Студент ЧелГУ Дмитрий Сичинский занял четвертое место на международной олимпиаде стран СНГ «IT-планета», заключительный этап которой состоялся в Киеве. Следует отметить, что на начальном этапе олимпиады участников было более двух тысяч. Но о замечательном успехе Дмитрия стало известно уже после нашего с ним разговора о проекте, олимпиаде, студенческих буднях и жизни в самых разных ее проявлениях.
Начало есть
– Дмитрий, на днях вы уезжаете в Киев?
– Да, на международный этап олимпиады «IT-планета», который состоится в Киеве. Перед этим участвовал в уральском и российском этапах олимпиады. Из России едет всего пять участников этой олимпиады, которые вышли в финал.
– Что сулит победа в Киеве?
– Реализацию проекта, который я представляю. К его осуществлению будет подключена команда разработчиков. Да и работодатели, наверное, заметят.
– Расскажите о своем проекте.
– Была задана тема «Путешествие во времени», нужно было создать сайт – его эскизы. Стиль я выбирал сам – сделал сайт в виде блога и ограничил его семейным кругом. Это история одной семьи, ее путешествие во времени. Таким образом, можно, зайдя на сайт, увидеть историю своих предков и вписать свою историю для потомков.
– И этим сайтом может воспользоваться любой пользователь?
– Да, после того как сайт будет запущен в систему. На основе этой идеи каждый может создать свое «Путешествие во времени». В результате появится такая сеть.
– Ваши родственники увлечены идеей воссоздания истории рода?
– Нет. Это стало интересно мне, потому что я не знаю этой истории во всей ее полноте. Знаю только о дедушках и бабушках и совсем немного о прадедушке.
– Чтобы восстановить историю семьи, нужны не только желание и умение работать в архивах, но время для того, чтобы этим заняться.
– Согласен. Но начало положено, надеюсь, со временем восстановлю генеалогическое древо нашей семьи.
– А почему вы выбрали, скажем, не историю, а бизнес-информатику?
– Вообще-то я хотел поступать на экономику, но когда пришел на день открытых дверей в институт информационных технологий, то захотелось поступать именно сюда. И я подал документы.
– Что в основе вашей будущей профессии?
– Образование в нашем институте опирается на трех китов: английский язык, информатику и математику. На втором курсе уже пошли профилирующие предметы – экономика, веб-дизайн.
– Кем себя мыслите после университета?
– Либо бизнес-аналитиком, либо работником банковской сферы в области аналитических систем. У меня никогда не было желания стать чистым программистом. Сейчас на факультете создан наблюдательный совет, в который вошли известные челябинские компании в сфере информационных технологий, надеюсь, будет возможность практиковаться. Знания – хорошо, но без практики не обойтись. Кроме того, это позволит в будущем найти работу. Многие наши студенты с третьего курса начинают работать по специальности. Если работаешь по профилю, то извлекаешь только пользу от совмещения учебы и практики.
Все возможные комбинации
– А работа не по специальности отвлекает от учебы?
– Лично меня – нет. Я работаю сейчас спасателем в бассейне и прекрасно все успеваю. Не считаю, что эта работа отнимает много сил. Лично я даже удовольствие получаю от того, что могу кому-то помочь.
– Кого-то пришлось спасать?
– Было дело – двух малышек спас. Родители отлучились, и дети начали паниковать, хотя угрозы их жизни не было. Но когда ребенок волнуется, паникует, может нахлебаться воды запросто. Пришлось вытащить из воды, успокоить, найти родителей. Все обошлось.
– Да, книжку или учебник на такой работе не почитаешь.
– Это точно, нельзя. Но есть возможность работать столько, сколько позволяет учеба. Я сам составляю рабочий график. Но дежурить приходится по девять часов, поэтому стараюсь работать больше по выходным.
– Зато после работы можно поплавать?
– Да, я очень люблю воду.
– Как вас отблагодарили невнимательные мамы?
– Просто сказали спасибо. Это же моя работа!
– Вы живете неподалеку от университета?
– Достаточно далеко, в Тракторозаводском районе.
– До университета добираетесь на машине?
– (Смеется.) На маршрутке. 20 минут, если нет пробок, и ты в университете.
– Какую школу закончили?
– Я сменил несколько школ: сначала учился в 112-й, потом в 39-й. Нормальные школы, хотя и не продвинутые.
– То есть можно учиться в обычной школе и поступить в университет?
– Да, если заниматься самообразованием. Главное, чтобы было желание учиться.
– По каким предметам приходилось много самостоятельно работать?
– По математике, например. Читал много методического материала, пытался самостоятельно заниматься программированием.
– И никаких репетиторов?
– Нет. Во-первых, на школьном уровне все сам хорошо понимал, и можно было добирать знаний. Во-вторых, у нас были факультативы по предметам, которые можно было посещать.
– Учились на пятерки?
– На пятерки и четверки, в третьем классе по русскому языку за полугодие тройку схлопотал. (Смеется.) Вот с русским у меня всегда было не очень.
– И потому сразу выбрали математическое направление?
– Наверное, и поэтому. Но я еще в младших классах знал, что математика – это мое. Класса со второго я начал играть в шашки...
– Увлеклись этим видом спорта?
– Да, стал кандидатом в мастера спорта, играл на России.
– Считается, что шашки – это не так круто, как шахматы.
– Тем не менее это тоже заставляет мыслить, просчитывать все ходы и держать в голове все возможные комбинации. Память развивается очень хорошо, и это помогает овладевать математикой.
О шансах
– Где занимались шашками?
– В Клубе мальчишек на ЧТЗ. Все началось в школе, у нас был предмет «Шашки», и меня присмотрел тренер из Клуба мальчишек. Там я занимался до девятого класса, потом времени не стало хватать. Много времени уходило на подготовку к ЕГЭ.
– Выступите экспертом: считаете ли вы появление ЕГЭ в России правильным решением?
– Начнем с того, что человеческий фактор никуда не ушел, мы по-прежнему пишем сочинение, и проверяют его педагоги. Система оценок в ЕГЭ, на мой взгляд, несколько странная. Много недоработок. Правда, сейчас из тестов по математике убрали часть А, где были варианты ответов, осталась часть Б – собственно задачи. Считаю, сделали правильно.
– Сегодня появилось выражение «натаскать на сдачу ЕГЭ», как это выглядит на практике?
– В нашей школе «натаскивания» не было, учителя говорили: учите правила, теорию, будете это знать, решите любую задачу. Тесты оставались в части самостоятельной работы.
– Тестовый вариант экзаменов лишает возможности анализировать, размышлять?
– Прежде всего сами тесты некорректные, в них до сих пор есть вопросы, на которые нельзя ответить однозначно, даже зная весь материал. Составители явно перемудрили. О себе скажу: я бы лучше сдал выпускные экзамены в школе, а потом вступительные в университете, как это было раньше. Сейчас люди так поступают в вуз после техникумов, мне нравится этот принцип.
– Какой балл был у вас после сдачи ЕГЭ?
– 208 баллов, не хватило двух баллов, чтобы поступить на бюджет.
– То есть пришлось брать кредит, чтобы учиться в университете?
– Да, но сейчас я учусь успешно, и есть возможность, как только освободится место, перевестись на бюджет. Учусь без троек, участвую в олимпиадах, занимаюсь общественной деятельностью – шанс есть. (Смеется.)
– Кредит выплачивают родители?
– Пока да, но на последних курсах, думаю, начну я платить по кредитам.
– Сомнений в семье не возникало – надо ли получать высшее образование на коммерческой основе?
– Нет, потому что у мамы высшее образование и она убеждена, что я должен учиться в университете.
– То есть университет не был предлогом, чтобы не служить в армии?
– Нет. Ведь служить все равно придется, когда университет окончу. И я к этому готов. Правда, немного обидно, потому что после окончания университета хотелось бы поработать по специальности, на деле применить полученные знания. Не продуман этот вопрос в нашем государстве.
– Вернемся к олимпиаде – страшновато выступать на международном уровне?
– Да нет, потому что прошел два этапа, и есть уверенность, что подготовка в нашем университете хорошая. Я общался с участниками этой олимпиады, примерно знаю уровень ребят. Но подготовку продолжаю, еще два дня до отъезда, и есть время.
– Первый этап показался более сложным?
– Все, что делаешь впервые, всегда кажется сложным. (Смеется.) Но после того, как я начал делать проект, уверенность все росла и росла.
– Времени на подготовку проекта много понадобилось?
– Не считал, сколько, но плотно пришлось поработать. Ночами работал, потому что днем – в университете. Но я к этому отношусь нормально, программисты вообще любят по ночам работать. И мы от них не должны отставать. (Смеется.) И сейчас еще работы много – доделываю некоторые мелочи, что-то меняю.
– Первые два этапа прошли в заочном режиме?
– Да, я никуда не ездил, просто отправил на суд экспертов свой проект. Он оказался в числе лучших, и его отправили на Россию. А затем пришло решение экспертного совета – мой проект прошел на заключительный этап олимпиады. И теперь пять человек из России едут в Киев.
– Команда?
– Нет, каждый сам за себя. Там предстоит защита проекта. Предлагается три варианта: либо снять видео с комментариями автора, либо сделать презентацию в ее классическом понимании, или сделать демоверсию сайта.
– Что выбрали?
– Пытаюсь сделать презентацию с элементами видео.
Предпочтения
– Если часто работаете по ночам, то времени на развлечения вообще не остается?
– Все выходные мои. (Смеется.) Все нормально, хватает времени отдохнуть. Успеваю и музыку послушать...
– Предпочтения?
– Рэп, джаз, готов послушать классику. Рок-музыку не люблю. А если говорить про исполнителей, то это Tanir, Johnyboy, Noize.
– А на спорт остается время?
– Играю в баскетбол за свой факультет «Институт информационных технологий».
– Как же шашки?
– (Смеется.) Нет, теперь баскетбол. В школе у меня не очень получалось играть в баскетбол, а здесь тренер хороший. Спорт в нашем университете вообще хорошо развит. Хочешь плаванием заниматься – пожалуйста. Для всех желающих зимой арендовали бассейн.
– Но вы ничего не говорите о литературе. Надо же подтягивать свой русский.
– (Смеется.) Честно признаюсь, читаю мало. Разве что фантастику в дальней дороге – в самолете или поезде. Я и в школе не очень любил читать.
– А что в маршрутке делаете, пока до университета добираетесь?
– Сплю! (Смеется.) Хотя, конечно же, я понимаю, что помимо учебной литературы надо читать художественную. Со временем я этим займусь.
– На прекрасных девушек времени тоже не остается?
– Недавно расстался с девушкой, но постараюсь ее вернуть, как только завершится олимпиада. (Улыбается.)
– Вы ни разу в Киеве не были?
– Нет, и очень рад, что увижу Киев. Мы там будем пять дней, в программе есть экскурсии по городу.
– Попробуете настоящий украинский борщ.
– О, борщ я очень люблю.
– Это самое любимое блюдо?
– Борщ, окрошка, пельмени. (Смеется.)
– Что можете приготовить для себя самостоятельно?
– Картошечку пожарить с грибочками, пиццу смастерить...
– А тортик?
– Еще не пробовал.
– Мамы обычно стараются оберегать сыновей от домашней работы, особенно студентов вузов.
– Нет, у нас все наоборот – приходится делать уборку, например, хотя я не очень это люблю, лучше бы программу пописал, в соцсети посидел...
– Соцсетью не злоупотребляете?
– Нет, но без этого нельзя – это же общение. Там столько друзей, вживую столько не приобретешь.
– Каков круг общения?
– В списке 220 человек, регулярно общаюсь с шестьюдесятью, наверное.
Встречам изменить нельзя
– Все получаете из Интернета – новости, информацию о музыке, кино... и даже новых друзей?
– Конечно. Кроме того, моя будущая специальность обязывает – мы должны большую часть времени проводить у компьютера. С семи вечера и до двух ночи я в Интернете, но отдыхаю всего час-полтора, все остальное время работаю.
– Будущая профессия не кажется скучной?
– Нет, ведь я сам выбрал эту специализацию.
– По ходу разработки проекта для олимпиады узнали что-то новое о своих предках?
– Но я не вносил пока свой материал в эту программу, я ее только разработал.
– Разве начали проект не из желания узнать побольше о своей семье?
– На первом месте было желание видеть определенный продукт для пользователя. К примеру, на определенном этапе на этом сайте можно будет размещать и музыку, и видео... Причем я разрабатывал интерфейс под себя, как мне было бы удобно этим сайтом пользоваться. Представляете, сколько информации оставит на таком сайте пользователь для своих потомков?! Это и есть путешествие во времени.
– Скажите, будущим поколениям все большее погружение в Интернет не грозит полным отрывом от реальности?
– Не думаю. Мы же просматриваем новости, знаем проблемы, думаем об этом. Интернетом нужно правильно пользоваться. Тем более профессионалам. Да и встречи вживую с друзьями, с коллегами отменить невозможно. И мы прекрасно понимаем, что проблемы своей страны в будущем придется решать нам.