Талант – это 10% одаренности и 90% труда. Это подтверждает преподаватель Челябинского филиала Финансового университета Анна Дубынина, которая никогда не жалела времени на учебу, походы в библиотеку и поиски новой информации. Результат – работа в одном из известных вузов в городе и звание кандидата экономических наук. Сколько часов должен работать преподаватель, может ли экономическая наука быть интересной и грозит ли нам финансовый кризис, об этом мы поговорили с Анной Дубыниной.
– Анна Валерьевна, какие дисциплины вы читаете в финансовом университете?
– Я работаю доцентом на кафедре экономики и финансов, преподаю микро– и макроэкономику, институциональную, мировую экономику. Это все теоретические направления, потому что я защищала кандидатскую работу по специальности экономическая теория.
– А чему было посвящено ваше исследование?
– Меня интересует проблема взаимодействия государства, бизнеса и общества. В принципе диссертация была этому посвящена, называлась «Общественное регулирование трансформирующейся экономики». «Общественное» – имеется в ввиду, что не только государство оказывает влияние на экономику, но и общество, в лице своих некоммерческих организаций, профсоюзов. Примеры были из Челябинской области. Наш регион в этом плане выглядит неплохо, по сравнению с другими. Есть сильные профсоюзы на металлургических предприятиях. Есть трехстороннее соглашение между правительством области, работодателями и профсоюзами.
Конечно, до идеала еще очень далеко. В 2005 году, когда я защищала диссертацию, начала работу Общественная палата, туда входили независимые эксперты. Сейчас она продолжает свою работу, но может быть не такую независимую, как хотелось бы.
– В Америке через профсоюзные организации мафия приобретала целые предприятия. Говорят, что в России это опыт оказался неудачным, поскольку наши профсоюзы ни на что не влияют.
– Да, в нашей стране, в принципе, слабые профсоюзы. На Западе другая ситуация – и раньше и сейчас организации работников могли отстоять свои права. У нас же такого нет, видимо, русский человек привык, что там наверху все решают, а мы просто подчиняемся. Самосознание опять же в США выше, обязательно платят налоги, иначе любой может пожаловаться в соответствующую службу. Например, не приняли у вас на заправке банковскую карту, значит уходят от налогов, нужно об этом сообщить. У нас считается – не приняли и ладно.
– Всегда хотели стать экономистом?
– После школы я поступала на технолога пищевого производства, не знаю, почему выбрала эту специальность. Мы тогда жили в Ленинградской области, и родители решили перебраться в Челябинск. В ВЗФЭИ еще принимали документы и этот вуз окончили многие наши родственники, поэтому я поступила сюда.
Я окончила Челябинский филиал, тогда ВЗФЭИ, а теперь Финансового университета, в котором сейчас преподаю. По специальности я практически не работала. Скорее, я стала не столько хорошим экономистом, сколько хорошим преподавателем. Мне нравится постоянно узнавать что-то новое, искать информацию, выстраивать лекции. После окончания вуза, я поступила сюда же в аспирантуру, сразу дали часы.
– Многие студенты, особенно уже работающие, с недоверием относятся к преподавателям, которые не имеют практического опыта.
– Я читаю теоретические дисциплины, студенты изучает основные понятия, законы экономики, а потом с этими знаниями идут дальше. В моем случае важнее владеть хорошими знаниями, последними данными, статистикой, чем иметь практический опыт. Что-то новое, полезное для себя я узнаю от студентов, которые уже работают, чтобы эту информацию использовать в своих лекциях. Конечно, есть дисциплины, которые должны вести люди с большим практическим опытом, например, аудит, налогообложение, бухучет. В нашем вузе есть такие преподаватели.
– Зато у вас, наверное, не проходят списывания и скаченные курсовые?
– Конечно, за время своей преподавательской работы, я уже могу отличить авторский текст от списанного. Сейчас к каждой работе даю студентам список вопросов, ответить на них можно только прочитав литературу в нашей библиотеке, познакомиться со статистикой.
Я и свои работы постоянно проверяю по программе «Антиплагиат». Для меня это уже как спортивный интерес – довести работу до 90-95%, есть одна работа – 100%. На самом деле это непросто сделать, потому что программа несовершенна. Она иногда подчеркивает цифры, названия, наименования в таблицах, которые никак не изменишь. Но для меня это повод еще раз поработать над статьей.
– В Финансовом университете много работающих, взрослых студентов, не страшно было читать им первые лекции?
– Моя первая лекция была 4 декабря 2002 года, это я хорошо запомнила. Конечно, волновалась. До сих пор волнуюсь в начале учебного года. Когда приходят новые студенты, но потом работа захватывает. Сложно бывает, когда дисциплины нет, внутренней культуры у некоторых молодых людей. Неприятно ведь говорить, если тебя не слушают. А стоять приходится по четыре, а то и по восемь часов, как некоторые преподаватели.
– Вы дома, наверное, стараетесь больше молчать?
– Да, бывает такое, что даже на телефонные звонки отвечать не хочется. Но дома, я тоже работаю. Если большинство людей после работы занимаются домашними делами, то у меня немного другие задачи. Мне нужно просмотреть в интернете статьи по своей теме, есть периодика, которую я прочитываю регулярно. На отдыхе у меня всегда ноутбук с собой. В отпуске я тоже стараюсь доделать то, на что не хватало времени – слайды к некоторым лекциям, примеры обновить. Я не умею отдыхать, отвлекаться от работы. Даже кандидатскую я писала по ночам, потому что тогда ребенок был маленький, а диссертацию закончить было нужно. Может быть поэтому написала ее за 2,5 года.
– Преподавательский опыт помогает в воспитании детей?
– У меня две дочки, они стараются меня не отвлекать, играют друг с другом. С двумя детьми, кстати, легче, чем с одним. Помогаю делать школьные домашние задания. Программа сейчас в начальных классах гораздо сложнее, чем в мои времена. Каждый раз требуются рефераты, слайды. У дочки как-то было задание по экологии нарисовать идеальное животное, которое умеет все делать – бегать, прыгать, летать, плавать и так далее. Я предложила изобразить человека, но она нарисовала какое-то фантастическое животное и оказалась права. С третьего класса начинается информатика, то есть компьютер стал неотъемлемой частью учебы. Но в этом есть и минусы, детям сейчас даже на улице неинтересно играть без компьютера, телефонов. Я пыталась как-то объяснить детям, как прыгать «в резиночку», но для них это оказалось скучным. Хотя, мы в свое время в каждом дворе играли, даже в школьных коридорах.
– Анна Валерьевна, главный вопрос, который волнует всех – грозит ли нам финансовый кризис? Что мы можете сказать как экономист-теоретик?
– О грядущем кризисе говорят давно, но август проходит без каких-то неожиданностей. Да, наблюдается в экономике определенная стагнация, но это может быть временным явлением. Тем более что все высшее руководству убеждает нас, что обстановка под контролем. Я тоже смотрю оптимистично, для серьезного финансового кризиса я не вижу предпосылок.