Поменять работу для многих сегодня не проблема – люди переходят из конторы в контору, меняя рабочие места, как перчатки. Действительно ли сегодня солидный стаж и одна запись в трудовой перестали быть ценностью? Это интервью иллюстрирует другую точку зрения. Виктор Иванович Иванов всю жизнь проработал на легендарном ЧТЗ – градообразующем предприятии нашего города, заводе, благодаря которому Челябинск во время Великой Отечественной носил имя Танкоград. На завод Виктор пришел совсем юным и более чем за 40 лет прошел путь от токаря до заместителя директора. О том, каково убирать урожай за «штурвалом» трактора, когда вокруг идет война, о том, как сделать трактор электрическим, о том, почему ошибка конструктора страшнее ошибки технолога, о том, как мечта студенческих лет воплотилась в жизнь, и о многом другом рассказывает заместитель директора по конструкторским разработкам и технологии ООО «ЧТЗ–УралТРАК» Виктор Евгеньевич Иванов.
От токаря до замдиректора
– С чего начинался ваш трудовой путь на Челябинском тракторном заводе?
– На завод я пришел более сорока лет назад, в 1966 году, в то время я еще был студентом автотракторного факультета Челябинского политехнического института. По окончании института, в 1973 году, мне была присвоена квалификация «инженер-механик». На заводе я начинал с должности токаря, наладчика агрегатных и спецстанков механического цеха №3 ЧТЗ. За более чем сорокалетнюю карьеру в итоге вырос до заместителя директора по конструкторским разработкам и технологии ООО «ЧТЗ–УралТРАК».
– Очень многое в нашей жизни зависит от учителей. Не зря говорят, что достигших успеха людей судят по их учителям. Что вы можете рассказать о людях, научивших вас профессии и жизни?
– Действительно, своим успехом и всем, чего достиг в жизни, я обязан своим педагогам. С особой благодарностью я вспоминаю о преподавателях автотракторного факультета Челябинского политехнического (сегодняшнего ЮУрГУ). Среди них – Сергей Сергеевич Строев, Борис Николаевич Пинигин, Равиль Каюмович Галимзянов, Валентин Александрович Путин. Нужно отдать им должное. Они не только дали нам необходимые знания, но и научили работать, обеспечили профессией.
Под руководством Равиля Каюмовича Галимзянова я занимался в студенческом научном обществе. Именно Равиль Каюмович в свое время привил мне вкус и любовь к науке, желание работать и развиваться не только как конструктор в русле автотракторной промышленности, но и как технолог. Я долгое время работал главным технологом объединения, сегодня я также занимаюсь технологическими процессами. Пришлось освоить смежную профессию, о чем я нисколько не жалею.
– В студенческие годы вы занимались в научном обществе. Приходилось ли вам участвовать в студенческих конференциях? Занимать призовые места?
– Мне хорошо запомнились победы на студенческих олимпиадах. В свое время я завоевал первое место на студенческой олимпиаде по физике. Я сумел победить во многом благодаря нашему преподавателю по физике Людмиле Константиновне Дудиной, она воспитала во мне научный интерес и волю к победе. Также я завоевал первое место на студенческой олимпиаде по теоретической механике. За эти победы я был премирован путевкой на студенческую турбазу «Наука» на Большом Сунукуле.
Добрым словом вспоминаю и таких преподавателей, как Кононов (преподавал сопротивление материалов), Смолин (преподавал электротехнику).
Все это были замечательные преподаватели старой школы. Те, про которых говорят: преподаватели от Бога. Они не просто учили нас, отрабатывая часы, но намного глубже, чем принято, вникали в исследуемый предмет, рассматривая разные вопросы, умели заразить студентов страстью к науке.
Есть такое устоявшееся мнение: окончил школу – забудь все, чему тебя учили, окончил институт – забудь, чему учили там. Я с этим не согласен. Могу свидетельствовать: в жизни очень и очень многие знания могут пригодиться, особенно если работаешь по профессии.
– Что вам особенно запомнилось со времен учебы? Можете ли привести в пример особенно яркие случаи? Наверняка что-то согревает ваше сердце.
– Я очень благодарен Валентину Александровичу Путину и за знания, и за жизненные принципы, которые ему удалось нам привить. Конечно, мы были хулиганистые и прогуливали иногда. Он нас и ловил, и наказывал. Мы часто отрабатывали прогулы у него на субботниках. Сейчас конкретные случаи вспомнить сложно, так как очень много лет прошло. Но только спустя годы понимаешь, как он заботился о нас, как опекал, сколько сил в нас вложил.
Он мудрый человек и к каждому умел найти подход. Если мы что-то натворили, он вызывал нас по одному и с каждым беседовал отдельно. Он очень тонко понимал душу студентов и мог с каждым говорить на его языке: чувствовал, кого требуется отругать, кого пристыдить, призвать к совести. Как сейчас модно говорить, он был хорошим психологом.
Кстати, так как у нас с и Валентином Александровичем Путиным, и с Равилем Каюмовичем Галимзяновым сложились хорошие отношения, мы до сих пор иногда встречаемся.
– Что бы вы сказали школьникам, убеждая их поступать на автотракторный факультет ЮУрГУ?
– Лучше всего убеждает рассказ о нашей работе. Мы ведем большую работу со школьниками. У нас на заводе есть традиция: мы каждый сентябрь идем или в техникум, или в училище и рассказываем о своей работе. У нас часто бывают заявки на экскурсии от учебных заведений, в том числе и от ЮУрГУ, и я сам провожу экскурсии по заводу. У нас идут выставки, мы многое рассказываем и показываем ребятам на наглядных примерах. И надо сказать, что к нам приходят довольно сильные ребята, которым интересна техника и которые стремятся связать свою жизнь с заводом. Их не так много, как хотелось бы, но они есть.
Кстати, к 1 июня мы планируем открыть большую выставку, посвященную 80-летию завода. Она будет располагаться в парке Победы на ЧТЗ. Рядом с постоянной экспозицией военной техники, большинство экспонатов которой изготовлены на ЧТЗ, мы планируем демонстрировать мирную технику, все трактора.
Истоки заводской династии
– Почему именно автотракторный факультет? Что повлияло на выбор профессии?
– На Челябинском тракторном заводе работала вся моя семья! Здесь всю жизнь проработал мой отец (в свое время он с отличием окончил Свердловский университет, после чего его распределили в Челябинск), моя мама, моя сестра, моя жена, здесь же начинал работать мой сын. Общий стаж нашей семейной династии на ЧТЗ – более 170 лет!
Судьба человека в истории завода
– Весь ваш профессиональный путь связан с тракторами. А умеете ли вы управлять машинами, которые конструируете?
– Так сложилась судьба, что с 1980 по 1982 год во время длительной командировки я работал старшим специалистом в Ираке. В это время там шла война. Как раз в этот период мне пришлось поработать и на нашем тракторе, и на тракторе ленинградского Кировского завода (К-700). Мы распахивали землю, готовили ее к посевам, убирали хлопок на хлопкоуборочном комбайне. Шла война, было очень непросто, поэтому приходилось заниматься и несвойственным для меня в мирное время трудом. Но я ни о чем не жалею. Это тоже опыт.
– В каких странах, кроме Ближнего Востока, вам приходилось бывать? Все ли эти поездки были связаны с работой?
– Я много ездил по миру и во время работы главным технологом, и после того, как был переведен в конструкторскую службу. Шесть раз я побывал с рабочим визитом в Китае, много раз был в Германии. За время работы на ЧТЗ я объездил не менее 25 стран. Все поездки были связаны с заказом или получением оборудования, с испытанием узлов.
– Какими конструкторскими разработками особенно гордитесь?
– Несколько лет назад на ЧТЗ мы выбрали новое направление развития колесной техники. В рамках этого направления создали три колесных погрузчика ПК-30, ПК-46, ПК-65. Перед нами была поставлена задача быстро освоить эти машины. И мы приняли решение конструировать их двигатели из узлов, уже проверенных временем. Например, двигатели для наших колесных машин изготавливаются на Ярославском моторном заводе, трансмиссия и колесные редукторы производятся компанией «Зондрат Фабрит» (Германия). На сегодняшний день мы выпустили уже более 250 новых машин.
Машины пошли с листа, и первая уже наработала более 12 000 моточасов. По моему мнению, эта разработка получилась очень удачной.
Непростым был переход на выпуск тракторов с ГМТ (гидромеханической трансмиссией). Он давался нам очень нелегко, потому что завод всегда специализировался на изготовлении тракторов с механической трансмиссией. Гидромеханическая трансмиссия была для нас очень сложной, мы ее осваивали года два. На сегодняшний день тракторы с ГМТ запущены в производство и составляют порядка 30 процентов от общего объема продукции.
– Сравнительно недавно ЧТЗ входит в корпорацию «Уралвагонзавод». Для ЧТЗ это регресс или переход на новый уровень развития?
– На самом деле с ОАО «Уралвагонзавод» мы были связаны всегда. Напомню, что до 1988 года мы делали танки. Их изготовление осуществлялось по конструкторской документации «Уралвагонзавода». Мы и по сей день предоставляем двигатели для этого завода. Для нас он «материнская» компания. Мы часто встречаемся с руководителями этого предприятия. Сегодня можно однозначно сказать, что «Уралвагонзавод» является одним из передовых промышленных предприятий России.
ЧТЗ + ЮУрГУ
– Сотрудничаете ли вы с родным вузом сегодня?
– Да, с ЮУрГУ у нас заключено очень много контрактов. Расскажу об одном из самых актуальных для дня сегодняшнего. Этот контракт заключен с кафедрой «Колесные, гусеничные машины и автомобили», которой руководит Владимир Николаевич Бондарь.
На одном из наших стендов мы смонтировали оборудование, которое принадлежит ЮУрГУ. Этот стенд носит название «Хориба» (HORIBA). Его установкой занимаются немецкие специалисты. На HORIBA в ближайшее время начнутся испытания двигателей ЧТЗ. Этот стенд практически уникален. На сегодняшний день их всего два во всей России. Первый смонтирован на заводе «КАМАЗ», второй в ближайшее время будет запущен в работу на ЧТЗ. Именно наш стенд – самый современный из всех, имеющихся на территории России.
Я хотел бы выразить особую благодарность ректору Южно-Уральского государственного университета Александру Леонидовичу Шестакову и заведующему кафедрой «Колесные, гусеничные машины и автомобили» Владимиру Николаевичу Бондарю за то, что оборудование для испытаний было смонтировано именно на территории ЧТЗ. Мы боролись за это решение с компаниями-конкурентами и очень рады, что нам удалось его получить. Для нас это оборудование стало очень большим подспорьем в создании и испытании новых двигателей.
– Есть ли у студентов ЮУрГУ возможность посещать стенд?
– Да, такая возможность предусмотрена. В ближайшее время мы планируем организовать на новом стенде преддипломную производственную практику студентов автотракторного факультета ЮУрГУ. Новые планы взаимовыгодного сотрудничества уже утверждены генеральным директором ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Сергеем Александровичем Галыгиным и ректором ЮУрГУ Александром Леонидовичем Шестаковым.
В планах дельнейшего сотрудничества вуза и завода – подготовка специальных площадок-боксов, в которых будет располагаться оборудование ЮУрГУ. Также мы готовы предоставить площади, чтобы совмещение производственной программы с программой испытаний было максимально удобным. Также в совместные планы ЮУрГУ и ЧТЗ входит совместная установка климатической камеры. Она необходима для испытания двигателя при различных температурах: от минусовых и до положительных.
Завод в зеркале будущего
– Каким вы видите дальнейший путь развития ЧТЗ? Сохранит ли завод в дальнейшем свои позиции?
– Думаю, да. И к этому есть много предпосылок. Мы сегодня начинаем заниматься разработкой электротракторов нового поколения. В 2004 году ЧТЗ первым в мире создал трактор ДЭТ-250. Было выпущено около 13 000 таких машин. Сегодня по пути ЧТЗ пошел «Катерпиллер». Они начинают выпускать подобные машины более высокого уровня. Сегодня на ЧТЗ разрабатываются модели тракторов ДЭТ-20 (тягой 15 тонн) и ДЭТ-400 (тягой 25 – 30 тонн). Чем меньше тонн, тем машина легче и маневреннее. Здесь есть широкое поле деятельности для научного потенциала конструкторов автотракторного факультета ЮУрГУ.
Как закалялись лидеры
– В свое время вы занимали достаточно солидный пост в комсомольской организации. Как комсомол повлиял на вашу жизнь?
– Я был секретарем комитета комсомола ЧТЗ. Комсомольская работа была полезна тем, что формировала лидерские качества. Ни для кого не секрет, что комсомол был кузницей неформальных молодежных лидеров. Меня «комсомольская школа» также научила многому: искусству общаться с людьми, налаживать нужные контакты. Надо сказать, во времена, когда я был секретарем комитета комсомола, у нас было 9200 комсомольцев! Это очень большая комсомольская организация. Сейчас численность рабочих завода – 10 000, а тогда только комсомольцев было почти 10 000! Кстати, тогда комитет комсомола обладал правами райкома.
– У вас очень большой опыт руководства коллективами разного уровня. Кем руководить труднее? Небольшим коллективом, когда ты еще молод и неопытен, или солидным коллективом (цехом, конструкторским бюро)?
– Стиль руководства во многом зависит от того, кто был первым твоим руководителем, когда ты еще только начинал рабочий путь. Мне в этом плане очень повезло. Только придя на завод, я попал к сменному мастеру Андрею Степановичу Горскому. Он приехал в Челябинск во время эвакуации вместе с Ленинградским кировским заводом, да так и остался здесь. Он очень заботился о нас, молодых. Когда я пришел на завод, он со всеми меня познакомил, помог получить инструмент, показал, где столовая, где нужно переодеваться. Каждое утро он собирал нас, проводил (представьте себе!) зарядку, подробно объяснял задания на день. После окончания работы снова всех собирал и давал каждому оценку его работы. Кого-то хвалил, кому-то подсказывал, что необходимо улучшить. Он был представителем старой школы заводских мастеров. Сейчас традиции этой школы, к сожалению, практически утеряны. А тогда каждый завод (особенно ЧТЗ) был силен своим мастерским составом. Это давало возможность решать практически любые задачи. И от этого очень многое зависело.
В целом могу сказать, что в жизни мне встречалось больше хороших людей, чем плохих. Хорошие люди были повсюду, я наблюдал за ними и старался перенимать лучшие черты. Конечно, были в жизни и неудачи, и ошибки, ну как без этого.
– Какие качества вы как управленец не приемлете в людях?
– Я не люблю, когда кричат и оскорбляют людей. Даже если человек провалил дело, ему все равно нужно объяснить его ошибку и ее последствия так, чтобы он понял, а не кричать на него. А у нас, к сожалению, стал нормой стиль руководства, при котором начальники покрикивают на подчиненных, оскорбляют их. Это неправильно! Это может быть эффективно один раз, два, но не более, потом таким стилем руководства человека просто вгоняют в транс. И тогда ждать от него успехов очень сложно.
ЧТЗ как судьба
– Остается ли у вас время на хобби?
– Хобби у меня, как и у многих, вполне традиционное: рыбалка, сад. Работа по-прежнему занимает очень много времени. Мы по-прежнему работаем с 7:30 до 18:30, прихватываем и субботы, поэтому времени на отдых почти не остается.
– Если бы вам предложили прожить жизнь заново, вы бы снова связали ее с ЧТЗ?
– Наверное, да. Хоть и очень трудно было, но я все-таки рад, что попал именно на ЧТЗ, что начинал здесь мастером. Когда человек начинает свою работу с производственной деятельности, узнает завод изнутри, каждый день видит технологический процесс, как чертежи воплощаются на производстве, это дает ему очень многое в профессиональном плане и позволяет избежать ошибок. Особенно в конструкторской работе. По данным наших американских коллег, на один лист конструкторской документации приходится порядка 50 листов технологической. И ошибка конструктора обходится в 50 раз дороже, чем технологическая! Я пришел на завод мастером и прошел наверх почти все ступени заводской карьерной лестницы. Это очень многое дало мне в плане жизненного и профессионального опыта, в плане общения с людьми.
Конечно, у ЧТЗ были непростые времена, но сейчас можно с уверенностью сказать, что у нашего завода есть будущее, и оно вполне перспективно.