Оказывается, занятие робототехникой может научить детей с легкостью справляться с любой жизненной проблемой и успешно идти к достижению своих целей. А еще, занимаясь Lego-конструированием, дети могут разобраться, как устроен мир, заглянуть в него как бы изнутри и разгадать множество загадок. Причем это возможно даже с самых ранних лет. Сложно в это поверить? Значит, ваш ребенок еще не бывал на занятиях в детском досуговом центре «Студия лего-технологий». О том, почему еще стоит привести ребенка в этот центр – в статье на ChelDiplom.ru.
Разбираем сложности на кирпичики
На занятиях в «Студии лего-технологий» физика, математика и информатика становятся более понятными и доступными даже для дошколят. Сразу хочется спросить: «Каким образом? Ведь Lego – это просто конструктор, хоть и развивающая, но игрушка». А дело в том, что, собирая модели, мальчишки и девчонки понимают, как устроен мир техники. Они видят, что дрели и весы, ветряные мельницы и коробки передач (трансмиссия), всевозможные хитроумные приспособления для рыбной ловли, погрузчики, автомобили и любые иные произведения технического мастерства – почти все, что нас окружает, сделано из простых механизмов: рычагов, блоков, зубчатых и ременных передач. Именно с этими механизмами знакомят мальчишек и девчонок на занятиях в «Студии лего-технологий», учат использовать их в жизни.
«Наша основная задача – научить ребят разбивать любые сложные моменты на более простые и конкретные подзадачи, а это очень помогает и в жизни, – рассказывает старший тренер детского досугового центра «Студия лего-технологий» Светлана Громова. – Ведь, решая маленькие и несложные задачи, как известно, гораздо проще идти к достижению намеченной цели. Наши методики и тренеры, всевозможные конструкторы, роботы и компьютеры, общение со сверстниками – все это дает каждому ребенку ощутимое развитие. Например, на занятиях в нашей студии дети учатся доводить начатую работу до конца, работать в команде и паре, радоваться успехам друзей и коллег. Играя, мальчики и девочки творят и получают от этого невероятное удовольствие. И эта же игра помогает им открывать свои таланты, учит фантазировать и, главное, думать. Решая технические и интеллектуальные, поведенческие и коммуникабельные проблемы, ребята становятся успешными – а именно к этому стремятся и они сами, и их родители».
Как работает студия
Занятия в детском досуговом центре «Студии лего-технологий» проводятся один раз в неделю по два академических часа (1 час 20 минут). Группы работают в будни и выходные дни. Оплата – один раз в месяц. Кроме этого здесь есть модульные программы игры в шахматы, логопеда, ИЗО, школа раннего развития и конный клуб. Записаться на занятия можно уже сейчас, по телефону: (351) 248-50-67 или в любое иное удобное время в течение года.
Встречи с Lego важны не только как один из действенных способов познания мира. Работа с конструктором помогает вырабатывать усидчивость и аккуратность, способствует развитию мелкой моторики и памяти. «Не каждый ребенок, посещающий нашу студию, стремится стать великим изобретателем или суперинженером, но почувствовать себя им, попробовать свои силы может каждый, – уверена Светлана Громова. – И не беда, что не всегда все получается с первого раза. Уже готовая модель может развалиться – это все-таки Lego. И какая нужна сила воли, какой характер, чтобы начать все сначала! И этому тоже можно у нас научиться. Собирая распавшийся конструктор, ребята берут себя в руки и вытирают слезы. И обязательно на ум им приходят новые идеи о том, как сделать модель прочнее и устойчивее».
Занятия в студии выстроены на основе содержания и методик технологического образования развитых стран. Вниманию детей и родителей предлагается несколько различных курсов на базе образовательных конструкторов LEGO DACTA и LEGO EDUCATION, наборов по робототехнике. Это такие курсы, как «Основы конструирования и механики», «Роболаб 2.9» и «Робототехника: основы кибернетики и программирование микроконтроллеров».
Работая с детьми каждого курса, педагоги используют различные измерительные приборы, подключают демонстрационное оборудование. В итоге занятия становятся настолько занимательными и интересными, что покоряют даже девочек.
От лего-проектов – к серьезным проектам жизни
«Кстати, во всех курсах есть блок развития алгоритмического мышления и проектной деятельности, направленной на развитие творческого мышления, – продолжает Светлана Громова. – В 2011 году наша студия стала участником «Первой Лего Лиги» (First Lego League), в рамках мероприятий которой дети активно занимаются не только конструированием и программированием, но и проектной деятельностью. А без проектной деятельности, как известно, в современном мире очень сложно».
В российских и западных компаниях все чаще практикуется работа во временных коллективах – командах, подобранных специально для выполнения какого-либо проекта. А работа на длительный срок в одной фирме уже теряет актуальность. В западных школах к проектной деятельности готовят с малых лет: проектным обучением пронизана вся школьная программа. А значит, спустя годы умение работать в рамках проектов станет еще более значимым.
«Так может, стоит начать готовиться к этому уже сейчас? – вопрошает она. – Ведя тот или иной проект, дети отрабатывают навыки исследования, учатся анализировать предлагаемые решения. Им становится понятен такой термин, как планирование. Еще во время проектирования они учатся работать в команде, изучают элементы маркетинга и многое иное. Стоит лишь прийти к нам – скучно точно не будет».
Начинаем с азов
Курс «Основы конструирования и механики» идеален для начинающих лего-конструкторов, поскольку позволяет постичь азы, необходимые для дальнейшего развития в данном направлении. Он состоит из двух разделов, условно названных «Конструкция» и «Механика». В первом разделе тренеры студии учат ребят делать из конструктора Lego различные формы – здания, животных, средства передвижения и так далее. А во втором знакомят их с принципами работы подвижных устройств. Ребята собирают разные подвижные элементы, имеющие прикладной характер в конструкциях. Во время каждого урока ребята планируют, изготавливают и отлаживают собственное изделие, и за этим занятием интеллектуально развиваются и формируют навыки технического творчества.
В разделе «Механика» ребята знакомятся с простейшими механизмами – колёсами, блоками, шестеренками, рычагами и прочими, и их ролью в жизни. А затем переходят на работу с более сложной версией образовательных конструкторов LEGO DACTA для знакомства с основами производства. Здесь же с помощью электронного конструктора «Знаток» мальчики и девочки постигают основы электро- и радиотехники.
«Так здорово видеть, с какой радостью мальчики и девочки показывают свои работы, с какой гордостью они рассказывают, что придумали и сделали их сами, – делится Светлана Громова. – Насекомых, зверей, вазы для мам, инструменты для пап, дома, машинки – поняв принцип построения плоских и объемных фигур, ребята начинают собирать из конструктора все, что только захотят. А познакомившись с конструктором «Знаток», они начинают строить модели сложных механизмов, используемых в различных производственных циклах, – подъемно-транспортные машины, станки, центрифуги, прокатные станы и многое другое. И не просто строят – наши ученики, понимая, как функционируют самые распространенные производственные циклы, учатся анализировать характер работы созданных моделей и модернизировать их».
Когда и как умнеют лего-машины
Для тех, кто хочет понять основы робототехники и научиться конструировать умные управляемые машины, – курс «Роболаб 2.9». Это невероятно захватывающие занятия, на которых ребята сначала с помощью педагогов, а потом и самостоятельно разрабатывают технические модели из Lego-конструкторов и программируют микрокомпьютеры. Несколько плодотворных занятий – и собранные модели начинают жить по заданной программе и даже соревнуются между собой.
«RoboLab – это многофункциональная графическая среда программирования, которая создана на основе LabView 7.0 и ориентирована на самые разные возрасты (лаборатория National Instruments), позволяет учащимся познакомиться с основами программирования и научиться управлять собранными моделями – неоценимое умение в современной жизни, – поясняет Светлана Викторовна. – На каждом занятии ребята знакомятся с технологией создания определенной модели робота и тем, как ею управлять. Они делают модель от задумки до сборки и установки моторов и датчиков обратной связи, а затем присоединяют собранную конструкцию к микрокомпьютеру NXT (программируемый блок LEGO, функционирующий как автономный компьютер) – и ожившая модель начинает двигаться, включает различные управляемые элементы, ориентируясь на показания датчиков. Кстати, у ребят этого курса уже есть возможность участвовать в региональных и всероссийских соревнованиях по робототехнике».
Робототехника: куда скажу, туда поедет
У курса «Робототехника: основы кибернетики и программирование микроконтроллеров» говорящее название. Именно здесь ребята изучают алгоритмы поведения робота, формируют навыки работы с программатором. Это позволяет «обучить» микроконтроллер робота собирать информацию с датчиков и управлять приводами в соответствии со сложившейся ситуацией. Параллельно учащиеся осваивают язык, специально предназначенный для программирования микроконтроллеров любой сложности.
К началу этого учебного года арсенал робототехнических комплектов лего-студии пополнился новым поколением LEGO Mindstorms EV3 – оборудования, предназначенного для курса National Evolution.
«Игра игрой, но на этих занятиях ребята изучают основные принципы кибернетики, основы микроэлектроники, узнают язык программирования и учатся программировать роботов, – акцентирует Светлана Громова. – Эти знания весьма востребованы в современности, а потому наверняка найдут применение в будущей профессиональной деятельности ребят. А быть может, даже помогут им сделать осознанный выбор будущего занятия и получить интересную современную профессию».
Детский досуговый центр «Студия лего-технологий»,
г. Челябинск, ул. Худякова, 18, корп. 2, офис. 303 (дошкольное отделение);
проспект Ленина, 55а, офис 1504 (класс роботов);
телефон: 8 (351) 248-50-67.