В школах и вузах Челябинской области могут появиться уполномоченные по правам учащихся. Успешный опыт Европы по решению конфликтов в учебных заведениях уже переняли в Москве – в столичных школах работает более тысячи специалистов, которые помогают решить спор между участниками образовательного процесса в досудебном порядке.
«Подобную должность должен занимать уважаемый учащимися и администрацией преподаватель. Тот, который радеет за родной вуз или школу всей душой и пользуется популярностью у детей. Ссоры омбудсмен будет решать таким образом, чтобы довольны остались обе стороны конфликта. Прежде всего – разговором», – рассказал доцент Международного института госслужбы при президенте РФ и кандидат юридических наук Константин Краковский. Идеолог проекта считает, что омбудсмен должен помогать не только тогда, когда конфликт стал публичным, но в самом его начале.
Но у новой структуры уже появилось много противников. «Новой должностью были недовольны прежде всего представители правоохранительных органов, которых раньше приглашали для профилактических бесед и на классные часы. Говорили даже, что мы забираем их работу. А в моей практике был случай, когда два семилетних мальчика подрались в школе, и для разговора были приглашены полицейские. Дети просто испугались дяденек с погонами и на контакт не пошли. А омбудсмен вызывает доверие ребенка, и беседу провести было бы проще», – уверен Константин Краковский.
В школах столицы Южного Урала уполномоченные по правам учащихся могут появиться в ближайшем будущем, а пока с этой работой успешно справляются социальные педагоги. По словам начальника управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся минобра региона Ирины Анфаловой, именно социальных педагогов в случае необходимости обучат по методическим разработкам омбудсменов. Также в каждой школе созданы советы профилактики, куда входят педагог-психолог, социальный педагог, учителя, руководство школы, родители, представители отдела по делам несовершеннолетних. Решение совета профилактики обязательно для исполнения. «Кроме того, с 1 сентября в силу вступит новый закон об образовании, где впервые вводится такое понятие, как комиссия по урегулированию споров. Такие комиссии должны быть созданы во всех образовательных учреждениях», – отметила Ирина Анфалова.
В качестве эксперимента в Челябинске с начала нового учебного года в нескольких школах начнут работу так называемые службы примирения, в которые кроме педагогов и родителей войдут еще и школьники. Ирина Анфалова рассказала, что уполномоченные по правам учащихся могут появиться в школах по инициативе самой администрации образовательного учреждения. На сегодняшний день в области планируется развивать существующие структуры по защите прав школьников, на месте которых со временем могут появиться омбудсмены.
Господин Краковский также рассказал о четырех принципах работы омбудсмена: конфиденциальности, нейтральности, независимости и неформальности. Эти правила прописаны на международном уровне – в документах ассоциации омбудсменов.
Тем не менее представители вузов высказали недоверие к новой должности. Всероссийский защитник прав студентов уже выбран, правда учащиеся либо не знают о нем вовсе, либо считают, что с работой он не справляется. По словам исполняющей обязанности председателя профкома студентов ЮУрГУ Ольги Алейниковой, какие-то действия от омбудсмена ребята не видят: выбранный защитник Артем Хромов появляется лишь в телевизионном эфире. Студенты считают, что в сложившейся ситуации конфликты успешно может решить профком или профсоюз.
Константин Краковский рассказал, что в учебном заведении должны решить – нужен ли им омбудсмен или нет. «Если студенческий совет справляется сам – тем лучше. Все добровольно. В случае необходимости мы предоставим методические разработки, и в вашем учебном заведении появится омбудсмен. Просто бывают такие конфликты, которые студенты решить самостоятельно не способны – ни на уровне администрации, ни в иных официальных структурах. Именно для этого и будет действовать институт уполномоченных по правам учащихся», – отметил он. Идеолог проекта сразу подчеркнул, что вопрос оценок знаний студентов омбудсмен решать не будет, так как это является компетенцией конкретного преподавателя.
Также Константин Краковский поделился личными наблюдениями – выяснилось, что зачастую о проблемах студентов администрация либо не знает вовсе, либо предпочитает скрывать. Так один из самых острых конфликтов в вузах – коррупция. По словам Краковского, проблема есть практически в каждом учебном заведении. Причем не всегда по вине преподавателя – зачастую сами студенты воспринимают взятку как благодарность за отсутствие суеты.
Также в вузах нарушаются социальные права учащихся – не дают общежитие или не учитывают положенные студенту льготы. Остро стоит и проблема столкновения преподавателя и «нелюбимого» учащегося: речь идет о конкретном ущемлении прав студента, когда преподаватель обещает «заваливать» на экзаменах по непонятным внешне причинам.
«Разрешение подобных ситуаций не всегда происходит нейтрально – зачастую пострадавшие обращаются в суд или действуют радикально: собирают компромат, воздействуют на виновника. А может, поможет и просто разговор? У уполномоченного по правам учащихся шансов больше – эту должность займет не кто-то из администрации с предвзятым отношением, не неизвестный человек со стороны, а тот, чье мнение авторитетно и для студента, и для преподавателя», – рассказал Константин Краковский.
Представители профкома ЧелГУ сомневаются в том, захочет ли вообще кто-то обращаться к подобному специалисту, если конфликт будет решаться без увольнений и жесткого наказания. Студенты, не увидев результата, обращаться к уполномоченному по правам учащихся не станут. Константин Краковский отметил, что главная цель – сделать так, чтобы пострадавший остался доволен. Вполне возможно, что обвинителя удовлетворят и простые извинения.
«Нужно приучать общество к мирному разрешению конфликтов. Не нужно скандалить. Должность уполномоченного по правам учащихся создана не для того, чтобы уволить провинившегося при первой оплошности, а чтобы понять, что действительно нужно пострадавшему. Зачастую возникают такие ситуации, когда в споре достаточно принести простые извинения – и конфликт будет исчерпан. Нужно выходить из спора мирным путем», – считает уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова.