уровне...
– И мы ее обеспечиваем. У нас хорошая система обеспечения безопасности детей в школе. Случайные люди в школу не пройдут – установлены турникеты. Кроме того, мы сотрудничаем с охранным предприятием. Причем система, которая работает в школе, позволяет при помощи сообщений информировать родителей о том, во сколько ребенок пришел в школу, во сколько из школы вышел, поэтому за все время не было ни одного неприятного инцидента. Вообще мы стараемся внедрять в школе различные новейшие системы и технологии. Например, в столовой у нас уже второй год работает система безналичного расчета. Дети ходят в столовую со специальной электронной картой – бейджем, по которой идёт списание денежных средств с личного счёта ребёнка. Система позволяет родителям отследить, поел ребенок или нет, и увидеть меню. Если говорить о взаимодействии учителей и родителей, то у нас учителя смогли так выстроить процесс, что зачастую решают проблемы через общение на страницах личного блога или в социальных сетях. Кстати, когда был введен карантин по ОРВИ и гриппу, вопросы учебного характера решались дистанционно.
– Наверное, родители и платят немало за учебу своих детей, учитывая то, сколько возможностей школа предоставляет?
– Это, наверное, самый больной и щепетильный вопрос. На самом деле государством оплачивается только обучение детей по основной программе. Во второй половине дня мы, по сути, предоставляем платную образовательную услугу, которая называется «Организация присмотра за детьми во внеурочное время». Она включает в себя не только присмотр, но и трехразовое питание, прогулку, выполнение домашнего задания и организацию индивидуальных занятий. Если сравнить ту сумму, которую платят родители за месяц, со стоимостью услуг репетиторов, гувернанток, а еще прибавить к ним стоимость питания, то получаются несопоставимые цифры.
В перспективе – микроскопы и хоккей
– Что вы предложите родителям будущих первоклассников через год или два? Каковы перспективы развития школы?
– Прежде всего уже в будущем году у школы появится новый статус. Мы будем позиционироваться как начальная школа-лаборатория. Научную базу школы пополнит лаборатория с цифровой техникой: микроскопами, документ-камерами, интерактивными досками. Если в среднем и старшем звене общеобразовательной школы таким оборудованием никого не удивишь, то для начальной школы работа с микроскопами – это что-то новое и интересное. В прошлом году мы ездили в подмосковный Троицк, где есть подобная школа, и сами наблюдали, как дети работают в таких условиях. Третьеклассники чувствуют себя настоящими исследователями. Я считаю, что наша задача – сделать все, чтобы детям нравилось учиться. И если начальная школа привьет это желание, её миссию можно считать выполненной. Знаете, когда меня спрашивают, чего я хочу, я всегда отвечаю: «Чтобы наша школа была лучшей в России, чтобы наши дети нашли свое место в жизни».
Кроме того, получат дальнейшее развитие такие направления, как робототехника и лего-конструирование. Если говорить о спортивном направлении, то в ближайшем будущем в школе появятся спортивные классы.
– А иностранные языки, которые так востребованы?
– У нас есть дополнительный час во внеурочном расписании у учеников 3-4 классов. В перспективе, возможно, появится класс по изучению иностранных языков. Но пока мы не видим в этом острой необходимости – у нас более чем достаточно занятий. Тем более мы регулярно проводим анкетирование родителей, чтобы понимать, в каком направлении нам нужно развиваться. И родители в большинстве своем просят делать акцент не на изучение языков, а на укрепление здоровья учащихся. Если языки будут действительно востребованы, мы, конечно же, пойдем навстречу пожеланиям родителей. Только в тандеме с ними мы можем добиться поставленных задач.