Есть такие дети – их называют трудными. Они не желают считаться с мнением окружающих, обижают слабых, сознательно идут на воровство и другие преступления. И общество не знает, что делать с такими детьми. Я бы сама не знала, как реагировать на поведение ребенка, который посылает взрослых на все четыре стороны, бьет более слабых детей и испытывает полное отвращение к учебе. Не знала бы, если бы перед этим мне не попалась книга Александра Нилла – педагога из Англии, который в начале 20-го века основал школу для таких вот трудных детей и описал свой уникальный опыт в книге «Саммерхилл – воспитание свободой». Приемы, описанные в книге, я применяла в общении с детьми и видела потрясающие результаты. Я поняла, что дети, которые бунтуют и выражают ненависть по отношению к взрослым, – это просто дети, которым очень сильно не хватает любви, понимания и принятия.
Об этом неоднократно и пишет Нилл на страницах своей книги: «Трудный ребенок – несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром». Автор приводит много примеров таких «трудных» детей, которых отдавали в его школу отчаянные родители. Через некоторое время эти дети становись свободными и счастливыми, и в их поведении не оставалось никаких намеков на асоциальное поведение.
Школа Саммерхилл была сознана в 1921 году в городке Лейстон недалеко от Лондона. Основатель – Александр Нилл, ранее педагог обычной школы. В Саммерхилле учились дети из разных стран. После смерти А. Нилла школу взяла на себя его дочь.
Образование в Англии прошлого века, конечно, значительно отличается от современного российского. Школы были закрытыми, было много монастырских школ, дети фактически жили в них, приезжая домой только на каникулы. Если ребенок попадал из подобной школы в Саммерхилл, он в полной мере проявлял всю ненависть к учебе и учителям, ругался и бил стекла. Спустя некоторое время он вылечивался от этой ненависти, потому что здесь его принимали таким, какой он есть, не заставляя и не обязывая к чему-то. Школа Саммерхилл (в переводе с англ. – Летний холм), была создана в другой стране, в другое время, но опыт, описанный в ней, можно смело переносить как в жизнь своей семьи, так и во всю нашу систему образования.
Основная идея, которая лежит в основании школы Саммерхилл, – это вера в созидательную природу ребенка, уважение к его личности. Главный принцип – это свобода ребенка в полном смысле этого слова. Некоторые ограничения и категорические запреты, конечно, были, но все они были связаны с безопасностью жизни и здоровья детей.
В школе Саммерхилл не было новых методик преподавания, каких-то особых способов обучения – дети получали классическое образование. Но посещение уроков для детей было необязательным. Были в Саммерхилле дети, которые за все годы пребывания в школе не посетили ни одного урока. При этом они делали то, что им по-настоящему интересно – занимались в мастерской, играли, изучали какую-то конкретную науку. Но как правило, дети любили учиться, проявляя в этом большое рвение и интерес. «Если учитель почему-либо не может провести занятие, назначенное на данный день, то это обычно вызывает у детей большое разочарование», – пишет А. Нилл. И еще: «В Саммерхилле довольно много учатся. Возможно, группа наших двенадцатилетних и не может конкурировать с обычным классом такого же возраста в чистописании, орфографии и дробях. Но на экзамене, требующем сообразительности, наши разбили бы их в пух и прах».
В Саммерхилле были созданы все условия и для творческого развития детей. Был организован школьный театр, где дети сами ставили спектакли. Проводились музыкальные вечера. Конечно, мольберты, краски и кисти были всегда предоставлены детям.
Раз в неделю проводились общешкольные собрания, на которых обсуждались все насущные вопросы – питания, поведения, уроков, правил. Причем голос шестилетнего ребенка значит столько же, сколько голос директора школы. «В Саммерхилле у всех равные права, – пишет автор. – Никому не позволено бренчать на моем рояле, но и мне не позволено брать без спроса чей-либо велосипед».
Автор книги рассказывает о детях, которые переходили к нему из монастырских и приготовительных школ. «Эти дети – смесь неискренности с невероятной вежливостью и фальшивыми манерами. Их реакция на свободу стремительна и предсказуема. Первую пару недель они открывают дверь перед учителями, обращаются ко мне «сэр» и тщательно умываются. Они смотрят на меня с «уважением», в котором легко прочитывается страх. Через несколько недель свободы они показывают себя истинных: становятся грубыми, неумытыми и утрачивают все свои манеры. Они делают все то, что раньше им запрещали: сквернословят, курят, ломают вещи. Всего через шесть месяцев они становятся естественными здоровыми детьми, которые говорят то, что думают, без смущения или грубости. Именно абсолютная искренность учеников больше всего поражает посетителей Саммерхилла».
Вот еще один пример «борьбы» с детской «трудностью». «Предположим, Роберт только что перешел к нам из школы, полной ненависти, и бросание грязью – попытка бороться с властью, с авторитарностью, – пишет А. Нилл. – В этом случае я бы присоединился к нему и мы вместе с ним бросали бы глину, потому что его спасение важнее, чем свежевыкрашенная дверь. Я знаю, что должен оставаться на его стороне, пока Роберт не изживет свою ненависть, чтобы он смог опять стать доступным для нормального общения».
Детей, которые учатся в Саммерхилле, отличает внутренняя свобода, искреннее отношение к людям, уверенность в себе, независимость от чужих мнений и оценок. Им не нужно бояться учителей, потому что они знают, что их любят и принимают такими, какие они есть. Осуждаются и оцениваются конкретные поступки детей, но не сами дети. Если ребенок разбивает окно, он спокойно идет к директору и сообщает ему об этом, потому что не боится наказаний и нравоучений (таких примеров в книге описано немало). В Саммерхилле свободны, открыты все темы, которые раньше были закрытыми для ребенка: вопросы рождения детей, половых отношений, вопросы, связанные с телом вообще – на все вопросы ребенок мог спокойно получить ответ от взрослого. В этой школе дети росли и развивались свободно, в естественном ритме, не ограниченные бессмысленными запретами и стереотипами. В этих детях самым естественным образом формировалось понимание справедливости, добра, красоты – внутреннее, глубокое понимание, никем не навязанное, но осмысленное и пережитое самими детьми.
Выпускники школы устраивались в жизни вполне успешно. Дети сами решали, где они хотят учить дальше и начинали серьезно готовиться к экзаменам лет с 14 и за три года осваивали все необходимое. Не всегда выпускники поступали с первой попытки. Важно, что они пробовали поступать снова. «Саммерхилл – это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести, – пишет Нилл. – Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики».
«Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире, – пишет Александр Нилл. – У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк – ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком… Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или баните их. Саммерхилл – это школа, где ребенок знает, что его принимают».