В сентябре в Челябинске открылась новая языковая школа Globus. Ее создателем стала Наталья Климович – один из наиболее эффективных репетиторов в нашем городе. За какой период реально научиться говорить на другом языке, на что обратить внимание при выборе репетитора по английскому и в чем секрет успешного обучения – об этом и многом другом читайте в интервью.
– Наталья Юрьевна, в Челябинске довольно много языковых центров, расскажите о своей школе, почему возникла идея создать Globus?
– Языковая школа Globus открылась недавно, мы пока еще в самом начале пути. Но мы – я и мои ученики – очень надеемся, что наш совместный путь будет наполнен успехами и достижениями, даже если путь этот будет непрост.
Мысль об открытии я вынашивала давно. Причин несколько – стремление к покорению более серьезных высот в своей профессии, желание роста, это дело, которым я занимаюсь двадцать лет, которое я люблю, у меня хорошо получается. Это большое счастье, когда профессия приносит радость. Я имела возможность сравнить – помимо лингвистического у меня есть образование экономиста. Оно мне очень пригодилось в переводческой работе. Я получаю огромное удовольствие, когда мои ученики добиваются успеха. Я горжусь ими. Мы все дружим – и дети, и родители, общаемся, передаем приветы, созваниваемся, встречаемся, начиная с самых первых учеников.
– Многие люди учат английский язык годами, но все равно не могут говорить на иностранном. Почему так происходит?
– Да, это распространенная ситуация. Тому есть ряд причин. Во-первых, проблема изложения и подачи учебного материала. Во-вторых, качество преподавания. В-третьих, все более распространенное заблуждение, что можно выучить язык, не уча его. Взять, к примеру, проблему учебных пособий.
Несмотря на огромное количество современных пособий, написанных русскоговорящими авторами и носителями, передо мной всегда остро стояла проблема выбора учебника. Дети и взрослые, которым мне пришлось преподавать язык, имели разный уровень способностей, разные цели обучения, временные рамки и т. д., поэтому мне приходилось постоянно работать над поиском наиболее эффективных методов, которые обеспечили бы максимально высокий результат за разумно минимальное время.
Я перепробовала многие учебники, написанные носителями. Они яркие, там много иллюстраций, дети с интересом их рассматривают, в текстах оригинальная речь, но после энного курса я пришла к выводу, что они не дают четкого и ясного понимания языка. Они не учитывают нашу русскоязычную ментальность. У нас, русских, очень структурный ум, чтобы мы поняли, нам надо разложить все по полочкам – как в математике. Английский язык очень логично устроен, я бы сказала, алгоритмизирован, и это значительно облегчает его изучение. Понимая структуру (грамматику) языка, можно научиться говорить на нем достаточно быстро. Конечно, ни о каких пространных курсах по грамматике речи не идет, учим только тот объем, который жизненно необходим, но, не зная правил построения предложения, вы его просто не сумеете построить, а следовательно, не сумеете грамотно говорить. Вызубрить фразу можно, но ведь все фразы не выучишь. Да и зачем так убиваться, когда можно выучить формулу, «матрицу», а потом просто заполнять ее любым количеством слов или фраз?
Также учебники, написанные носителями, объясняют грамматику в стиле «иногда это так, а иногда – эдак». Нужно обладать мощной интуицией, чтобы разобраться, что к чему, и сложить в уме воедино, например, логику употребления модального глагола «мочь, уметь» и его эквивалентов, чтобы знать, что от чего чем отличается, что чем заменяется. Чтобы грамотно говорить, знание и применение этих знаний нужно довести до автоматизма, поэтому ознакомительного экскурса нам недостаточно, нам нужна мощная разговорная тренировка. Еще один недостаток западных учебников, на мой взгляд, состоит в том, за основу принят популярный коммуникативный подход, цель которого не научить говорить правильно, а достигнуть понимания, приблизив речь к естественным условиям, при этом речь часто полна ошибок, которые, по мнению сторонников этого метода, исправлять не нужно. Но в таком случае студент учится говорить неправильно, а переучить, как известно, гораздо сложнее, чем сразу выучить правильно. Кроме того, нельзя идти с неправильной речью на экзамен – устная часть записывается на пленку.
В учебниках русских авторов больше логики и ясности, но больше «русскости», для увеличения словарного запаса даются большие тексты английских классиков, писавших языком, на котором говорили сто лет назад.
– А какие учебники используете вы?
– Только самые эффективные. Со старшими детьми я использую собственноручно написанный грамматический тренинг, основанный на принципе логичности и системности подачи грамматического материала, а также адекватности и актуальности лексического материала. Эта методика в течение нескольких лет неизменно дает хорошие результаты. В этом учебнике собран весь мой опыт, каждый пример я продумывала лично.
Также у меня есть разработки для тех, кому нужен английский для путешествий, но не такой примитивный и логически непонятный, как в разговорниках, а основанный на реалиях – учащийся должен не просто уметь заказать напиток в баре, а разобраться с визой, таможней, такси, возвратом НДС на приобретенные товары, камерами хранения, габаритами багажа, транспортом, арендой машин и прочими жизненно важными вопросами.
– Некоторые объясняют отсутствие результата тем, что у них «невосприимчивость» к языкам. Или это просто отговорка?
– Не могу сказать, насколько серьезна проблема невосприимчивости к языкам. У нас у всех разный уровень способностей – кто-то хватает на лету, кому-то нужно два-три раза повторить. Но при определенном упорстве и старании язык может выучить любой человек, разница будет только во времени и трудозатратах. Конечно, 50-летнему человеку язык будет даваться труднее, чем 20-летнему, это особенность физиологии. Десять лет назад я начала заниматься с глухими детьми, поскольку родители хотели дать им образование. Большинство таких детей учатся или окончили обычные школы, успешно осваивают язык, есть девочка, окончила 100-ю гимназию, после девятого класса сдала экзамен по английскому, получила пять, сейчас учится на факультете прикладной математики.
– Реклама языковых центров пестрит обещаниями занятий в легкой игровой форме. Вы прямо говорите, что в вашей школе этого нет. Почему?
– Обещать можно все что угодно… Лет пятнадцать назад с экранов телевизоров мы много слышали о методике 25-го кадра и Илоне Давыдовой. Сейчас эти громкие бренды благополучно забыты. Я думаю, такого бы не произошло, если бы они давали результат. В игровой форме можно обучать 3-4-летних малышей в детском саду. Мне удивительно, что не только дети, но и родители стали всерьез ожидать результатов от обучения в легкой игровой форме. Более того, я регулярно наблюдаю невеселые последствия такого «веселого» обучения, поскольку the only place 'success' comes before 'work' is in the dictionary.
У нас в городе есть ряд лицеев и гимназий, в которые родители всеми правдами и неправдами стремятся пристроить детей. Почему? Потому что хотят, чтобы дети получили качественные знания, сдали ЕГЭ с желаемыми баллами и сами выбрали для себя вуз, а не пошли туда, куда баллы позволят. Если ребенок в такой школе не тянет, даже при платежеспособных родителях его не будут держать. Ни о каком веселом обучении там речи нет – я знаю, какие объемы задают на дом в 31-м лицее. Там никто не ставит задачей веселить детей – там учат учиться, большая часть знаний приобретается путем самообразования. Таких специалистов, получивших образование в лучших классических традициях, с удовольствием приглашают работать на тот же запад, где их собственная система натаскивания на тесты, которую мы бездумно скопировали, давно признана неэффективной. Кроме того, каких учителей впоследствии мы вспоминаем с благодарностью? Требовательных и строгих (не путать со злыми). Почему? Потому что они нам дали знания.
– А чем вы тогда собираетесь «заманивать» учеников, поддерживать их интерес к учебе?
– Заинтересовать ученика необходимо, но не «веселухами», а ощущением успеха и достижения цели. Мы все любим заниматься тем, что у нас получается. К репетиторам с отличными знаниями не приходят, все больше с тройками и двойками (и это школьные оценки, реально же ситуация еще печальнее, потому что, как известно, ЕГЭ и школьная программа – разные планеты), часто с отрицательным отношением к предмету или полной апатией, отсутствием элементарных навыков. Так вот моя цель – так организовать процесс, чтобы на уроке было познавательно и интересно, чтобы даже двоечник-троечник захотел учиться. Я, кстати, сама когда-то начала углубленно заниматься английским языком после того, как получила в школе по этому предмету два за четверть.
Как бы понятно ни излагалась грамматика, мы не сможем говорить, если не выучим слов. Мы не сможем натренировать ухо на прослушивание английских текстов, если не будем слушать пленки, смотреть фильмы и передачи на языке. Не сможем научиться быстро и грамотно писать, если не будем выполнять письменные упражнения. Поначалу детям бывает трудно. Но проходит 2-3 месяца – и ребенок втягивается, учится учиться, с каждым разом все меньше времени затрачивая на выполнение домашних заданий, потому что у него постепенно развиваются необходимые навыки. Дети настолько привыкают к рабочему ритму, что нередко, чуть задержав отправку заданий (а мы это делаем через Интернет), я тут же начинаю получать СМС-сообщения: «Пришлите д/з».
– Сейчас английский язык в школах изучается со второго класса, где-то – с первого. Но некоторые центры предлагают занятия английским языком даже для трехлеток. По вашему мнению, с какого возраста следует начинать изучение иностранного?
– Традиционно существует два пути выучить язык – методом погружения и путем изучения правил и тренировки речи на основе правил. Маленькие дети, конечно, могут выучить язык методом погружения, например, в двуязычной семье: мама говорит по-русски, папа – по-немецки. В таком случае у малыша нет выбора – он точно знает, что папа не поймет русский, а мама – немецкий, ему приходится использовать язык, чтобы быть понятым. Это путь проб и ошибок – он говорит «кушаю ложком», «вилком», его исправляют – «ложкой», «вилкой». То, что предлагается у нас, – два-три раза в неделю по полчаса-часу – это не погружение. Как правило, такое обучение сводится к тому, что дети рисуют, поют песенки и читают стихи, выученные «попугайским» образом, без понимания, это больше развлечение, чем изучение языка. В итоге за год обучения дети запоминают несколько десятков слов и несколько простых речевых клише, все это в возрасте 9-10 лет можно с таким же успехом выучить за один-два месяца. По этой причине я обучаю детей начиная со 2-3 класса, когда они уже достаточно владеют родным языком и способны воспринимать иностранный язык осознанно, понимать, как сказать и почему. Если у родителей есть стремление развивать своего малыша, на мой взгляд, целесообразнее сделать упор на развитие логики, мышления, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, излагать свои мысли, тренировку памяти. Все это очень пригодится при изучении любой дисциплины, не только иностранного языка.
– В чем преимущества школы Globus? Используются ли какие-то особые методики?
– Профессионализм и добросовестность я считаю своими главными преимуществами. В течение двадцати лет я работала репетитором, ко мне обращались друзья, знакомые, знакомые знакомых. Поскольку ко мне приходят люди мне известные, с которыми мне хочется продолжить общение, я не могла и не могу позволить себе работать недобросовестно. Я всегда понимала, что несу ответственность за каждый результат, и знала, что успехи моих учеников – лучшая рекомендация для тех, кто захочет учиться у меня в будущем. Особенно высоко эти качества ценят те, кто успел позаниматься в разных местах с разными преподавателями, выслушал много обещаний, часто ни на чем не основанных, и имеет возможность сравнить результаты обучения.
Несмотря на огромное количество преподавателей, по-прежнему актуальна проблема – найти компетентного и эффективного преподавателя, который даст хорошие знания и обеспечит высокий результат. В этом смысле мне есть чем гордиться. Если говорить о ЕГЭ – результаты моих учеников за 2003–2013 гг. – 74–95 баллов. Все эти баллы заработаны трудом. Нередко можно услышать – «понатыкал». Я не знаю, где можно «понатыкать» в ЕГЭ по иностранному языку – только если в разделе «Чтение»? Но зачем же так рисковать? Проще и полезнее выучить. Я занимаюсь подготовкой к ЕГЭ с 2003 года и твердо уверена, что если есть знания, экзамен можно написать в любом формате. Вот как раз в 2003 году у нас был результат – 92 балла, когда никто толком еще ничего не знал об этом экзамене.
Касаемо методики – я во всем предпочитаю золотую середину – то есть в данном случае разумное сочетание коммуникативного и традиционного лексико-грамматического подхода. На первом же уроке мы узнаем, как построить предложение в настоящем простом времени, тут же практикуемся – на каждом уроке должно быть оптимальное сочетание грамматики и речи. Учим дома кусочек текста – отвечаем на вопросы по тексту, далее говорим этой же лексикой, но применимо к своим жизненным ситуациям. В обучении присутствует большое количество оригинального материала, поэтому, приезжая в страну, где говорят по-английски, дети не падают в обморок, они прекрасно общаются.
В нашей школе для родителей проводится политика открытости – родители имеют право присутствовать на любом уроке, хоть на каждом занятии. Я вижу в этом огромную пользу – родитель видит, как занимается ребенок, что мы делаем на уроке, как подготовился дома, какой у него прогресс, где нужно подтянуть.
– Каковая стоимость занятий в школе Globus?
– Стоимость месяца обучения (два занятия по полтора часа в неделю) составляет 3600 рублей. Эта цифра вполне сопоставима со стоимостью обучения в других языковых заведениях – где-то она повыше, где-то пониже. Я не планирую никакой поточности. Часто с количеством постепенно уходит качество. Я вижу свою школу как качественное (это ключевое слово), камерное заведение. Никаких 15 человек в группе – максимум 7-8.
Нашей школе нужны учащиеся, которые будут понимать, зачем они пришли, и работать на результат, на свое будущее и попутно – на нашу репутацию. У меня даже на начальном этапе нет цели «заманить» учеников низкой ценой. Люди, которые приходят ко мне, часто успешны и умеют считать деньги, наивно было бы думать, что они не в курсе спектра ценовых предложений языковых школ. Но, несмотря на это, они делают выбор в пользу моей школы. Почему? Потому что видят результаты.
Приведу пример. У моей знакомой дочь (восьмой класс) год или два занимается в каком-то языковом центре, это стоит почти в два раза дешевле. Месяц назад случайно я оказалась у нее в гостях, и, как это водится, раз уж я преподаю английский, а дети через одного куда-то да ходят заниматься, меня часто просят: «Поговори с ним/с ней по-английски». Здесь звучит та же самая просьба. Девочка ничего не смогла сказать, даже не поняла, о чем я ее спрашивала, зато к беседе быстренько подключился мой племянник, седьмой класс, он живет в другом городе, занимается языком. С ним мы славно пообщались. Родители девочки, несмотря на отсутствие результата, продолжают оплачивать этот клуб. Аргументы в таких ситуациях – «недорого, весело, подружки, нравится, уже привыкли, рядом с домом». Тут, как говорится, каждый делает выбор – обеспечивать приятное времяпровождение или приобретать знания. Но такой выбор нужно сопоставлять со своими ожиданиями.
– Возможно ли общение в школе с носителями языка? Ведь считается, что чем больше ты слышишь разговорную речь, тем эффективнее обучение.
– Приглашение носителей языка присутствует в моих планах. Но тут следует понимать, что общение с носителем полезно будет студенту, продолжающему обучение, то есть если вы «уверенный пользователь», свободно выражаете свои мысли, и вам просто не хватает практики на занятиях. Осваивать же азы лучше с русскоговорящим преподавателем, только такой преподаватель может в логичной и понятной форме, учитывая нашу ментальность (это очень важно!), создать надежный грамматический фундамент, без которого речь будет хаотична и обрывочна. Когда же я слышу о том, что детям 1-2 класса преподает приглашенный носитель, я воспринимаю это скорее как завлекалочку для родителей, которые не очень-то разбираются в теме.
А вообще мне очень нравится чье-то высказывание: «Преподаватели иностранных языков не делятся на носителей и неносителей, они делятся на профессионалов и непрофессионалов». Здесь нужно прислушаться к себе – если вы добросовестно занимаетесь пусть даже два-три месяца, но сказать почти ничего не можете и мало что понимаете – ищите другого преподавателя.
– Сейчас существует множество сайтов-самоучителей по иностранным языкам. Как вы к ним относитесь, можно ли самостоятельно, без педагога, освоить иностранный?
– Не могу ответить на этот вопрос однозначно. Я сама пыталась учить другой язык таким образом, но безуспешно. Во-первых, при всем моем характере у меня нет настолько железной силы воли, чтобы регулярно в течение года-двух заставлять себя заниматься. Во-вторых, у меня постоянно возникали вопросы, которые требовали ответа. Постоянно присутствовало ощущение того, что я могу выучить что-то, произнести или понять неправильно. Я адресовала возникшие у меня вопросы носителю, просила объяснить, почему, есть ли в этом какая-то логика, на что почти всегда получала ответ: «Вот это так, и все тут, не знаю, почему так». В-третьих, язык – «говорительная» дисциплина, на нем нужно говорить, а сделать это в одиночку или общаясь с сайтом невозможно.
Более подробно узнать о школе, а также прочитать отзывы о работе преподавателя можно на сайтеwww.globus-lingua.ru. Адрес: ул. Свободы, 153а, офис 100, тел. 8-951-808080-3.