Институт экономики, торговли и технологий ЮУрГУ (торгово-экономический факультет + факультет пищевых технологий) по темпам развития инновационной научной деятельности сегодня занимает ключевые позиции в национальном исследовательском Южно-Уральском государственном университете.
Какие программы бакалавриата и магистратуры сегодня Институт экономики, торговли и технологий предлагает своим абитуриентам? Какие новые программы будут презентованы в этом учебном году? Как в Институте экономики, торговли и технологий представлена студенческая и академическая наука и каковы перспективы ее развития? Как направления подготовки интегрированы в научный процесс и насколько в этом процессе задействованы студенты? Как научные разработки реализуются на производстве? Обо всем этом – в интервью с директором Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ Ириной Окольнишниковой.
Бакалавриат: спектр предложений
– Больше всего абитуриентов интересует, что может предложить им то или иное подразделение университета, и кем они смогут работать, получив диплом. Какие программы Институт экономики, торговли и технологий подготовил для абитуриентов в 2013 году и какие перспективы есть у выпускников?
– Институт экономики, торговли и технологий ЮУрГУ, объединивший в себе десять кафедр торгово-экономического факультета и факультета пищевых технологий, предлагает абитуриентам самый широкий не только в ЮУрГУ, но и в Челябинске в целом спектр направлений подготовки бакалавриата по экономическим и технологическим дисциплинам.
Это «реклама и связи с общественностью», «технология полиграфического и упаковочного производства», «продукты питания животного происхождения», «менеджмент», «управление качеством», «торговое дело», «экономика», «товароведение», «стандартизация и метрология», «продукты питания из растительного сырья», «технология продукции и организация общественного питания», «менеджмент».
Выпускники этих специальностей могут работать специалистами отделов маркетинга и рекламы, сотрудниками пресс-служб, пресс-экспертами, специалистами по управлению брендами и продвижению торговых марок, бренд-менеджерами, дизайнерами и полиграфистами, заведующими лабораториями, специалистами по закупкам, руководителями служб сбыта, специалистами-технологами мясных и колбасных цехов, молочных комбинатов и других предприятий пищевой промышленности, специалистами Роспотребнадзора и Россельхознадзора, маркетологами, ведущими специалистами коммерческих служб, аналитиками, банковскими служащими, финансистами, бухгалтерами, специалистами по качеству, экспертами по сертификации, аудиторами, снабженцами, логистами, специалистами таможенной службы, индивидуальными предпринимателями, экспертами торгово-промышленной палаты, специалистами по налогам, риелторами, оценщиками, специалистами в сфере ресторанного бизнеса, товароведами, специалистами предприятий хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства, бренд-менеджерами ресторанов. И это еще далеко не полный список направлений подготовки.
– Какие новые направления подготовки бакалавров будут открыты на факультете в 2013 году?
– Особое внимание абитуриентов я бы хотела обратить на новые программы бакалавриата: «Государственное и муниципальное управление» и «Технологические машины и оборудование» (Профиль «Холодильное оборудование в пищевой промышленности и торговых комплексах»).
Профиль «Государственное и муниципальное управление», предлагаемый кафедрой «Оценка бизнеса и конкурентоспособности», предусматривает подробное изучение системы государственного и муниципального управления, правовых дисциплин (административного, гражданского, конституционного, трудового права), управленческой экономики.
Выпускники могут работать на различных управленческих должностях в органах государственной и муниципальной власти, на выборных должностях в органах местного самоуправления, в федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Специалисты профиля «Холодильное оборудование в пищевой промышленности и торговых комплексах» кафедры «Пищевая инженерия» будут подробно изучать технологию и организацию пищевых производств, холодильное технологическое оборудование, процессы и аппараты криогенных систем и так далее. Выпускников этого профиля уже ждут на должности технологов различные предприятия пищевых производств. Сегодня предприятия пищевой промышленности особенно остро нуждаются в сервисных инженерах по холодильному оборудованию и специалистах по обслуживанию холодильных установок.
Магистратура в ИЭТТ: премьеры года и не только
– Какие программы магистратуры сегодня предлагает абитуриентам Институт экономики, торговли и технологий?
– Магистр – более высокая, элитарная ступень высшего образования. Степень магистра обеспечивает выпускнику конкурентные преимущества на рынке труда. Спектр программ магистратуры в Институте экономики, торговли и технологий ЮУрГУ сегодня включает программы: «Оценка бизнеса и корпоративные финансы», «Коммерция на внешнем рынке товаров и услуг», «Бухгалтерский учет, контроль и управление организацией», «Налоги и налогообложение», «Экономический анализ и контроллинг промышленного предприятия», «Финансовый менеджмент на промышленном предприятии», «Стратегический и оперативный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Товарный менеджмент и консалтинг», «Маркетинг», «Менеджмент логистических систем», «Управление качеством производственных и бизнес-процессов на предприятии», «Организация коммерческой деятельности в индустрии гостеприимства», «Товарный консалтинг и таможенная экспертиза во внешнеэкономической деятельности», «Инновационные продукты питания животного происхождения», «Инновационные технологии в производстве и организации предприятий питания», «Инновации в производственно-технологической и научно-исследовательской работе хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности».
– На какие программы магистратуры абитуриентам стоит обратить особое внимание?
– Среди премьер этого года – «Реклама и связи с общественностью в коммерческих структурах», «Бренд-менеджмент», «Государственное и муниципальное управление и общественное администрирование».
Программа «Реклама и связи с общественностью в коммерческих структурах» направлена на обучение слушателей современным технологиям комплексного продвижения товаров и услуг. Магистранты этого направления изучают современные технологии управления рекламными и PR-службами, особенности реализации маркетинговых и коммуникативных проектов для коммерческих предприятий.
Программа «Бренд-менеджмент» нацелена на подготовку высококлассных специалистов в области формирования, укрепления брендов и их продвижения на отечественном и зарубежном рынках. Особое внимание в курсе уделено бренд-стайлингу (созданию стиля, образа бренда), разработке бренд-бука, реализации бренд-стратегий. Выпускники программы могут работать бренд-менеджерами предприятий, руководителями региональных продуктовых линеек глобальных брендов, руководителями и ведущими специалистами служб маркетинга.
Программа «Государственное и муниципальное управление и общественное администрирование» нацелена на подготовку кадров для системы государственного и муниципального управления. Программа готовит выпускников к работе в органах власти, в государственных и муниципальных учреждениях, в некоммерческих организациях, в различных структурах, взаимодействующих с органами власти.
В подготовке специалистов принимают участие практики, работающие в органах власти, крупных общественных и коммерческих организациях, а значит – знания выпускники будут получать из первых рук.
Больше чем факультет
– Ирина Юрьевна, экономических факультетов в ЮУрГУ немало. Почему абитуриентам стоит остановить свой выбор на Институте экономики, торговли и технологий?
– Главное преимущество нашего подразделения – его принципиально новый формат, который дает абитуриентам дополнительные возможности. Это больше, чем просто факультет! У Института шире лабораторная, техническая и материальная база, а это значит, что бакалавры, магистры, аспиранты Института смогут получать знания на принципиально новом уровне.
Мы предлагаем самые актуальные направления подготовки для бизнес-пространства России. Все наши образовательные программы востребованы современной экономикой.
Мы ведем активные научные исследования в области экономики и финансов, маркетинга и рекламы, логистики, товарной экспертизы и пищевых технологий, все программы бакалавриата и магистратуры выстроены с учетом новейших научных достижений.
– Стать успешным экономистом и технологом невозможно, не зная ничего о международном опыте в этих областях. Как в ИЭТТ представлены международные программы?
– Студенты Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ принимают участие в международных студенческих программах университетов США, Китая, Швейцарии, Нидерландов, Австралии, Северного Кипра, Турции, Белоруссии, Украины, Казахстана и других стран. Вниманию студентов предлагается широкий спектр международных программ академической мобильности студентов, летние языковые и профессиональные стажировки, программы двойных дипломов.
– Что подразумевает обучение по европейским стандартам?
– В Институте экономики, торговли и технологий, являющемся преемником торгово-экономического факультета, за основу принята блочно-модульная система Европейского образца: бакалавриат плюс магистратура. Напомним, что блочно-модульная система действует в нашей стране со времен принятия Болонской декларации. Институт экономики, торговли и технологий ЮУрГУ идет в ногу со временем, и образовательный процесс в нем выстроен в соответствии с современными тенденциями и нормами.
Диплом бакалавра для многих студентов ИЭТТ – только начало, лучшие студенты выбирают путь совершенствования и поступают в магистратуру или аспирантуру.
– Многие абитуриенты опасаются, что им может не хватить мест на престижных направлениях подготовки.
– Такие опасения совершенно напрасны. В Институте экономики, торговли и технологий широк выбор бюджетных и контрактных мест. Бюджетные места есть на многих направлениях подготовки.
– Абитуриенты старшего возраста признают, что специальности привлекательны и востребованы на производстве, но на учебу у них совершенно не остается времени.
– Специально для таких сверхзанятых студентов мы предлагаем дистанционные технологии. Учиться можно, даже находясь в другом городе.
– Для молодых людей очень актуально обучение на военной кафедре. Предоставляет ли ИЭТТ такую возможность?
– Да. По окончании военной кафедры студенту присваивается воинское звание офицера запаса, что гарантирует освобождение от военной службы в мирное время.
Пульс научной жизни института
– Качество преподавания в Институте экономики, торговли и технологий напрямую зависит от показателей научной деятельности. Как в Институте экономики, торговли и технологий представлена академическая наука?
– Показатель пульса научной жизни института экономики, торговли и технологий – количество «остепененных сотрудников». За прошедший 2012 год на торгово-экономическом факультете (предшественник ЭТТ) было защищено 11 диссертаций, в том числе – две докторские. Шесть монографий изданы в зарубежных издательствах, четыре – в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, четыре монографии опубликованы Издательским центром ЮУрГУ.
Сотрудниками в течение 2012 года получено 8 патентов на научные изобретения. В течение года преподаватели и сотрудники института опубликовали более 70 научных статей, проиндексированных в РИНЦ, пятнадцать раз выступали с докладами на конференциях международного уровня.
Высокая планка научной работы задается руководством института экономики, торговли и технологий. За 2012 год учеными торгово-экономического факультета было издано рекордное для вуза количество монографий – 19, что является лучшим показателем по ЮУрГУ за прошедший год! В настоящее время активная научная работа продолжается. Например, в «Издательском центре» ЮУрГУ началось издание серии научных трудов ученых Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ. Серия приурочена к 70-летию ЮУрГУ. Также на базе Института экономики, торговли и технологий стартовала публикация журнала на английском языке «Economics & Management Research Journal of Eurasia».
Уже несколько лет в институте существует традиция ежесубботних научных семинаров, в ходе которых молодые ученые могут обсудить ход собственного научного поиска с более опытными коллегами.
– Как студенты задействованы в научном процессе?
Научная деятельность – интегрированный процесс, в котором студенты принимают участие наравне с преподавателями. Одна из «фишек», формирующих стиль работы Института экономики, торговли и технологий, – командная работа. Над каждым научным проектом работает группа профессоров, преподавателей и студентов, поэтому и результаты всегда общие.
Ежегодно студенты вносят вклад в развитие науки на факультете. ИЭТТ выступает в качестве организатора Международного фестиваля рекламы и PR «Зеленое яблоко», Всероссийской олимпиады дизайнеров «Художественный дизайн в рекламе», Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ по специальности «Бухгалтерский учет и финансы», управленческих и маркетинговых боев, конкурсов на лучший перспективный проект и лучшую инновационную идею.
Скорая финансовая помощь
– В 1990-е годы связь между вузами и производством была практически утеряна. Сейчас каждый вуз ищет свои пути к налаживанию таких связей. Как с этим обстоят дела в Институте экономики, торговли и технологий ЮУрГУ?
– Стихийный путь развития российского бизнеса, без внедрения инноваций в бизнес-процессы, уже давно миновал. Сегодня бизнес-пространству как никогда необходим научный подход. Многие предприятия испытывают потребность в узкотематических исследованиях, например, в рассчитанных конкретно под предприятие схемах управления финансами в условиях современного рынка. Финансисты, бухгалтеры, специалисты по налогам ИЭТТ ЮУрГУ разрабатывают модели эффективного финансового менеджмента предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, схемы оптимизации налоговых платежей, создают результативные механизмы взаимодействия с банковскими и финансовыми институтами. Руководители предприятий рассматривают эти разработки как выгодное вложение средств.
Красный творог, кедровый хлеб и другие продукты будущего
– О красном творогеуже наслышаны многие. Какие продукты будущего сегодня разрабатываются в лабораториях ИЭТТ ЮУрГУ?
– Кафедры «Товароведение и экспертиза потребительских товаров» и «Прикладная биотехнология» давно и продуктивно занимаются вопросами изучения качества потребительских товаров и оптимизацией состава и технологических процессов производства пищевых продуктов для жителей Южного Урала.
Ученые института экономики, торговли и технологий выявляют дефицит в пищевом рационе челябинцев и ставят задачи разработки новых, полезных продуктов.
Так изобретенные студентами и преподавателями института экономики, торговли и технологий «красный творог» (автор патента – аспирант ИЭТТ ЮУрГУ Гузель Альхамова), «мясные снэки» (патент группы авторов кафедры «Прикладная биотехнология» ИЭТТ под руководством М. Б. Ребезова) и ряд других, обогащенных витаминами, продуктов скоро появятся на прилавках продуктовых магазинов.
Такие разработки ученых ИЭТТ как новая технология выпечки не черствеющих хлебобулочных изделий с добавлением муки из кедровых орешков или активированная вода уже заслужили признание потребителей. В настоящее время специалисты ЭТТ продолжают работу над «продуктами будущего».
Секреты команды профессионалов
– Как объединение факультетов сказалось на работе кафедр?
Преобразование торгово-экономического факультета и факультета пищевых технологий в институт экономики, торговли и технологий обеспечило новому подразделению принципиально новые возможности для реализации научных проектов. На базе института организуются крупные межкафедральные и межфакультетские научно-исследовательские и учебные проекты. Кафедры совместно решают, как развиваться и какие образовательные и научные проекты реализовывать в первую очередь. Сегодня Институт экономики, торговли и технологий сконцентрирован, прежде всего, на развитии таких научных направлений, как биотехнологии (это интегрированное использование биохимии и молекулярной биотехнологии для прикладных наук в технологических процессах).
Развитие биотехнологии планируется в направлении промышленных биотехнологий, медицинских биотехнологий, экологических биотехнологий. Второе важное направление деятельности научных школ института – эффективная прикладная экономика (логистика, маркетинг, бухгалтерский учет, контроль и управление организацией).
Если вы хотите не просто получить «корочки», но приобщиться к академической среде, принять участие в российских и международных дебатах и конференциях, почувствовать пульс мировой науки, вам стоит выбрать Институт экономики, торговли и технологий ЮУрГУ.
Мы ждем активных, целеустремленных, амбициозных абитуриентов, не чуждых научного поиска. Самые настойчивые и талантливые из них смогут продолжить свой путь в науке.
Телефоны: (351) 267-97-36, 267-92-88, 8 (902) 61-31-092.
Ett.susu.ac.ru.